МААМ-картинки

Нравственное воспитание девочек и мальчиков в семье и ДОУ

Екатерина Маршакова
Нравственное воспитание девочек и мальчиков в семье и ДОУ

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.

Публикация «Нравственное воспитание девочек и мальчиков в семье и ДОУ» размещена в разделах

Вся система работы с воспитанниками в дошкольном учреждении базируется на ценностях и нормах национальной культуры, формировании у детей бережного отношения к историческому опыту своего народа, стремлении к разумному балансу между традицией и новацией в воспитании. В первую очередь педагоги ориентируются на целостное развитие личности каждого ребенка, стимулирование ее способности к самоопределению в культуре, совершенствованию, творчеству.

Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания.

Использование народных традиций в воспитании необходимо прежде всего, потому что они неразрывно связаны со многими сторонами мировоззрения и взаимоотношения людей, в них наиболее ярко и своеобразно отражен накопленный и умноженный тысячелетиями народный опыт, человеческая мудрость и выражается характер и душа народа, лучшие черты истории семейно-бытовой жизни общества. Национальная культура сохранила ценности, традиции полоролевого воспитания, помогающие регулировать поведение людей разного пола в семье и социуме, способствующие развитию женского и мужского достоинства, формированию гуманных взаимоотношений полов, основанных на взаимопонимании, взаимодоверии, взаимоуважении.

Анализ первоисточников и работ по этнопедагогике показывает, что в раннем и дошкольном детстве игры были основой всестороннего развития как девочек, так и мальчиков. Все народные игры были проникнуты принципом справедливости, воздания по заслугам и заставляли девочек и мальчиков в равной степени подчиняться воле всех. Но при этом дети осознавали свою связь с коллективом — образовывалась привычка к безусловному подчинению общепринятым установленным порядкам, что является важным средством «социализации» ребенка, приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития. Так, например, с помощью считалок определяли того, кто «водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение. При этом все остальные дети не огорчались, не обижались на своих товарищей и принимали сложившуюся ситуацию как должную.

От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность. Особенно значителен был статус женщины-матери. Ее воспитательное воздействие признавалось настолько определяющим, что и положительные, и отрицательные результаты воспитания приписывались в первую очередь ей.

При воспитании детей с 3 до 4 лет в крестьянской семье наблюдается меткое распределение обязанностей по воспитанию девочек — матерями, а мальчиков — отцами. При этом на первый план выступает отец, который как бы несет ответственность за передачу детям навыков социального поведения и привития им норм общественной жизни.

Наивно было бы полагать, что народная педагогика поможет современным родителям решить проблемы воспитания детей с учетом их гендерных особенностей. Всему свое время и место.

Вместе с тем становится очевидным, что многое из опыта народной педагогики, к сожалению, остается за пределами знаний воспитателей и родителей, а потому не используется.

Мы считаем, что накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах способствует овладению ребенком ценностями и способами полоролевого поведения. С этой целью дети знакомились с русскими народными играми, заучивались пословицы и поговорки о женских и мужских качествах, семье, труде; проводились беседы на темы: "Обязанности детей в крестьянской семье", "Семейные традиции и обычаи русского народа", "Как трудились и отдыхали в старину", "Как росли мои родители?" и др. Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью.

Правильное отношение мальчиков к девочкам и девочек к мальчикам мы прививаем через следующие методы:

1. Через беседы и рассматривание иллюстраций по теме "Человек и его поступок";

2. Чтение художественной литературы Е. Серовой "Нехорошая история", С. Седова "Сказка про Сережу и Лену";

3. Провожу занятия по темам: "О красоте мужской и женской", "Настоящий мужчина", "Настоящая женщина", "Труд мужской и женский";

4. Просмотр и обсуждение диафильма "Рассказ о неизвестном герое";

5. Использование схемы-действия полоролевого поведения для девочек и мальчиков.

После таких бесед и занятий мальчики будут считать, что обидеть девочку - это некрасиво, стыдно, что заступиться за девочку - долг каждого. А привлекательную книгу или игрушку нужно уступить девочке, подождав своей очереди. При этом очень важно, чтобы мальчик понял : "Я уступаю не потому, что слаб, а потому, что силен!".

Воспитание культуры нравственного поведения мальчиков и девочек одинаково для тех и других. Разница наблюдается лишь в оттенках, учитывающих особенности их психофизического развития, что и является гендерным подходом к дошкольникам.

Однако нельзя злоупотреблять такими требованиями к мальчикам, которые постоянно ставят их в положение подчинения. Это не принесет пользу ни мальчикам, ни девочкам, поэтому, я просто напоминаю мальчику : "Помоги, пожалуйста", "Принеси, пожалуйста", "Прояви внимание". В таком случае мальчики не чувствуют себя ущемленными в правах, а напротив, ощущают себя покровителями.

Помочь ребенку уважать в себе будущего мужчину достигается в самых обычных будничных делах. Например, дети возвращались с прогулки. Донести корзину до группы, нагруженную до верха игрушками, лопатками, лейками вызвались два мальчика. Я их похвалила и обратила внимание детей, сказав, что они самые сильные, "как богатыри". После этих слов, те дети, которые шли "налегке", начали предлагать свою помощь девочкам. Кому не хочется быть богатырем!

Отношения между мальчиками и девочками я строю на принципе равенства.

Воспитание девочки не должно расслаблять ее волевые качества, ибо взгляд на женщину, как на слабое существо противоречит современному строю нашего общества. Девочки также должны проявлять смелость, настойчивость, умение уступать, оказать помощь.

Но именно в семье дети настигают азбуку нравственности.

Очень часто в иерархии семьи современного типа мать занимает главенствующую позицию, и как следствие отсутствие стабильности в занимаемых гендерных позициях. Поэтому ребенок часто не осознает роли, отведенной его полу. Подомная асимметрия в распределении половых ролей характерна для неполных семей, где чаще всего «родителем» является мать-одиночка или бабушка.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера: излишняя мягкость, феминизированность. Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира. В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности» ребенок, наоборот, становится черствым и жестким.

Тесная эмоциональная близость мальчика с матерью в период дошкольного детства влияет на его отношения со сверстниками, порой осложняя их, а сильный материнский гнет отрицательно сказывается на формировании личности.

Девочки легче адаптируются к разным ситуациям: они менее чувствительны, чем мальчики, в этом возрасте, и полностью копируют своих мам, бабушек, но при этом также не всегда знают, как вести себя и как строить отношения с представителями противоположного пола. Дочери разведенных родителей перенимают критическое отношение матери к ушедшему отцу и мужскому полу вообще.

Неоднозначно и влияние отцов. Например, напряженные, плохие отношения с отцами сильнее влияют на формирование половых девиаций у мальчиков и девочек, чем взаимоотношения с матерью. Слишком строгий и требовательный отец, которому ребенок никак не может угодить, подрывает его самоуважение. Было установлено, что роль отцов в усвоении ребенком половой роли может быть особо значимой — они в большей степени, чем матери, приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей. Если мужчина покинул семью до того, как его сыну исполнилось пять-шесть лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи.

Важно изучить семейные условия воспитания, кто из членов семьи особенно близок ребенку, кого он больше слушается, какие игрушки ему покупают и т. д. Необходимо знать и положение ребенка в группе детского сада (популярность его в среде сверстников). Система взаимодействия с различными категориями семей должна строиться на основе анализа комплекса названных факторов.

Выделяют несколько групп дошкольников, нуждающихся в индивидуальном сопровождении: единственный ребенок в семье; ребенок из неполной семьи; дошкольники, имеющие отклонения в полоролевом развитии.

Планирование содержания просветительской деятельности ДОУ должно осуществляться на основе анализа состава семей ДОУ и проблем, которые испытывают родители в воспитании мальчиков и девочек. Например, в случае достаточно большого количества неполных семей в ДОУ с данной категорией семей целесообразно проводить целевые консультации, тренинги. При наличии в ДОУ многодетных семей можно организовать обмен родительским опытом по воспитанию дружбы, взаимопомощи между детьми в семье. В настоящее время актуальной становится разработка психолого-педагогического сопровождения семей с приемными детьми, семей опекунов.

Вовлечение семей в участие в образовательном процессе ДОУ является одним из приоритетных направлений взаимодействия с семьей. В педагогической теории и практике используются различные формы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ. Участие родителей в создании предметно-развивающей среды, организация семейных конкурсов, участие в работе кружков, студий, организованных в ДОУ, проведение акций, приуроченных к Дню пожилого человека, Дню Матери, Дню защиты детей и др. Все названные формы взаимодействия весьма эффективны и в решении задач гендерного воспитания дошкольников.

В условиях обостряющегося кризиса семьи, разрушения семейных идеалов задача воспитания будущего семьянина, начиная с дошкольного возраста, особенно актуальна.

Эффективное решение данной задачи возможно только при взаимодействии ДОУ и семьи. Положительно зарекомендовали себя в педагогической практике такие формы приобщении ребенка к семейным ценностям, как:

• составление семейной родословной, вовлечение в этот процесс родителей, бабушек, дедушек, детей;

• составление герба семьи;

• создание семейных историй;

• оформление фотовыставок семейных увлечений;

• включение ребенка в деятельность, направленную на семью (изготовление различных изделий, поделок для украшения дома, поздравлений для близких, подарков для членов семьи);

• создание семейных музеев (истории семьи, семейных предметов, коллекций);

• создание копилки семейных игр;

• создание копилки семейных кулинарных рецептов.

Совместная деятельность родителей и детей способствует сплочению семьи, пробуждению у детей интереса к истории своей семьи, помогает родителям лучше понять своих детей.

Помочь наладить в семье дружеское взаимодействие, приобщить членов семьи к семейным ценностям, к формированию семейных традиций позволяет проведение совместных с ДОУ мероприятий, таких как семейные конкурсы «Мама, папа, я — спортивная семья», «Знатоки правил дорожного движения», «Знатоки родного края», конкурсы совместного творчества родителей и детей.

Отдельно нужно сказать об участии отцов в воспитании детей в современной семье. В связи с ростом в настоящее время числа неполных семей многие дети лишены мужского общения в семье, не имеют в качестве объекта для подражания мужской модели поведения. Крайне важно вовлекать отцов воспитанников в образовательный процесс, приглашать их на встречи с детьми как представителей мужских профессий, привлекать к руководству кружками, в которых занимаются мальчики.

Итак, эффективное решение задач нравственного воспитания возможно только в тесном содружестве семьи и детского сада, при условии формирования гендерной компетентности родителей на основе адресной дифференцированной помощи конкретной семье и активном вовлечении родителей в образовательный процесс ДОУ.

С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в "Уголках для родителей" оформлялась наглядная информация, на родительских собраниях производился обмен опытом по воспитанию детей, проводилось индивидуальное психологическое консультирование.

На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми старших групп, мы заметили, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умели договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

Через сказки, былины и народные праздники, дети получают информацию об идеалах мужчины, женщины, семьи, содержащейся в народной культуре; способность дать эмоционально-ценностную оценку образам мужчины, женщины, семьи. Получают первые уроки добра и мужества, терпения и благодарности, любви и уважения.

Народная культура, сохраняя базисные ценности наших предков, содержит уникальные формы упорядочивания отношений между полами, идеальные образы семьи, мужчины, женщины и реальные пути приближения к ним, что помогает структурировать переживания себя как человека определенного пола, встраивать их в социальный контекст.

Фольклор, народные праздники, игры, танцы, произведения декоративно-прикладного творчества, обладают существенными возможностями для формирования адекватного национальному менталитету гендерному образу "Я" девочки и "Я" мальчика".

Создавая предметно-развивающую среду в группе, надо стараться дифференцировать ее с учетом гендерных особенностей детей, делая основной акцент на правильный и равноколичественный набор игрушек для девочек и мальчиков.

Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников, но и является основой его самостоятельной деятельности.

Основной задачей, которую надо решать при оформлении помещений детского сада с учетом гендерных особенностей детей, является оказание помощи ребенку в том, чтобы он имел возможность многократного подтверждения того, что она - девочка, а он - мальчик. Поэтому надо по мере возможности использовать простейшие маркеры гендерных различий, но с учетом индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка.

Окружающая среда в помещении группы дошкольного учреждения для детей начинается со шкафов для одежды, на которые наклеиваются индивидуальные метки. В нашей группе эти метки для детей изготавливали родители совместно с воспитателями.

Лесенка для поделок. (уголок дежурств) – Фото. При изготовлении меток важно помнить, что в значительной степени усилить их выразительность может цвет фона (для девочек один, а для мальчиков другой).

Подобрали форму для физкультурных занятий для девочек и мальчиков. Недопустимо в подборе цвета ориентироваться на традиционную, но не оправдавшую себя дифференциацию: для девочек используются оттенки только розового цвета, а для мальчиков - голубого.

Кроватки для девочек и мальчиков. Разного цвета покрывала у девочек и мальчиков, фото детей.

Полотенца для девочек и мальчиков. Приходила в гости кастелянша, знакомилась с девочками и мальчиками, и предложила подобрать для всех девочек полотенца одного цвета, а для мальчиков – другого.

Туалетные кабинки. Разделены, есть дверь и обозначены картинками.

Было изучено много психологической литературы и выявлено, что разные игрушки, объединенные общей игрой, дают возможность целостного развития. При выборе же игрушки ориентироваться следует не столько на пол, сколько на возраст ребенка.

Помещение, в котором проводят время дети - это целый мир или даже множество миров для девочек и мальчиков. Здесь все, начиная от стен, мебели и заканчивая игрушками, становится для них своеобразным окном в мир. И то, что смогут увидеть девочки и мальчики из этого окна, повлияет на формирование их вкуса, взглядов, уверенности в себе и своих возможностях и многое другое, что связано с развитием личности маленького ребенка.

Содержание этих двух зон одинаково полное, целостное, многофункциональное, как у девочек, так и у мальчиков. Материалы и оборудование, которыми будут пользоваться девочки и мальчики (мягкие игрушки, настольно-печатные игры, книги, комплекты предметов - заместителей и т. п.) располагаются в группе по обоюдной договоренности.

Разделение пространства группы на две зоны не говорит о том, что девочки и мальчики играют отдельно. Они также с удовольствием взаимодействуют друг с другом.

Например, в зоне девочек находится чемодан с инструментами, т. е. при игре в «Семью» мальчики могут использовать инструменты в роли папы. В зоне мальчиков расположен чемодан доктора, где девочки могут оказать «медицинскую помощь» мальчикам при необходимости, в соответствии с сюжетом игры. А так же в группе созданы зоны для совместных игр и взаимообщения.

2. С момента рождения и на протяжении всей жизни человек является действительным членом сообщества. Семья, подобно другим социальным механизмам, не может существовать вне традиций, не следуя определенным образцам деятельности, которые воспроизводятся каждым новым поколением. Родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка, и в том числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности.

Общеизвестно, что присущая ребенку-дошкольнику способность к подражанию позволяет ему рано выбрать среди окружающих его взрослых определенный образец поведения. Сначала он имитирует некоторые внешние признаки поведения того человека, которого выбирает в качестве примера для подражания, затем происходит более глубокое «приравнивание» себя к личности человека-образца. При этом ребенок заимствует не только проявления некоторых действий и внешних отличительных признаков, но и такие сложные качества личности, как мягкость или решительность, стойкость или доброта, отзывчивость.

Анализ первоисточников и работ по этнопедагогике показывает, что в раннем и дошкольном детстве игры были основой всестороннего развития как девочек, так и мальчиков. Все народные игры были проникнуты принципом справедливости, воздания по заслугам и заставляли девочек и мальчиков в равной степени подчиняться воле всех. Но при этом дети осознавали свою связь с коллективом — образовывалась привычка к безусловному подчинению общепринятым установленным порядкам, что является важным средством «социализации» ребенка, приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития. Тик, например, с помощью считалок определяли того, кто «водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение. При этом все остальные дети не огорчались, не обижались на своих товарищей и принимали сложившуюся ситуацию как должную.

Наивно было бы полагать, что народная педагогика поможет современным родителям решить проблемы воспитания детей с учетом их гендерных особенностей. Всему свое время и место.

Вместе с тем становится очевидным, что многое из опыта народной педагогики, к сожалению, остается за пределами знаний воспитателей и родителей, а потому не используется.

В наши дни родительская семья по-прежнему остается важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей младшего дошкольного возраста, но, по мнению И. С. Кона, которое мы разделяем, уже «не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху». Сказывается как развитие системы общественного дошкольного воспитания, так и изменение структуры и функций самой семьи (ослабление традиционной роли отца, занятость женщин, сокращение количества детей в семье, преобладание нуклеарных семей и т. д., а также нередкое желание родителей переложить ответственность за развитие личности собственного ребенка на плечи учреждений дошкольного воспитания.

Но роль семьи сохраняется. В семье ребенок душой и телом отдыхает от образовательного учреждения, где его личность тонет в массе других. Сердечность семейных отношений, забота и ласка, внимание к индивидуальности каждого ребенка дают ту опору, которая на многие дальнейшие годы определит характерные особенности личности.

В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители. Потенциал семьи в формировании личности девочек и мальчиков дошкольного возраста безграничен. Именно родители, эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как никто другой, хорошо знают индивидуально типологические особенности раннего развития своего ребенка, основные симптомы недомоганий, индивидуальные особенности ритма жизни, так как с момента его рождения находятся рядом.

В результате специального изучения было установлено, что в настоящее время значительная часть родителей (82 %) положительно относится к воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей, но при этом только единицы (5%) знают, как это делать. А как быть с остальными?

Было установлено, что положительное влияние на родителей оказывает обсуждение с ними вопросов о роли матери и отца при воспитании ребенка в русских традициях; о роли матери и отца в крестьянской и дворянской русской семье; о значении «образа матери» и «образа отца» в появлении у детей дошкольного возраста полоролевых стереотипов поведения.

Сотрудникам дошкольных образовательных учреждений в первую очередь важно помнить, что у родителей воспитанников тоже было детство, и воспоминания, связанные с ним, являются опорой при овладении новым педагогическим содержанием.

3. Взаимодействие в ДОУ.

Многих родителей тревожит проблема детской ревности при появлении у ребенка младшего братишки или сестренки, проблема агрессивности мальчиков и девочек, проявление детской сексуальности. По волнующим родителей вопросам возможна организация консультаций специалистов, диспутов и др.

В организации просветительской деятельности ДОУ возможно использование таких положительно зарекомендовавших себя в педагогической практике форм взаимодействия, как оформление информационных стендов, организация лектория для родителей, выступления специалистов, медиков, психологов, организация школ для молодых родителей, родительских клубов. Не менее важно обучить родителей конкретным методикам осуществления дифференцированного подхода в воспитании детей. С этой целью целесообразно проведение тренингов, открытых просмотров.

Помощь родителям в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей оказывают и информационные буклеты с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье и проведение обучающих семинаров и конкурсов для родителей по этой теме.

Публикации по теме:

Гендерное воспитание в детском саду №45 (группа «Почемучки»)Гендерное воспитание в детском саду №45 (группа «Почемучки») Гендерное воспитание детей в детском саду (из опыта работы) Составила:Колчина Юлия Николаевна 2011 учебный год Гендерное воспитание.

Презентация по гендерному воспитанию детей старшей группы Актуальность проблемы:Современный быстро меняющийся динамичный мир. Социальные изменения привели к разрушению традиционных стереотипов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственное воспитание девочек и мальчиков в семье и ДОУ
Опубликовано: 4 апреля 2013 в 22:36
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД