Папки-передвижки

НОД по познавательному развитию «История пуговки»

Ольга Калинина
НОД по познавательному развитию «История пуговки»

Цель – познакомить детей с историей появления пуговицы на Руси, заинтересовать их коллекционированием пуговиц для создания дома мини – музея пуговиц.

Задачи: 1- рассказать детям о функции пуговицы в давние времена на Руси (украшение, застежка, талисман (оберег, знак); 2- познакомить с разновидностями пуговиц, выполненных из различного материала (железные, стеклянные, пластмассовые, деревянные, обтянутые кожей и тканью, пуговицы ручной работы (из ракушек, джинсовые пуговицы; 3 – учить определять и сортировать пуговицы по виду, размеру, цвету, с 2,3,4 отверстиями, с ушком; 4- обогатить словарь детей относительными прилагательными, ввести в активный словарь детей новые слова : «кляпыш», «оберег», «предки», «прясть», самоцветы. 5 – развивать творчество, самостоятельность и коммуникативные навыки при выполнении коллективной работы из пуговиц «Сельский пейзаж».

Публикация «НОД по познавательному развитию „История пуговки“» размещена в разделах

Раздаточный материал: пуговицы одинаковой формы и размера, пуговицы, изготовленные из различного материала, разной формы, цвета и размера, заготовки для создания картины из пуговиц.

Демонстрационный материал: презентация «Истории маленькой пуговицы». Политическая карта мира.

Техническая поддержка: компьютер

Ход.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу рассказать и показать вам интересную историю. А что это вы такие серьезные. Давайте поднимем наше настроение. Солнце утром рано встало, Всех ребяток приласкало, Дружно к солнышку тянитесь, И друг другу улыбнитесь. Солнца лучика поймайте, Всем вокруг скорей раздайте.

Поднялось ваше настроение, готовы услышать мою историю. Тогда отгадайте загадку: «Одеваться соберешься, без меня не обойдешься, знают взрослые и дети, застегну я все на свете». Что это. Воспитатель: Конечно, это пуговица. У каждого из нас есть такая помощница. Посмотрите друг на друга, что вы видите. Найдите на своей одежде пуговицу и расскажите о ней. Рассказы детей. Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна пуговица. Почему пуговицы все такие разные. Представьте себе, что в далекие времена, когда наша Родина называлась Русью, пуговиц не было. Как же люди обходились без них. Хотите узнать. Проходите к компьютеру.

Дети садятся полукругом около компьютера и смотрят презентацию «История пуговки».

Рассказ воспитателя во время презентации: «В далекие времена люди делали себе одежду из шкур животных. Набрасывали на плечи и обвязывали ее вокруг пояса. Неудобная была такая одежда: движения затрудняла, постоянно распахивалась. Для скрепления одежды стали применять кости животных, которые продевали в дырочки. Шли века. Люди научились прясть шерсть, делать ткань, шить одежду. Предки русской пуговицы датировались 6 веком и выполняли функцию оберега. Пуговицы были внутри полыми в виде шарика, в который помещали кусочек металла (например, олово). При ходьбе кусочки пуговицы гремели и отпугивали злых духов. Лишь в 14 веке появилась верная помощница пуговицы - петля. Ребята, а сейчас у нас 21 век, как вы думаете, это было давно или недавно.

Древнерусские пуговицы изготовляли из меди, серебра, золота, жумчуга и были они как украшение на одежде. Форма пуговицы стала приближаться к современной, когда ее стали половинить. А половинки называли чашечками. А еще на Руси делали пуговицы «кляпыши» : палочку из серебра обвивали золотыми нитками до тех пор, пока не получался шарик. Самые маленькие «кляпыши» были размером с горошинку, а самые большие размером с куриное яйцо. Хотите попробовать сами изготовить «кляпыш».

Воспитатель и дети берут палочку и ниточки, наматывают нитки на палочку. Разминка для пальцев во время работы по изготовлению «кляпыша».

«Нанизывала Люся на ниточку пуговицы, раз, два, три - много пуговиц не бери. Рассыпались пуговицы, отругают Люсеньку. Сделали из пуговиц красивые бусы, на шею надела в зеркало глядела. Вот какие бусы у девочки Люси».

Воспитатель: Вот и получились у нас старинные пуговицы. А теперь я предлагаю вам выйти и лечь на коврик. Физкультминутка – релаксация. На ковре котята спят, просыпаться не хотят, и мурлыкают во сне. Вот на спинку все легли, расшалились все они, лапки вверх и все подряд все мурлыкают, шалят.

Воспитатель: Подойдите к своим столам и посмотрите на пуговицы. Перед вами современные пуговицы. Из чего они сделаны. Чем отличаются пуговицы, лежащие перед вами. Рассортируйте пуговицы по цвету, форме, количеству отверстий.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Выложите из пуговиц прямую линию, волнистую, круг, квадрат. Попробуйте выложить из пуговиц какое-либо изображение. Что у вас получилось.

Воспитатель: Подойдите, пожалуйста, к карте (политическая карта мира). Найдите на карте нашу страну Россию, а теперь я покажу вам маленькую страну Польшу. В Польше есть музей пуговиц. Дети, а вы бы хотели коллекционировать пуговицы. Как вы думаете, зачем надо коллекционировать пуговицы. Недавно мы с вами стали создавать панно «Гора самоцветов», на ней будет пейзаж из пуговиц. Хотите его посмотреть. Физкультминутка. По дорожке шли, шли, смотрим, пуговка лежит, нагнулись, подняли, удивились, не моя ли. Нет, моя не потерялась. Может у кого- то оторвалась. А мы пуговку возьмем и в ладошке понесем. К нам на горочку пришьем.

Воспитатель: Дети, а почему панно так называется. А что такое самоцветы. Какой формы и цвета пуговицы вы видите на панно. Это панно мы с вами будем делать очень долго. А вы хотели бы сами создать картинку из пуговиц. Подойдите к своим столам, перед вами заготовки. Выберите их по желанию и приступайте к работе.

Дети делают аппликацию их пуговиц, которая потом собирается в картину «Сельский пейзаж».

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам дома сделать мини – музей пуговиц, разложите их по размеру, цвету, количеству отверстий, чтобы мама могла быстро найти необходимую ей пуговицу.

Публикации по теме:

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект «Волшебная пуговица» Кракосрочный, познавательно-исследовательский проект "Волшебная пуговица" Участники проекта: * дети среднего дошкольного возраста (4-5.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «В гостях у Пуговки» Цель: Познакомить с многообразием пуговиц; их назначением. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Задачи: Учить классифицировать пуговицы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по познавательному развитию «История пуговки»
Опубликовано: 24 июня 2014 в 14:13
+95Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 85.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД