Приложение МААМ

Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего возраста

Светлана Салимгариева
Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего возраста

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»

К. Паустовский

Методический паспорт проекта.

Название: нравственно - патриотическое воспитание детей младшего возраста.

Состав: дети, родители, педагоги.

Тип проекта: информационно-творческий.

Сроки: долгосрочный октябрь 2013г. – октябрь 2014г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего возраста» размещена в разделах

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству и представляет собой значимую часть сознания, проявляющуюся в отношении к своему народу, истории, культуре, государству.

Патриотизм — это особая направленность поведения граждан, заключающаяся в служении Отечеству. Деятельностная сторона патриотизма является определяющей, так как именно она способна преобразовать чувства в конкретные для государства дела и поступки. Патриотизм - цементирующая основа существования и развития любого государства.

Патриотизм, как говорится в Концепции патриотического воспитания, всегда был наиболее яркой чертой русского характера, которому присущи: гуманизм, законопослушание, веротерпимость, коллективизм, любовь к родной природе. Быть патриотом, значит ощущать себя неотъемлемой частью общества.

Цель проекта

Формирование у дошкольников патриотических чувств и гражданской принадлежности, как важнейшей духовно-нравственной социальной ценности; помощь каждому ребёнку в благотворительном вхождении в современный мир.

Задачи

Расширить знания детей о родном городе, его истории, достопримечательностях, стране.

Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни формировать бережное отношение к природе и ко всему живому.

Развивать коммуникативные навыки.

Активизировать совместную деятельность родителей и детей по внедрению проекта.

Воспитывать у дошкольников эмоционально - положительное отношение к местам, где они родились и живут, к родном дому, семье, улице, городу, стране.

Актуальность проекта

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это широкий контекст социально-личностного развития.

Одним из основных средств духовно-нравственного и патриотического развития является создание такой образовательной среды, которая позволит осуществить полноценное развитие и приобщить ребёнка к общечеловеческим ценностям.

Работая с детьми дошкольного возраста, я, к сожалению, наблюдаю, что даже в этом возрасте дети не проявляют должного интереса к своей Родине. А ведь чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Любить Родину - значит знать ее, прежде всего свою малую Родину.

Принципы обучения

В нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста надо помнить :

• Давать детям материал нужно с учетом принципа от более близкого ребёнку к менее близкому.

• Приобщать детей к культуре, истории природе родного города.

• Необходимо привлекать детей к участию к праздникам, чтобы они проникались общей радостью и весельем.

Поэтому при выстраивании педагогического процесса в работе с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию я учитываю следующие принципы:

Принцип целесообразности заключается в отборе знаний наиболее актуально для ребёнка данного возраста.

Принцип интегративности, который учитывает сотрудничество с семьёй, музеем, библиотекой, событиями в стране, базовой программой дошкольного образования.

Принцип историзма реализующий путё м сохранения порядка описываемых событий сводящим к двум понятиям: прошлое (было давно, настоящее (наши дни).

Принцип гуманности он предполагает умение воспитателя встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноценного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, Родине.

Принцип дифференциации он заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в освоении знаний о семье, стране. Учитывать его психологические особенности, возможности, интересы.

Принцип доступности материал, предлагаемый воспитателем должен быть доступен и понятен детям, соответствовать возрасту.

Эти принципы взаимосвязаны между собой и реализуются в единстве.

Предполагаемые результаты

Эмоциональный отклик ребёнка на ту или иную информацию.

Активное сотрудничество педагогов с родителями при решении задач патриотического воспитания.

Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

Освоение доступных знаний об истории родного города.

Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Распределение работы по этапам проекта.

1 этап - организационный.

Создание условий для реализации проекта.

Подбор иллюстративного и аудио-видео материала по теме.

Введение родителей в проект.

2 этап - исследовательский.

Знакомство с материалами проекта.

Поиск решения проблемы.

Организация работы через виды деятельности.

3 этап - заключительный.

Интегрированное занятие «Мой город»

Презентация проекта.

Объем и содержание работы 2 этапа.

Поставленные задачи по нравственно-патриотическому воспитанию решались во всех видах деятельности:

- игровой;

- коммуникативной;

- трудовой;

- двигательной;

- познавательно-исследовательской;

- музыкально-художественной;

- в восприятии художественной литературы;

- продуктивной,

и проходили в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, затем становились самостоятельной деятельностью дошкольников.

НОД:

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование «Дома на нашей улице»

Аппликация «Наша улица», «В нашем городе построим большой дом»

Конструирование «Мой дом»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Познание «Моя малая Родина», «Мой дом – моя крепость»

ОО «Речевое развитие»

Составление рассказа по теме «Дом, в котором я живу»

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Беседы, способствующие воспитанию гордости за свою малую Родину:

«Имя нашего города»; «Моя родная улица»; «Памятники нашего города».

Дидактические игры: «Моя семья», «Узнай по описанию», «Я знаю пять ….», «Уроки доброты», «Права ребенка», «Профессии» - способствовали активности и любознательности детей, развитию речи и других психических процессов.

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки – матери», «Путешествие по городу», «Магазин сувениров», «Военные» и др.

Чтение художественной литературы: «Гуси – лебеди», «Веретено», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Крошечка - Хаврошечка», пословицы, поговорки, потешки, заклички.

Рассматривание буклетов, иллюстраций, открыток, фотографий, альбомов о городе и стране способствовали эмоциональному восприятию информации.

Семейные экскурсии: музеи города; центральные улицы и площади родного города;

памятные места; городские парки и места отдыха.

Создание мини – музея: «Деревенская изба».

Акции: «Покормим птиц», «Марафон добрых дел» оказали большое влияние на формирование бережного отношения к природе и ко всему живому, развитие желания сохранять и приумножать богатство родного края, сплочение детского коллектива, а также укрепление детско-родительских отношений.

Досуги и развлечения:

- спортивное развлечение «Наши папы»;

- праздники «День матери» и «8 марта».

Эти мероприятия воспитывают любовь и уважение к своим родителям, способствуют созданию семейных традиций.

3 этап – заключительный.

Итогом проекта послужило открытое занятие для педагогов детского сада на тему «Мой город», где дети закрепили ранее полученные знания. На занятии был представлен фильм «Моя малая Родина», в котором дети без труда узнавали знакомые места микрорайона.

Демонстрация презентации проекта «Нравственно - патриотическое воспитание детей младшего возраста» для родителей, детей и педагогов Детского сада.

Работа с родителями.

В родительский уголок выкладывался информационный материал, памятки.

Проводились консультации:

«Мой город – капелька России»

«Роль родителей в воспитании патриотических чувств дошкольников»

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»

Привлекали родителей в познавательную, творческую, двигательную деятельность:

- фотовыставка «Мои любимые места отдыха в Каменске-Уральском»;

- мини-музей «Деревенская изба»;

- изготовление макетов зданий.

Укреплению детско-родительских отношений способствовали и различные досуги:

- праздники «День матери» с чаепитием,

- Весенний праздник «8 марта»,

- спортивное развлечение «Наши папы».

Анализ работа.

Сама деятельность и ее результаты носили эмоционально – положительную окраску. Участие в проекте способствовало формированию у дошкольников положительной направленности поведения в Детском саду и общественных местах, сплочению детей и родителей.

Хочется надеяться, что такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю, будут приумножаться с каждым годом и сопровождать воспитанников всю жизнь.

Перспектива на будущее.

Провести цикл мероприятий, посвященных Дню Победы.

Принять активное участие в организации мини – музея «Наши деды (прадеды) – славные победы»

Совместными усилиями оформить альбомы «Ордена и медали ВОВ», «Памятники героям».

Собрать мини – коллекцию «Музыка военных лет».

Организовать мини – библиотеку «Рассказы, повести, стихи ВОВ».

Проводить ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:

- Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».

- Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».

- «Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.

Заключение

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить свою историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста. То, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.

При рождении ребенок – чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общался маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

Публикации по теме:

Патриотический уголок во второй младшей группеПатриотический уголок во второй младшей группе Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется сделать уютным.

Экскурсия — одна из форм патриотического воспитания в ДОУЭкскурсия — одна из форм патриотического воспитания в ДОУ "Человеку никак нельзя жить без Родины,как нельзя жить без сердца" К. Паустовский. В детские годы формируются основные качества человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего возраста
Опубликовано: 14 февраля 2015 в 19:58
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Салимгариева (УИ 170125) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД