Получи документы

НОД в старшей группе детского сада «Путешествие в прошлое нашей Родины»

Татьяна Астахова
НОД в старшей группе детского сада «Путешествие в прошлое нашей Родины»

НОД в старшей группе детского сада

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, Социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Познавательное развитие- Расширить и уточнить знания о России, Формировать уважение и любовь к родине, чтить традиции русского народа. Познакомить детей с крестьянским бытом, утварю. Дать понятие о том, как вели хозяйство на Руси, как проводили досуг. Дать представление о народном костюме и народных промыслах. Воспитывать желание узнавать что – то новое о жизни других людей.

Публикация «НОД в старшей группе детского сада „Путешествие в прошлое нашей Родины“» размещена в разделах

Социально – коммуникативное развитие- Дать представление о социокультурных ценностях нашего народа и об отечественных традициях. Формирование основ безопасности в быту на примере древней традиции. Формирование социально – коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его)

Речевое развитие- Развивать навыки коллективного общения, умения вести диалог и слышать собеседника. Пополнить словарь детей такими совами как: изба, крыльцо, деревянная посуда, ухват, миска, чугунок, кувшин, русская печь, полено, похлебка, короб, сундук, туесок, лучина, кочерга, лапти, прялка, веретено и др.

Художественно – эстетическое развитие- Воспитание эмоционального и осознанного отношения к художественному произведению, умение увидеть, услышать, прочувствовать и переживать различные эмоциональные состояния посредством художественного слова. Познакомить детей с различными видами фольклора (песня, пословица, поговорка, загадка) .Развивать навыки театральной инсценировки. Закрепить навыки лепки из соленого теста.

Физическое развитие- Дать представление о подвижной народной игре. Развивать умение играть по правилам.

Формировать правильную осанку, умение двигаться в соответствии с текстом.

Методы и приемы:

Наглядные: показ предметов, иллюстраций, картин, муляжей, демонстрация экспонатов музея, показ образца во время лепки, показ способа действий при игре. Использование ТСО.

Словесные: объяснение, рассказ воспитателя, рассказ детей, чтение стихотворения.

Практические: игра, работа с тестом.

Материалы и оборудование:

Глобус, экспонаты музея «Крестьянская изба» (печь, ухват, полено, горшок, чугунок, кочерга, деревянная и глиняная посуда, короб, сундук, лапти, веретено, прялка, ведро, удочка, сеть, народные костюмы, иллюстрации с изображением лучины, зимних и летних русских народных праздников, соленое тесто, доски для лепки, стеки, скалочки, каравай, видеопроектор, магнитофон.

Формы организации совместной деятельности

Познавательно-исследовательская- Наблюдение (демонстрация момента из крестьянской жизни с использованием костюмов и атрибутов быта прошлого)

Цель: Вызвать у детей интерес к тому, как жили, общались, что ели, как одевались, как развлекались люди в далеком прошлом

Экскурсия (детальное рассматривание экспонатов крестьянской избы, обследование материалов из чего были созданы предметы)

Цель: сформировать у детей представление об обстановке в крестьянской избе, посуде, кухонной утвари, материалах.

Просмотр презентации на тему «Русские традиции и праздники»

Цель: Закрепить знания детей о русских народных традициях в праздники и в будни.

Игровая Театрализованное представление из жизни крестьянской семьи

Цель: Вызвать живой отклик на демонстрацию бытовой ситуации, дать представление о жизни в древности

Русская народная игра «Золотые ворота»

Цель: Познакомить детей с русской народной игрой, совершенствовать умение действовать в соответствии с правилами.

Коммуникативная Беседа (о России, ее многообразии о национальных традициях, о прошлом Руси)

Ответы на вопросы детей во время экскурсии по избе

Цель: Формировать речь детей, поощрять желание детей общаться в рамках той или иной ситуации, вести диалог, пополнить словарь новыми словами.

Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение стихотворения «Русская изба»

Цель: познакомить детей с новым произведением, создать соответсвующее настроение, передать красоту поэтического текста

Знакомство с пословицами и поговорками русского народа

Цель: Приобщение детей к народной культуре

Самообслуживание и элементарный бытовой труд Имитация женской уборки в избе участниками театральной постановки

Цель: воспитание в детях понимания важности труда в быту.

Уборка за собой своего рабочего места после лепки из соленого теста

Цель: воспитание аккуратности и стремления к чистоте на уровне самообслуживания.

Конструирование и ИЗО Лепка из соленого теста

Цель: совершенствовать навыки лепки из соленого теста, развивать умение оформлять свою работу эстетически правильно,видеть красоту.

Музыка Слушание русской народной песни во время экскурсии

Цель: приобщение детей к русской песне, формировать умение получать от песни соответствующий настрой

Пение во время русской народной игры

Цель: уметь замечать, как песня помогает в игре.

Двигательная Физкультминутка

Цель: Снять напряжение,стимулировать работоспособность в течении НОД

Русская народная игра

Цель: Формировать умение двигаться в соответствии со словами песни, повышать двигательную активность.

Логика образовательных областей

1Воспитатель вносит в группу глобус, объясняет, что земля, это наш общий дом, предлагает детям рассмотреть глобус поближе и указывает какое место на земле занимает наша Родина.

Обратить внимание детей на то, что Россия большая. И простирается очень далеко.

Дети рассматривают глобус,отвечают на вопросы о том каким цветом на глобусе обозначены горы, вода, земля.

Создать условия для взаимодействия с воспитателем, закрепить умение работать с глобусом,картой.

2Воспитатель спрашивает у детей как называлась наша родина в далеком прошлом, если дети затрудняются, помогает.

Начинает звучать русская старинная песня, воспитатель обращает внимание на это.

Дети дают свои ответы.

Слушают песню.

Закрепить в понимании детей историческое название нашей Родины в прошлом.

Создать определенную атмосферу во время НОД посредством русской песни

3Воспитатель предлагает детям совершить путешествие в прошлое и подводит их к крестьянской избе. Спрашивает, в каких домах живут дети, обращает внимание, к какому жилищу подошли они сейчас.

Читает стихотворение

Савельевой Е. А.

"РУССКАЯ ИЗБА"

Дети отвечают на вопросы, слушают стихотворение.

Дать возможность детям прочувствовать поэтический текст, настроится на определенный старинный лад.

4Воспитатель предлагает войти внутрь импровизированной избы и понаблюдать, что там происходит. В избе на печке сидит девочка в народном костюме и качает куколку

-«Баю-баюшки-баю

Баю детоньку мою.»

Входит мальчик в народном костюме в руке ведерко с водой, низко кланяется хозяйке.

Девочка просит его быть потише, кладет куколку на печку,спускается на пол.

Мальчик садится на лавку, берет миску просит положить ему каши. Девочка достает из печи ухватом чугунок, накладывает кашу, сама садится за прялку. Мальчик встает из за стола, благодарит хозяйку. Сетует на то, что рыбки нет, берет сеть и идет ловить рыбу. Девочка в это время начинает уборку в избе.

Дать возможность детям раскрыться в театральных образах, закрепить знания о быте в старину.

5Воспитатель предлагает обсудить то, что ребята только что увидели. Задает наводящие вопросы. Например, как вы думаете, почему девочка вытаскивала чугунок ухватом? для чего нужна печь? И проч.

Обращает внимание на то, как поздоровался мальчик. Чем занимается девочка?

Дети обсуждают увиденное. Отвечают на вопросы. Закрепление знаний о жителях древней Руси, о традициях, кухне и быте крестьян.

6Воспитатель предлагает пройти в избу и посмотреть обстановку внимательно, потрогать экспонаты,понять из чего они сделаны, каково их назначение. Хозяева приглашают всех внутрь, встречают гостей хлебом и солью.

