МААМ-картинки

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для дошкольников «Творчество С. С. Торбокова»

Ольга Родионова
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для дошкольников «Творчество С. С. Торбокова»

Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа любого общества и государства, преемственности поколений.

Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в книге, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для дошкольников „Творчество С, С, Торбокова“» размещена в разделах

В воспитании у подрастающего поколения нравственно-патриотических чувств большой вклад внес известный шорский поэт Степан Семенович Торбоков. Он воспевает красоту природы и родного языка, до глубины души затрагивая её самые тонкие струны. Он хотел, чтобы человек, внедряясь в природу, всегда помнил, что сам он есть такая же неотъемлемая часть этой самой природы, причем часть не самая большая и не самая сильная, но, что чрезвычайно важно, - могущая быть мудрой и сострадательной. Немало стихотворений Торбоков написал специально для детей.

На основе творчества поэта в нашем детском саду было разработано и проведено занятие о жизни и традициях шорского народа, а также о природе Кузбасса. Дети с нескрываемым интересом слушали историю родного края, о его коренных жителях – шорцах, участвовали в играх и обсуждениях.

Степан Семенович Торбоков родился в 1900 году в том месте, которое много позже стало именоваться городом Осинники. А во время его рождения это был аймак (район, состоявший из нескольких шорских аалов (деревень) во главе с улусом (селом) Тагдагал (параллельное название - Осиновка). Родным селением поэта был аал с поэтическим названием Тайлеп.

Аал являлся одним из центров бытования традиционного шорского сказительства, т. е. в этом аале испокон веков жили потомственные кайчы - мастера-исполнители героических сказаний. Кайчы в поэтической форме повествовали о тюркских древних героях и их деяниях, исполняя свои сказания не только ритмизованным рассказыванием, но и параллельно (в первую очередь) - горловым пением (называется «кай») под собственный аккомпанемент кай-комуса - двухструнного инструмента типа кобзы.

Степан Торбоков вырос в удивительной атмосфере народной поэзии. Более того, от своих прямых предков по линии отца он унаследовал талант кайчы, т. е. обладал великолепной памятью, мог после первого или второго слушанья какого-нибудь кайчы запомнить, а потом хранить в памяти десятки сказаний, каждое из которых вмещает в себя несколько тысяч строк-стихов; великолепно пел горлом и виртуозно подыгрывал себе на кай-комусе.

В соответствии с кондомской традицией кая-сказительства Степан Торбоков пел с сильным сжатием гортани, но тихим голосом и в чуть замедленном темпе.

Всю свою жизнь он успешно исполнял героические сказания, их в его репертуаре было более 50.

Шорский народ знает его и помнит как одного из великих своих кайчы.

Известно, что если человек действительно талантлив, то талантлив во многом. У Степана Торбокова в молодости проявился дар поэта.

На написание собственных стихов на шорском языке подвигло Торбокова и то обстоятельство, что в 30-х – 40-х годах шорский язык и шорская культура, в том числе фольклор, были практически стерты с лица земли. Во время репрессий был уничтожен Горно-Шорский национальный район (1939 год, свелось на нет национальное образование, была закрыта газета на шорском языке, прекратилось издание книг и учебников на родном языке для школ и педагогического техникума. Репрессии коснулись в первую очередь всех грамотных шорцев, деятелей культуры, в том числе кайчы: кто-то был расстрелян, кто-то – посажен, кто-то – просто замолчал.

В своих стихотворениях Степан Торбоков рассказывает о быте шорского народа, о природе Кузнецкого края, об изменениях, произошедших в судьбе его народа.

Таким образом, С. Торбоков навсегда сохранил для истории, для своего народа и всего человечества более 50 шорских героических сказаний, несколько сказок, много песен, загадок, пословиц.

Кузбасс

Среди высоких гордых гор

Простор Кузнецкой котловины.

Синеют блюдечки озер,

Пестрят коврами луговины.

Вихрами дыбятся леса,

Пронзают небо стрелы кранов,

И заводские корпуса

Дымят, как трубки великанов.

Пусть о тебе, мой край родной,

Молва идет-шумит по свету:

В твоей богатой кладовой

Каких сокровищ только нету.

С. Торбоков так вспоминал об истории родного края: «Шорцы приняли русских казаков, как друзей. Не только боев, но и каких-либо вооруженных стычек между ними не происходило. Русский народ помог нам перейти от полудикого кочевого образа жизни к настоящей оседлой жизни, научил строить избы, хозяйствовать на родной земле, поделился своей мудростью и фольклором. Шорцы очень любят слушать русские сказки и сказания, потому что в них есть немало общего с нашими легендами и преданиями».

Изба

Жили мы когда-то в тесной юрте,

Разъедал глаза нам едкий дым.

О порядке добром, об уюте

И не снилось родичам моим.

На земле и ели мы, и спали,

Темный люд, слепая голытьба.

Но однажды в мир тоски, печали

К нам шагнула русская изба.

С четырьмя углами и трубою

Под тесовой крышей с потолком,

Светлая, пропахшая сосною,

С теплым полом - шлепай босиком.

Стали наши юрты вроде пугал

По сравненью с этаким жильем.

Ходим в полный рост.

В передний угол

Грамоты почетные кладем.

И душа поет, поет как птица,

Радуется солнечной судьбе.

И не может счастье уместиться

Даже в этой праздничной избе.

Мир

Повстречался мальчик черноглазый,

Лет шести, задира из задир.

Удивил меня короткой фразой:

- Дяденька, а что такое мир?

Промолчишь в ответ - обидой ранишь,

Говорю с улыбкой малышу:

- Все узнаешь - старым скоро станешь.

Ну, а впрочем, слушай. Расскажу.

Посмотри, как солнышко лучится,

А людей на улице не счесть.

Смех веселый. Радостные лица.

Все спокойны. Это мир и есть.

Папы дома нету - на работе.

Кто он, знаешь?

- Знаю. Бригадир.

- Ты одет. Обут. Здоровый малый,

Молоко и яйца можешь есть.

Может, не с того совсем я края

К объясненью мира подступил,

Но малыш сказал мне: - Понимаю,

Понимаю, - тихо повторил.

На родине поэта в г. Осинники ежегодно проводятся ставшие традиционными Торбоковские чтения, на которых регулярно выступает хор «Русской песни» п. Высокий с песнями, написанными на стихи Торбокова. На тексты поэта написано около 100 песен нашим Кузбасским композитором Ф. Д. Ладыко.

Публикации по теме:

«Моя дружная семья». Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников .

Доклад на семинаре по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить в наших детях, заложить.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для старших дошкольников «Помним своих героев. П. А. Бринько» Подготовила: Гончарова Т. С., воспитатель МДОУ «Ясли-сад №175 г. Донецка» Тема: «Помним своих героев. П. А. Бринько.» Цель: Формирование.

Конспект занятия для старшей группы по нравственно — патриотическому воспитанию. «Мое село — моя малая Родина»Конспект занятия для старшей группы по нравственно — патриотическому воспитанию. «Мое село — моя малая Родина» октября в нашем детском саду прошел семинар воспитателей Нижнегорского района по реализации проекта «Моя малая Родина». Воспитание у ребенка.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Русский каравай» Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Русский каравай» Воспитатель МБДОУ.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Дружная семейка» Воспитатель Хренкова Г. В. Программное содержание: Закрепить знания: детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Региональный компонент: край мой Смоленский» Тема нравственности и патриотизма.

Конспект открытого занятия для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию «Ладушка в гостях у детей» Конспект открытого занятия для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию "Ладушка в гостях у детей" (старшая группа). Задачи:.

Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию для старших дошкольников с ЗПР Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего возраста с ЗПР. Митришкина Татьяна Павловна Структурное.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Моя Родина» Проект «Моя Родина» разработана с учетом ФГОС и Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Р. Ф. …» Составила Грибанова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для дошкольников «Творчество С. С. Торбокова»
Опубликовано: 27 ноября 2017 в 07:23
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД