Елена Жаткина
Нравственно-экологическое воспитание детей в условиях детского сада
Нравственно-экологическое воспитание детей в условиях детского сада.
Как говорил В. А. Сухомлинский: «Через красивое – к человечному, такова закономерность воспитания».
Экологическое воспитание дошкольников нужно рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за нашу Землю, и каждый может сохранить и приумножить ее красоту.
Публикация «Нравственно-экологическое воспитание детей в условиях детского сада» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Если учесть возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. А. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т. д.). А активная позиция способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т. д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение людей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний.
Разумеется, одних знаний недостаточно для того чтобы сформировать у детей гуманное отношение к природе – необходимо включить их в практическую деятельность – создать условия для постоянного, полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания. А также в нравственно-экологическом воспитании дошкольников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. В результате всей этой деятельности у учащихся развивается внимание, память, мышление, речь, расширяется кругозор, они упражняются в умении сравнивать, классифицировать, находить сходства и отличия, делать обобщения и умозаключения.
«Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!»