Ольга Командирова
Открытая НОД в старшей группе «Пришла волшебница прекрасная, весь мир без красок перекрасила»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по формированию целостной картины мира и развитию речи
Тема: «Пришла волшебница прекрасная, листву без красок перекрасила».
Программное содержание. Учить детей слушать и воспринимать текст без наглядной опоры, находить несоответствия. Продолжать учить составлять описательный рассказ об осени (ранней и поздней, закреплять названия осенних месяцев, признаки осени. Расширять представления о лесе. Воспитывать бережное отношение к лесу и лесным обитателям.
Публикация «Открытая НОД в старшей группе „Пришла волшебница прекрасная, весь мир без красок перекрасила“» размещена в разделах
Словарная работа: лес лиственный, хвойный, смешанный; опушка леса, тайга, еловые лапы, корабельный лес.
Предварительная работа: Наблюдение за природой в разное время года, заучивание стихотворений об осени, загадывание загадок, составление описательных рассказов о игрушке, об одежде и т. п.
Материалы к занятию: фонограмма: звуки леса; листочки дуба, березы, клена вырезанные из цветной бумаги. Схема описания времен года. Игрушка гриб.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, отгадайте, о ком так говорят: «Пришла волшебница прекрасная, листву без краски перекрасила»?
Дети. Об осени.
Воспитатель. Послушайте внимательно рассказ и скажите, все ли в нем правильно. «Прошло лето и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ёжик – мед, белка – орешки, медведь – капусту, лисичка – яблоки. С юга прилетели птицы. Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц».
Воспитатель. Вы послушали рассказ, все ли верно написал автор?
Дети называют в рассказе ошибки и несоответствия.
Воспитатель. Молодцы, вы были внимательны, за правильные ответы получайте по осеннему листочку.
Ребята, у осени, как у любого времени года три месяца – февраль, июнь, март.
Дети исправляют: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель. Осенью погода всегда ясная, солнечная, теплая.
Дети. Осенью погода часто холодная, дождливая, пасмурная.
Воспитатель. Дети одевают панамы, шорты, сандалии.
Дети. Осенью надевают плащи, куртки и сапоги.
Воспитатель. Ой, ребята, смотрите, к окну прилип последний осенний листок, он нас куда-то зовет, наверное, в лес. Хотите отправиться на прогулку в лес, но сначала нужно одеться. Дети имитируют, как они одеваются (самомассаж) перечисляют предметы одежды и обуви.
Воспитатель. На чем отправимся в путешествие?
Дети предлагают, останавливаем свой выбор на автобусе.
Выбираем водителя, строимся, едем.
Водитель объявляет остановку «Лесная»
Воспитатель. Давайте зайдем в лес и оглядимся. Чтобы в лесу не заблудиться будем держаться вместе, повторяйте за мной:
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Очень долго мы шагали.
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнем,
А потом гулять пойдем.
Воспитатель. Вот поваленное дерево, давайте присядем на него, и послушаем звуки леса (включаю фонограмму).
Дети, что вы услышали?
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу.
Дети. Тихо, не шуметь, чтобы не спугнуть птиц и зверей, не оставлять после себя мусор, это вредит лесу, не разрушать гнезда и муравейники. Не срывать паутину.
Воспитатель. Все природой придумано не зря. Нет ничего лишнего, не нужного. Посмотрите, какие деревья в этом лесу.
Дети рассматривают плоскостные изображения деревьев, развешенные в разных местах комнаты на уровне глаз детей.
Дети называют деревья, сравнивают стволы и ветви.
Воспитатель. Ребята, а вас же есть листочки с этих деревьев. Отгадайте, с какого дерева ваш листок.
Дидактическая игра «С какого дерева листочек»
Дети подбегают к тому дереву, с какого у них листочек (дубовый, кленовый, березовый). Все действия проговариваются детьми: «Я подошел к березе, потому. Что у меня березовый листочек и т. д.
Воспитатель предлагает наклеить листочки на деревья. Украсить их последней листвой.
Дети наклеивают листочки.
Воспитатель. Ребята, а как называется лес, где растут ель, сосна, кедр и т. п.
Дети. Хвойные леса.
Воспитатель. А как называется лес, где растут лиственные деревья?
Дети. Лиственные леса.
Воспитатель. А где растут и те и другие?
Дети. Смешанные леса.
Воспитатель. А сейчас мы с вами в каком лесу?
Дети. В смешанном.
Воспитатель. Почему?
Дети. Потому, что кроме дуба, березы и клена здесь есть еще елочка.
Воспитатель. Ребята, смотрите, а что под елочкой лежит? Конверт какой-то, он весь в осенних листочках. Это наверно, осень оставила? Заглянем в него. Ой, да тут письмо.
Воспитатель достает схему описания времен года.
Воспитатель. Ребята, это письмо-схема, по ней мы можем составить рассказ о любом времени года, давайте составим рассказ об осени.
Воспитатель составляет свой рассказ об осени, последовательно придерживаясь схемы. Затем составляют свои рассказы дети (2-3 ребенка)
Воспитатель. Правильно, вы сказали, что птицы улетают в теплые края, а знаете ли вы перелетных и зимующих птиц? А я сейчас проверю.
Дидактическая игра «Перелетные птицы»
Воспитатель. Если я называю перелетную птицу, вы машите руками, как птицы крыльями. Если зимующую приседаете.
Воспитатель. Молодцы, знаете, птиц, и были внимательны.
Ой, смотрите, кто это там под елочкой, это гриб боровик – хозяин леса. Давайте поздороваемся с ним.
Дети здороваются.
Воспитатель. Грибок, расскажи нам о лесе, ведь ты здесь долго живешь, вот какой богатырь вырос.
Гриб хвалит детей за то, что они правильно ведут себя в лесу, не ломают веток. Даже деревья укрыли листвой. А знаете, как называется край леса – опушкой! Ветви елей называют – лапами. Самый дикий, труднопроходимый лес – тайга. А еще я хочу вам рассказать, что из сосен делают мачты для кораблей, т. к. стволы у них высокие, прямые и крепкие. Поэтому эти сосны называются корабельными.
Воспитатель. Спасибо, тебе грибок, нам пора возвращаться в детский сад, там нас ждут дела и наши игрушки. Садимся в автобус, поехали.
Водитель объявляет остановку: «Прогимназия».