Приложение МААМ

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников (проектное задание)

Анжела Коротченко
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников (проектное задание)
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Воспитание нравственности у дошкольников – очень важная и ответственная задача, которая стоит перед педагогами и родителями, от ее решения зависит будущее нашей страны. Воспитать новое поколение, с твердыми нравственными устоями возможно, если с детства заложить фундамент доброты, любви, милосердия в процессе освоения ценностей традиционно отечественной культуры. Поэтому в настоящее время возрастает интерес к корням, обычаем русского народа, которое долгое время были в забвении.

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников (проектное задание)» размещена в разделах

Приобщение детей к прошлому своей Родины является средством формирования их нравственных, патриотических чувств и развития духовности.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры должно отводить важное место для:

- воспитание любви к Родине, родному городу

- формирование основ моральных качеств

- формирование нравственных чувств

- возрождение национальной памяти (традиции, фольклор, художественные промыслы, декоративно-прикладное искусство.)

Актуальность проекта необходима педагогам, т. к. в наши дни нарушились традиции, порвались нити, которые накрепко связывали старшее и младшее поколения. Поэтому так важно теперь возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению те нравственные устои, патриотические настроения, которые пока еще живы в людях старшего поколения, вынесших чистоту помыслов, чувство любви к Отечеству, к своему народу.

Гипотеза. Воспитать патриота своей Родины принимающего близко к сердцу ее интересы и заботы можно, если воспитывать у дошкольников нравственно-патриотические чувства через синтез искусств (музыка, изобразительная деятельность, художественная литература).

Цель: реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных качеств у детей посредством знакомства с русским народным творчеством.

Задачи :

1. Изучить имеющуюся литературу по воспитанию нравственных качеств детей.

2. Определить совокупность педагогических условий, обеспечивающих воспитание нравственных качеств в образовательном пространстве детского сада.

3. Разработать систему тематического планирования.

Глава 1

Тенденции развития нравственного воспитания дошкольников

Проблема нравственного воспитания всегда была актуальна в исследованиях педагогов и психологов. Теоретическую основу исследования составили работы отечественных ученых: О. С. Богдановой, Е. В. Бондаревской, Б. Т. Лихачева, В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко, С. А. Козлова, Т. А. Куликова, а также исследования итальянского педагога Марии Монтессори и ее последователей.

С. А. Козлова и Т. А. Куликова рассматривают нравственное воспитание как целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретно общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе способы и формы взаимодействия выражения к людям, природе, самому себе.

Нравственное воспитание включает в себя формирование качеств личности, характеризующих отношение к самому себе, другим людям и видам деятельности.

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает к воспитанию верный ключ к сердцу человека…», именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям и национальной культуре нашего народа.

В справочниках научной литературы понятные определения «нравственности» следующие:

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Нравственное развитие – это процесс, с помощью которого дети анализируют общественные понятия, что такое хорошо и что такое плохо.

Нравственная культура личности – это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношении с другими людьми ценности, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию.

Нравственные качества – это совокупность принятых и хорошо усвоенных личностью моральных норм, принципов и правил, которые под влиянием возникших гуманных чувств, применяются добровольно и правильно.

Народное творчество – это художественная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, изобразительное и декоративно – прикладное искусство.

Народная культура – это совокупность отдельных направлений, видов, жанров, объектов.

С. А. Козлова результатом нравственного воспитания считает появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.

В. Г. Нечаева в свою очередь определяет нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитанника и требования с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель облагораживания человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Качества умного, воспитанного человека не рождаются вместе ребенком, они приходят, в процессе формирования человека, гармонически сочетающего духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Начиная работу по проекту «Воспитание нравственно-патриотических качеств у детей» нами выделены три основных параметра нравственного воспитания :

1. Осознание нравственных категорий (т. е. наличие у детей представления о нравственных категориях, личностных качеств человека, нравственно-правовых знаний и знаний правил поведения, норм взаимоотношений с окружающими).

2. Наличие ценностных ориентаций (насколько у ребенка развита эмоционально-чувственная сфера, личностное принятие нравственных знаний).

3. Сформированность отношений к окружающим людям (сформированность нравственных отношений в поведении, наличие активности у дошкольника в разных видах деятельности, оценочные суждения об окружающих людях).

Исходя из этого, составлен перспективный план работы, который включает 5 тематических блоков:

1. Устное народное творчество;

2. Обрядовые праздники;

3. Народные игры;

4. Русское народное пение;

5. Декоративно-прикладное искусство

Поставленные задачи в каждом блоке решаются во всех видах детской деятельности: на интегрированных занятиях (изо деятельность, физическая культура, музыкальная деятельность, в играх, в труде, в быту – т. к. воспитывают в ребенке не только нравственные качества, но и формируют его взаимоотношение со взрослыми и сверстниками. Каждый блок содержит разработки непосредственно образовательной деятельности, бесед, праздников.

Достоинства разработок заключаются в том, что

• Они органически вписываются в общую образовательную программу детского сада, помогая решить поставленные задачи специфическими формами и средствами;

• Предусматриваются в динамике, по ступенчатому признаку развитие нравственных знаний, умений и навыков у дошкольников, в том числе и народного материала;

• Акцентируют внимание на знаниях, умениях и навыках с учетом возрастных особенностей дошкольников;

Предусматривают тесное взаимодействие с социальными учреждениями города: краеведческим музеем, хором русской песни.

При проведении непосредственно образовательной деятельности направлена:

• Создание положительной познавательной мотивации детей;

• Организацию их внимания;

• Активизацию речевого опыта и обогащение словарного запаса дошкольников;

• Формирование способов оценки ребенком собственной деятельности.

Каждое мероприятие включает материал близкий, интересный и доступный детям. Характерными особенностями является повторное обращение к одним и тем же объектам; таким образом, ребенок получает возможность дополнить и углубить свои знания, навыки.

Среди средств обучения не маловажную роль играют:

• Специально подобранный материал;

• Игрушки, карточки, иллюстрации, предметы старины и др. ;

• Работа с игрушкой или картинкой, ролевая игра, коллективно-творческая игра;

• Разучивание потешек, народных песен, пословиц, поговорок и т. д. ;

• Инсценирование сказок, стихов и песен;

• Разучивание народных игр;

• Просмотр видео материалов.

Для решения поставленных задач мы пользовались следующими методами: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время чтения педагогом рассказов; экскурсий в картинную галерею; наблюдений; показа сказок; рассматривания иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр, экскурсий по городу, целевых прогулок; моделирования сказок.

Словесный метод наиболее эффективен в процессе чтения литературных произведений воспитателем, бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателем; ответов на вопросы педагога детьми; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей по схемам; иллюстрациям, моделирование сказок; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; чтения художественной литературы.

Практический метод используется, когда необходимо организовать продуктивную деятельность; провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные и др.); приготовить с детьми различные блюда; оформить коллекцию семян для занятия; сшить кукол к сказкам; организовать постановку сказок, викторин, конкурсов; организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников.

Нам хочется надеяться, что наше будущее поколение усвоит вечные ценности: милосердие, сострадание, правдолюбие, стремление к добру и неприятию зла, любви к Отечеству.

Публикации по теме:

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования Статья 18 "Закона об образовании" гласит: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного.

Консультация «Как знакомить дошкольников с историей и традициями казачества на Кубани» Организационно-методическая работа с педагогами по программе: «казачьему роду нет переводу» Консультация : «Как знакомить дошкольников с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников (проектное задание)
Опубликовано: 9 октября 2014 в 13:56
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников (проектное задание)» (включая файлы) размещена пользователем Анжела Коротченко (УИ 211794) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД