Папки-передвижки

Консультация «Нормы развития речи у ребенка дошкольного возраста»

Анна Блохина
Консультация «Нормы развития речи у ребенка дошкольного возраста»

Каждый родитель задается этим вопросом, но не каждый находит на него ответ. Развитие речи ребенка – это не только звукопроизношение, но и словарный запас, умение составлять предложения, выражаться грамматически правильно (например, при согласовании слов или при употреблении местоимений и глаголов прошедшего времени) и т. д. Посмотрим же, что и как должен говорить ребенок в каждом возрасте.

Публикация «Консультация „Нормы развития речи у ребенка дошкольного возраста“» размещена в разделах

Показатели речевого развития детей 3-4 лет.

Звукопроизношение.

1. Отсутствие шипящих (ш, ж, ч, щ)

2. Отсутствие соноров (л, ль, р, рь).

3. Твёрдые и мягкие звуки дифференцируют большинство детей.

Слоговая структура слова.

1. Правильно произносит слова от одного до трёх слогов (кот, банька, корова).

2. Слова со сложной слоговой структурой и стечением согласных могут быть искажены.

Фонематическое восприятие.

1. Показ на картинках слов- паронимов (лук-люк, мишка-мышка, коза - коса, мишка - миска).

2. Выделение [р] из ряда звуков (игра "Разведчик": ребенок должен хлопнуть только когда услышит звук Р (рычание собаки): п, м, н, ш, р, л, в.)

Развитие словаря.

1. Различают и называют части предметов, их качества /величину, цвет, форму, материал /.

2. Называют некоторые сходные по назначению предметы /туфли- ботинки /.

3. Понимают обобщающие слова: игрушки, обувь, посуда, мебель.

Развитие грамматического строя речи.

1. Морфология.

-Согласуют слова в роде, числе, падеже.

-Употребляют существительные с предлогами: в, на, под, за (под столом, за шкафом.)

2. Словообразование.

- Употребляют сущ. в форме ед. и мн. ч., обознач. животных и их детёнышей (теленок - телята, лисенок -лисята)

- Употребляют форму мн. ч. сущ. в Р. п. (много коров, телят.)

3. Синтаксис.

- Употребляют предложения с однородными сущ. (На столе стоит пирамидка, кошка, собака.)

- Учатся правильно согласовывать слова в предложении. (У меня синяя лента. У меня синее ведро)

Развитие связной речи.

1. Односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картин, иллюстраций. (Кто спрятался за елкой? Собака)

2. Повторяют за взрослым рассказ из 3-4 предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины. (Это мишка. У него мягкая, коричневая шерстка. На шее у мишки зеленый бант. Он держит флажок. Мишка добрый и веселый)

3. Участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок.

Показатели речевого развития детей 4-5 лет.

Звукопроизношение.

1. Смешение шипящих и свистящих /ш на с, ж на з/

2. Замены соноров /л на р/./Но, если замены на [й], то отмечается отставание в появлении звуков данной группы /.

3. Отсутствие [р],[рь].

Слоговая структура слова.

Правильно произносятся слова из открытых слогов без стечения согласных (панама, из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце (помидорки, троллейбусы).

Фонематическое восприятие.

1. Показ на картинках слов- паронимов (коза-коса, мишка –мышка).

2. Выделение [р] из ряда звуков (п, т, с, р, л, р).

3. Выделение [м], [р]из слов.

Развитие словаря.

1. Употребляют существительные, обозначающие профессии.

2. Употребляют глаголы, обозначающие трудовые действия.

3. Определяют и называют местоположение предмета, время суток, характеризуют состояние и настроение людей.

4. Используют сущ., обозначающие названия частей и деталей предметов (кресло - спинка, ножки, седенье, подлокотники)

5. Используют прилагательные, обозначающие свойства (шерсть - пушистая, мягкая, белая.).

6. Используют наиболее употребительные глаголы, наречия, предлоги.

Развитие грамматического строя речи.

1. Морфология.

- Совершенствуется умение правильно использовать предлоги (Мяч лежит под столом. Мяч достали из - под стола)

- Употребляют формы повелительного наклонения глаголов: лежать (лежи, бежать (беги, ехать (едь).

2. Словообразование.

-Образуют форму мн. ч. сущ., обозначающих детёнышей животных/по аналогии /, употребляют их в И. и Р. п. (телята -телят, бельчата - бельчат)

- Правильно используют форму мн. ч. сущ. Р. п. (столов, стульев)

3. Синтаксис.

- Правильно согласуют слова в предложении.

- Учатся исп. простейшие виды: У меня кошка, а у папы собака. Я люблю лето, потому что летом можно загорать и купаться.

Развитие связной речи.

1. Пересказывают небольшие рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные.

2. Составляют небольшие рассказы о предмете по содержанию сюжетной картины.

3. Совершенствуется диалогическая речь.

4. Поддерживают беседу: правильно по форме и содержанию

задают вопросы, отвечают на поставленные вопросы.

Показатели речевого развития детей 5-6 лет.

Звукопроизношение.

Смешение [л,р,с,ш] в многосложных словах, где есть оба звука (сушки, кораллы).

Слоговая структура слова.

Правильно произносят предложения с большой концентрацией сложных слов (Водопроводчик чинит водопровод).

Фонематическое восприятие.

1. Показ на картинках слов- паронимов (коза-коса, мишка –мышка).

2. Выделение [р] из ряда звуков (п, т, с, р, л, р).

3. Выделение [м],[р]из слов.

4. Выделение ударных гласных в начале слова (Аня – а).

Развитие словаря.

1. Употребляют сущ., обозначающие профессии (повар, учитель.).

2. Употребляют прил., обозначающие признаки предметов (шерсть - мягкая, пушистая, черная)

3. Употребляют наречия, характеризующие отношения людей к труду (аккуратно, вежливо, трудолюбиво.)

4. Употребляют гл., характеризующие трудовую деятельность людей (ремонтирует, учит, лечит.)

5. Употребляют слова со сходным значением, с обобщающим значением (веселится, радуется.)

6. Приллагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляют точно по смыслу.

Развитие грамматического строя речи.

1. Морфология.

- Совершенствуется умение согласовывать в предложении сущ. с числ., прил. (два черных сапога, пять синих васильков)

- Формируется умение использовать несклоняемые сущ. по образцу. (у меня пальто, отдай всем ребятам пальто.)

2. Словообразование.

- Образуют форму мн. ч. сущ., обозначающих детёнышей животных теленок -телята)

- Образуют однокоренные слова по образцу. (снег - снежный, мороз - морозный.)

3. Синтаксис.

- Продолжают учиться составлять простые, сложные предложения.

- Учатся пользоваться прямой и косвенной речью.

Развитие связной речи.

1. Совершенствуется диалогическая (беседа) и монологическая речь (самостоятельное высказывание)

2. Поддерживают непринуждённую беседу, задают вопросы, правильно отвечают на них.

3. Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные тексты без помощи взрослого.

4. Самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картине, по набору картинок, по плану, образцу, из личного и коллективного опыта, передавая хорошо знакомые события.

5. Составляет небольшие рассказы творческого характера.

Показатели речевого развития детей 6-7 лет.

[/b]

Звукопроизношение.

Все звуки речи произносятся правильно.

Слоговая структура слова.

Правильно произносят предложения с большой концентрацией сложных слов (Водопроводчик ремонтирует водопровод).

Читают предложения, скороговорки.

Фонематическое восприятие.

1. Показ на картинках слов - паронимов (коза- коса, миска-мишка).

2. Выделение [р] из ряда звуков (п, т, с, р, л, р).

3. Выделение [м],[р]из слов.

4. Выделение ударных гласных в начале слова (Аня - а)

5. Выделяют первый согласный в словах (автобус - а)

6. Выделяют последний звук в словах (кошка - а, дом - м).

7. Определяют последовательность звуков в словах. (домик - д, о, мь, и, к)

8. Определяют кол. -во звуков в словах (в слове домик - 5 звуков)

Развитие словаря.

1. Расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.

2. Используют в речи синонимы (холодный, ледяной, антонимы (веселый - грустный, существительные с обобщающим значением (стол, стул, диван - это мебель).

3. Употребляют разные части речи точно по смыслу.

Развитие грамматического строя речи.

1. Морфология.

- Закрепляется умение согласовывать сущ. с числ., прил. (два веселых гуся) и местоимения с гл (я рисую, мы рисуем, ты рисуешьвы рисуете)

2. Словообразование.

- Образуют /по образцу/ сущ. с суф. (дом - домик, домище, гл. с приставками (прилетел, подлетел, улетел, залетел, вылетел, сравн. и превосходную ст. прил. (красивый - красивее, красивейший)

- Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова (снег - снежинка, подснежник, заснеженный, снегурочка, снежный.).

3. Синтаксис.

– Используются в речи разнообразные синтаксические конструкции и виды предложения.

Развитие связной речи.

1. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь.

2. Формируется культура речевого общения.

3. Ребёнок самостоятельно но, выразительно, без повторов передаёт содержание литературных текстов, используя различные средства выразительности.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Построение индивидуальной траектории развития ребенка в свете ФГОС дошкольного образования» Одним из достоинств Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является обращение к личности.

Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста» Воспитатель Лушникова Е. С. МБДОУ д\с№30 Консультация для родителей. Тема: «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного.

Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей по теме «Дидактическая игра- как средство развития речи детей дошкольного возраста» Воспитатель: Бурова Ольга.

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей воспитателя Олейник О. В. по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.».

Консультация для родителей «Значение конструирования из бумаги и картона для развития ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей Значение конструирования из бумаги и картона на развитие ребенка дошкольного возраста. Конструирование и ручной.

Консультация для родителей «Значение театрализованной деятельности для развития речи ребенка» Консультация для родителей "Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка" Нарушение речевого развития детей рассматриваются.

Основные показатели познавательного развития ребенка младшего дошкольного возраста Особенности познавательного развития детей младшего дошкольного возраста. Доброхотова Ирина Альбертовна. Особенности познавательного развития.

Значение сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста Значение сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста Сенсорное воспитание - воспитание умения видеть, слышать, осязать, т.

Консультация для педагогов ДОУ «ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка» Консультация для педагогов.

Возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста Речь является врожденной функцией и усваивается каждым человеком индивидуально, а также от подражания речи окружающих. Весь ход речевого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Нормы развития речи у ребенка дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 марта 2019 в 18:33
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД