Наталия Чебордакова
Новый взгляд на игровые методы и приемы в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в образовании. Целью модернизации дошкольного образования является воспитание успешной личности, самостоятельной, здоровой, активной, умеющей креативно мыслить.
Одним из важнейших направлений политики развития ДОУ является формирование новой системы взаимодействия участников образовательного пространства, включающего специалистов ДОУ, родителей и детей. Несомненно, такое направление политики требует существенных изменений в построении образовательного процесса и профессиональной деятельности педагога.
Публикация «Новый взгляд на игровые методы и приемы в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 (далее – ФГТ, внесло в действующую структуру планирования значительные изменения, а именно предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
По ФГТ взаимодействие воспитателя с детьми как в повседневной жизни, так и в совместной образовательной деятельности должно исключать принуждение. Общеизвестно, что развивать детей дошкольного возраста, надо играя. Игра - это прием организации деятельности детей в совместной деятельности или набор приемов, выстроенных как в логике изучения программного материала, так и в логике организации заинтересованной познавательной деятельности дошкольников. Поэтому перед воспитателями стоит задача максимально использовать игровые методы и приемы. Метод – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Игровым методам в классификации методов отводится значительное место. Они помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче, которая воспринимается в этом случае как желанная и лично значимая цель, а не как «обязаловка», навязанная ребенку взрослым.
Игровые методы : 1. Воображаемая ситуация
2. Дидактическая игра
Каждый метод состоит из приемов, который является его элементом, составной частью, отдельным действием в реализации (например, внезапное появление игрушки и др.).
Вы скажите, что воспитатели всегда используют игровые методы и приемы, но, к сожалению, многие из них не всегда эффективны. В одних случаях созданная педагогом игровая ситуация не увлекает детей, не доставляет им, подобно свободной игре, радости и не развивает их. В других – игровые методы и приемы не способствуют эффективному овладению умениями и навыками, ради которых они, собственно, и используются.
Рассмотрим конкретный пример. Воспитатели часто прибегают к такому игровому приему, как приход в гости того или иного игрового персонажа. Педагог изображает стук в дверь, открыв ее, объявляет детям, что к ним кто – то пришел. Возрастной диапазон использования этого игрового приема от 2 до 7 лет. Но если малыши 2 – 4 лет с неподдельным, искренним интересом относятся к приходу игрушки, то у детей 5 – 7 лет такой прием может вызвать плохо скрываемую насмешку.
Главная ошибка в использовании игровых методов и приемов в работе воспитателей – беспорядочность в их использовании и несоответствие игровых методов способам построения сюжетно-ролевой игры на разных возрастных этапах дошкольного детства.
Согласно исследованиям, проведенным Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой, с 2 до 7 лет дети постепенно овладевают тремя способами построения сюжетно – ролевой игры:
1. Предметно-действенный способ – на этапе раннего и младшего дошкольного возраста; и
2. Ролевый способ – в среднем дошкольном возрасте;
3. Сюжетосложение – условно можно отнести к старшему дошкольному возрасту.
Главный принцип отбора игровых методов и приемов – это соответствие способам построения сюжетно-ролевой игры детей данного возраста.
Младший дошкольный возраста (3 – 4 года)
1. одушевление игрового персонажа, который в НОД будет выступать в качестве партнера ребенка при выполнении задания и в последующей игре.
Например, чтобы привлечь внимание маленьких детей к приемам работы с краской, используется одушевление изобразительных материалов: кисти, которыми рисуют дети, превращаются в девочек – кисточек.
2. использование различных сюжетов для побуждения детей к более сложным способам построения игры по окончанию НОД, переходу от условных предметных действий к ролевому поведению.
Например, к моменту окончания НОД (дети рисовали травку для зайчат, воспитатель по телефону звонит с мамой – зайчихой, которая просит детей подогреть молоко и напоить зайчат и поиграть с ними.
3. осуществление «превращения» одних предметов в другие, пользоваться предметами-заместителями и многое другое.
Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет)
1. принятие нужной роли и действовать в этой роли.
2. заинтересовать детей ролями и обеспечить их действия содержанием, которое способствовало бы вхождению в роль.
Например, воспитатель берет на себя роль мамы – зайчихи. Спрашивает, кем бы хотели быть дети. Затем организует работу по принятию детьми роли зайчат (попрыгать, поесть морковку). Затем ставит игровую задачу : мама – зайчиха, опасаясь за жизнь зайчат, предлагает им сделать щиты и изображение деревьев, за которыми они могли бы спрятаться от волка, а потом учебную: «я научу вас делать щиты и рисовать деревья».
Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет)
1. отбирать яркие и выразительные образы, способствующие развитию у детей внутреннего сопереживания героям и желания оказать им практическую помощь.
2. представлять сюжет, используя ролевое поведение и привлекая все возможные средства для беспредметного игрового действия – мимику, изобразительные действия, интонации и т. п.
Например, воспитатель берет в руки лист белой бумаги, показывает его детям и читает стихотворение В. А. Приходько «Белый город» :
Этот город –
Белый город.
Он под белым полотном.
Очевидно, белый город
Околдован колдуном…
Затем дети расколдовывают город.
НОД «Рисование машины» (рисование с натуры).
Воспитатель рассказывает детям, что в лесу пропала машина с подарками для лесных жителей, а найти ее не могут. Им нужно развесить по лесу картинки с точной копией пропавшей машины. Воспитатель просит детей помочь лесным жителям и нарисовать картинки машины.
Наиболее часто встречаемые игровые методы и приемы :
1. Приход или встреча сказочного героя (Незнайка, Карлсон, лесной житель, мультипликационного героя).
2. Дети отправляются в путешествие, на прогулку, в сказку, в гости и др.
3. Получение письма с просьбой о помощи, посылки и т. п.
4. По сюжету сказки (чтение литературного произведения и решение образовательных задач).
5. Внесение волшебного предмета (клубочек ниток, ящик, волшебная палочка).
6. Использование загадки, чтение стихотворения, рассказ сказочной истории и др.
В результате психолого – педагогических исследований было установлено, что потребность в игровой мотивации сохраняется и в старшем дошкольном возрасте. Дети пяти лет вначале принимают учебные задания только в том случае, если полученные знания могут сразу использовать в игре, рисовании или другой деятельности.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть: игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого, пусть и маленького, человека, заглянуть в который нам и помогает окошко с волшебным названием «Игра»…
Список используемой литературы
1. Кабанова, О. А. Развитие игровой деятельности детей 2 – 7 лет: метод. пособие для воспитателей / О. А. Кабанова, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева. – М. : Просвещение, 2010. – 96с.
2. Карелина, И. А. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : курс лекций: учебно-методическое пособие / Карелина И. А. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. – 68с.
3. Касаткина, Е. А. Игровые технологии в образовании и воспитании… Существуют ли они? / Е. А. Касаткина// Дошкольное воспитание. - 2009. № 12. – с. 17-20
4. Михайленко, Н. Я. Как играть с ребенком / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – 3-е изд., дораб. – М. : Обруч, 2012. – 176с.
5. Тарарышко, С. И. Подготовка воспитателя дошкольного учреждения к игровой форме обучения детей: методические рекомендации / Тарарышко С. И. - Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007. – 23с.