Закрепление знаний русских традиций

7Воспитатель рассказывает о каждом экспонате (утварь, посуда, прялка,) рассказывает, как освещалась изба в старину, показывает картинки,иллюстрации лучины. Обращает внимание, что открытый огонь, как в печи, так и в лучине, это очень опасно. Рассказывает о мерах безопасности которые применяли в старину, чтобы не обжечься (ухват, под печкой оббитый железом пол, под лучиной ушат с водой).

Дети слушают воспитателя, обследуют экспонаты, задают вопросы. Закрепление знаний о русском быте и мерах безопасности в русской избе во избежание пожара.

8Воспитатель подводит детей к пище и муляжам еды (мед, каша, блины, фрукты, яйца, овощи,ягоды, орехи, зерно, грибы сушеные, каравай и проч.)

Обращает внимание на то, как питались в старину, предлагает сделать перерыв на физкультминутку

Гриша шел, шел, шел,

(Дети идут по кругу)

Белый гриб нашел.

Раз - грибок, (Нагибаются и кладут грибы в кузовок).

Два - грибок,

Три – грибок,

Положил их в кузовок.

Дети участвуют в обсуждении старинной пищи, говорят, что из этого мы употребляем в пищу сегодня.

Закрепление знаний о старинной пище

Снятие напряжения посредством перерыва на физминутку

9Воспитатель предлагает посмотреть презентацию на тему «Русские традиции и праздники»

Дети садятся на подушечки на удаленном расстоянии от экрана Расширение знаний о русских традициях и праздниках

10Воспитатель просит хозяев избы поиграть с детьми в русскую народную игру Дети в народных костюмах начинают игру»Золотые ворота.

Знакомство с русской народной игрой, создание веселой атмосферы

11Воспитатель загадывает загадку про хлеб

Есть такие слова

«Он всему голова»

Хрустящей корочкой одет

Мягкий, черный, белый (хлеб)

Воспитатель просит вспомнить детей о том, как встретили их хозяева дома. Рассказывает о старинной традиции встречать гостей хлебом и солью, потому,что хлеб это главное богатство русской семьи. Гостей встречают самым дорогим.

Просит вспомнить пословицы и поговорки о хлебе

Дети отгадывают загадку, вспоминают пословицы и поговорки о хлебе Закрепление устного народного творчества

12Воспитатель говорит детям о том, что сегодня им предстоит очень интересная работа, они будут лепить, но не из пластилина, а из соленого теста. Каждый сможет сам испечь такой каравай, какой только захочется, показывает детям настоящий каравай из хлеба, обращает внимание на то, какой он красивый, пышный,ароматный,как затейливо украшен.

Дети проходят каждый к своему месту, приступают к работе.

Раскладывают свои работы на скатерти

Закрепление навыков лепки из соленого теста.

13Воспитатель говорит о том, что путешествие в прошлое Руси подошло к концу, что сегодня они с детьми очень внимательно обследовали русскую избу и узнали много интересных и новых слов, узнали о традициях,тех,которые еще живут в народе и тех, которые уже ушли в прошлое, узнали о хозяйстве и быте народа,послушали песню и поиграли в русскую народную игру. Угощает детей блинами.

Дети угощаются блинами.

Пробудить интерес детей к русским традициям, поддержать стремление пополнить коллекцию старинных вещей в музее русской избы в детском саду. Прививать любовь к Родине.

Публикации по теме:

Комплексно-тематический план реализации проекта «Овощи и фрукты-полезные продукты» 31.03.14 Социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие. Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу». Обсуждение с родителями.

План образовательной деятельности в средней группе по программе «Радуга» Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность в средней группе «Смешарики» по программе «Радуга» с учетом ФГОС ДО на 2014 – 2015.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД в старшей группе детского сада «Путешествие в прошлое нашей Родины»
Опубликовано: 28 сентября 2014 в 14:56
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД