Лучший педагог года

Нравственное воспитание детей в труде

Айзиря Каримова
Нравственное воспитание детей в труде

Нравственное воспитание детей в труде.

Задача нравственного воспитания детей многогранна и может быть реализовано путем использования всех средств и мер педагогического воздействия. Проанализировав состояние работы в своем дошкольном учреждении, мы решили обратить особое внимание на трудовую деятельность детей. Ведь в труде формируются такие качества личности, как стремление доводить начатое дело до конца, чувство коллективизма и товарищества, чувство долга и ответственности, гордость за свои трудовые успехи и успехи товарищей, уважение к труду.

Публикация «Нравственное воспитание детей в труде» размещена в разделах

Однако правильно организовать деятельность детей, отвести ей достаточное место в режиме дня, оборудовать помещение – далеко не все. Необходимо придать ей воспитывающий характер, а это достигается благодаря ведущей роли педагога.

Задача методического кабинета состоит не только в том, чтобы вооружить воспитателей определенными знаниями о руководстве детской деятельностью, но и научить их использовать эту деятельность для формирования у детей нравственно – волевых качеств.

Правильная организация трудового воспитания предполагает :

1. Создание условий для разносторонней трудовой деятельности детей.

2. Систематический контроль за ее осуществлением.

3. Повышение теоретических знаний коллектива путем семинаров, чтения педагогической литературы.

4. Проведение семинаров – практикумов по ручному труду.

Работу по совершенствованию трудового воспитания начали с оборудования методического кабинета: собрали перспективные планы, разработали примерные конспекты занятий, оформили альбомы, подобрали методическую литературу, составили рекомендации по обучению детей работе с различными материалами.

Важнейшая задача, которая стояла перед нами, - вызвать у детей живой интерес к трудовой деятельности, желание трудиться. Для этого были созданы определенные условия. В своей дальнейшей работе мы основывались на три положения:

а) дети любят делать то, что любят и умеют делать их воспитатели и родители;

б) немаловажное значение имеет обстановка, в которой дети трудятся;

в) детям больше нравится делать что – то для других, чем для себя.

Решили создать свой уголок, в которой ребята могли бы заниматься различными видами ручного труда. Для этого мы отвели определенный уголок, совместно с родителями.

На первых порах воспитатели испытывали трудности в обучении детей работе. Мы старались помочь им: составили примерный план работы, подготовили различные рекомендации по обучению детей способам работы.

Исследования советских психологов показывают, что при организации совместной трудовой деятельности детей нужно вносить в нее нравственные мотивы. Недостаточно научить ребят определенным трудовым процессам, надо сформировать у них обобщенные представления о значимости труда, раскрыть его роль в жизни общества и на этой основе – правильное отношение к труду, стремление самому принимать в нем участие.

Эти проблемы стали темой наших семинарских занятий. Предварительно мы побеседовали с детьми по ряду вопросов: что ты любишь делать и почему? Какой вид труда тебе больше нравится и почему? Пришли к выводу, что самые благородные побуждения могут утратить силу, если деятельность по своему характеру малоинтересна, сопряжена с трудностями или слишком продолжительна. Здесь сказываются возрастные особенности дошкольников, в частности быстрая «истощаемость» мотива, непродолжительность его действия. Усилить и продлить это влияние можно не только путем простого напоминания, повторения, но и формирования у ребенка особого эмоционального отношения к ситуации. Так, воспитатель рассказывает детям о том, как обрадуются родители подделкам сделанными ребятами. Это наполняет деятельность детей особым смыслом, вдохновляет их. Чувство своей причастности к радости другого поддерживает первоначальное желание на протяжении всей деятельности. Так нравственные побуждения получают важную внутреннюю поддержку.

Следующая задача, которая стояла перед методическим кабинетом, - раскрыть значимость работы по трудовому воспитанию и научить педагогов управлять этим процессом. Здесь особая роль отводилась педсоветам, консультациям, коллективным просмотрам и семинарам.

А. С. Макаренко писал: «Ребенок должен воспитываться так, чтобы решающим моментом в трудовом усилии была не его занимательность, а его польза, его необходимость». Задача педагога – раскрыть детям объективную необходимость их труда и тем самым содействовать воспитанию чувства долга. Не следует думать, что старшим дошкольникам еще рано говорить о высоких целях труда. Такие беседы необходимы, но они должны быть доступными и понятными, должны сопровождаться наглядными примерами. Показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, всей страны очень важно для воспитания патриотических чувств. Мысль о том, что все созданы руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка.

Чтобы работа по нравственному воспитанию была систематической и целенаправленной, мы учитывали знания, полученные детьми в предыдущих группах, ближайшее окружение, место работы родителей, основные предприятия города, приобрели наглядный материал, в которых папы и мамы наших воспитанников рассказывали о своих профессиях.

Одна из важнейших задач методического кабинета – пропаганда педагогических знаний среди родителей. Помимо всех известных форм работы с семьей, мы решили привлечь пап и мам к непосредственному участию в труде совместно с детьми. Нередко приходилось показать родителям некоторые трудовые операции, чтобы они смогли обучать детей дома. Многие папы и мамы охотно откликались на предложения участвовать в конкурсе поделок.

В заключение хочется привести слова В. А. Сухомлинского: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

Публикации по теме:

Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы.

Презентация Духовно-нравственное воспитание в детском саду Из опыта работы старшего воспитателя 13 ноября в нашем детском саду в рамках Рождественских чтений состоялось заседание круглого стола на тему "Духовно-нравственное воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственное воспитание детей в труде
Опубликовано: 14 октября 2013 в 19:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД