Зухра Аминова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Растим юных патриотов
Югра! Югра! Югра!
Прекрасна ты! Твои леса, твои речушки,
Твои равнины и холмы мы любим искренней любовью.
Посмотри, как природа мила и добра,
Как готова согреть добротою.
Как красиво звучит это – «ХМАО- Югра»,
И возносится небо душою.
Тема патриотизма очень жгучая и больная для нашей страны, потому что в наше время всё больше распространяется погоня за удовольствиями, эгоизм, расчёт, потребительство. Без патриотизма не может быть никакого духовного становления личности. Как же пробудить в ребёнке чувство патриотизма? Как же воспитать любовь к Отечеству? Воспитательные традиции Руси насчитывают более 2000 лет. А ДОУ – начальное звено системы образования и воспитания. Воспитание патриотического чувства, чувства Родины начинается у ребёнка – дошкольника с отношения к семье – проводнику норм, правил, традиций и обычаев, к родному дому. Позже это родной город, родной край, многонациональная Россия и, наконец, наш общий родной дом – планета Земля.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины. А в будущем хочется услышать из уст маленького гражданина своей Родины с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»
Главной целью работы нашего ДОУ №15 «Росинка» является формирование дошкольника как члена гражданского общества, сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой, здоровой, полной сил и энергии личности, способной строить, созидать наше государство.
Сейчас в стране действует программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Задача «формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу» красной нитью проходит через основную образовательную программу, по которой работает наш детский сад. Эта задача актуальна особенно, когда во многих семьях родителей волнуют только проблемы готовности детей к школьному обучению, а вопросы воспитания патриотизма и гражданственности не считаются важными. Сотрудничество с семьями воспитанников помогает родителям осознать важность приоритета семейного воспитания и стать активными участниками нравственно – патриотического воспитания. Семья – это первые жизненные университеты малыша. Атмосфера каждой семьи с её жизненным укладом, интересами воздействует на это крохотное существо. В семье со скупыми проявлениями эмоций, где с детьми не играют, не целуют, а «готовят к суровым будням жизни», растёт замкнутое, скупое, неуверенное маленькое существо. А если родители не давят на ребёнка своим авторитетом, а мудро понимают тонкие истины детства, проявляют нежные чувства, мгновенно реагируют на мельчайшие нюансы поведения ребёнка, растёт в такой семье малыш счастливым, распахнутым навстречу добру, чувствуя себя равноправным членом дружного коллектива.
Как от мощности корня зависит жизнь маленького деревца на протяжении нескольких десятилетий, так и чувство безграничной любви к Родине зависит от заложенных в дошкольном детстве патриотических чувств. Чтобы детский сад мог привить ребёнку нравственно – патриотические чувства, важно, чтобы ребёнок чувствовал себя в нём хорошо, комфортно, чувствовал ласку, защищённость, свою необходимость, полюбил свой детский сад как родной дом. Для реализации этой важной задачи каждым педагогом разработан «Перспективный план работы по нравственно – патриотическому воспитанию», а в ДОУ созданы все условия: педагоги используют разнообразные формы учебно –воспитательного процесса : интегрированные занятия, беседы, чтение художественной литературы, составление творческих рассказов, игры, викторины, развлечения. Для расширения представлений о родном крае, о замечательных людях Югорской земли в методическом кабинете собран богатый материал: конспекты, разработки игр, литература, буклеты о писателях округа, о природе, для знакомства с достопримечательностями региона и страны в группах создана предметно – развивающая среда, уголок с патриотическими символами. С целью поддержания интереса к событиям, происходящим в стране, организуются тематические выставки, для закрепления знаний о флаге, гербе и гимне России зал к праздникам оформляется символикой государства и округа, стоя исполняется гимн. В рамках преемственности с МОУ СОШ № 5 очень интересно прошла игра – викторина «Знатоки Югорской земли», наши воспитанники – частые гости детской библиотеки, ведётся тесное сотрудничество с городским этнографическим музеем, регулярно организуются совместные выставки поделок, рисунков родителей и детей, чтение и обсуждение детских книг, конкурсы стихов, организуются различные мастерские. Родители принимают активное участие в музыкальных и театрализованных представлениях. Надолго запомнится детям День народного единства, где взрослые и дети представили интересные концертные номера, оформлены буклеты с фотоматериалом. Ко Дню Матери музыкальные руководители, творческая группа ДОУ и мамы подготовили и провели литературно - музыкальную композицию «Сердце матери – в детях» с приглашением работников телевидения города. С целью воспитания уважения к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов организуем возложение детьми цветов к памятнику маршалу Жукову, приглашаем ветеранов на праздник в ДОУ, вручаем самодельные подарки детей. Для расширения представлений об истории семьи, закрепления домашнего адреса, имён и профессий родителей в группах оформлены семейные альбомы. С целью решения природоохранных задач изготавливаем кормушки, скворечники, в каждой группе оформлен уголок природы, вместе с родителями высаживаем деревья. С ранней весны и до глубокой осени ведётся работа в огороде, дети наблюдают за ростом цветов и овощей, учатся ценить труд взрослых. Для углубления и уточнения знаний о родной стране, воспитания уважения к людям труда в каждой группе создан мини – музей на разные темы и с разнообразным развивающим материалом. Главным подспорьем в обучении и воспитании наших детей является краеведческий музей нашего детского сада, где собран богатейший материал с символикой округа и страны, есть портреты руководителей, предметы труда, быта разных народов, редкие экспонаты, творческие работы педагогов, детей и родителей. Детям объясняем, что каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Педагоги проводят беседы о том, что Земля – наш общий дом, важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции. В конце ноября прошёл педагогический Совет, на котором был подведён итог работы по нравственно – патриотическому воспитанию за первые три месяца учебного года. Педагоги подготовили интересные презентации, отчёты, буклеты, во время блиц – опроса показали прекрасные знания истории родного края и любимой страны, которые они с успехом вкладывают в своих воспитанников.
Наша задача состоит в том, чтобы не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. В этом педагогам помогает комната, оформленная в стиле «русской избы» с домашней утварью, русской печкой, самоваром и вышитой скатертью. Личное становление детей Севера происходит в экстремально сложных условиях, обусловленных холодным климатом и резко континентальным переходом в короткое лето. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развитие духовности. Меняются времена, эпохи, люди, но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Наша страна дала миру великих полководцев, освободителей, Толстого и Пушкина, первопроходцев космоса. Нашим детям есть чем гордиться, и мы приложим все силы, чтобы они выросли настоящими патриотами, а не «Иванами, не помнящими родства».