Светлана Авдеенко
Нравственное воспитание старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на научно-практической конференции.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Чувство патриотизма у детей формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к близким, к родному краю.
Публикация «Нравственное воспитание старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В этом возрасте дети подвержены влиянию окружающих и очень важно, как мы воспитаем в них доброту, веру и справедливость, желание помочь ближнему. Поэтому нужно уже с самого раннего детства воспитывать в детях нравственно – патриотические чувства, гордость за свою Родину. Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственный верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству. Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир через деятельность.
Ведущим видом деятельности старших дошкольников является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Научные исследования О. И. Жуковской, А. А. Люблинской, Т. А. Марковой, Р. С. Буре в области педагогики и психологии подтвердили, что дошкольникам, особенно старшим, доступно чувство любви к родному городу, краю. Однако в данном возрасте невозможно сформировать убежденя, но можно заложить глубокие эмоциональные основы патриотических
чувств.
Вопрос о взаимосвязи представлений и поведения ребенка особенно актуален в теории современной дошкольной педагогики и вызывает большие трудности в воспитании детей в детских садах и семье. Связующим звеном в этом процессе должна стать работа взрослых над развитием эмоциональной сферы ребенка и воспитанием его нравственных чувств.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
• изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования «Формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры»;
• подобрать диагностические методики, позволяющие изучить формирование представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры;
• разработать планирование работы, направленной на формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры;
• определить эффективность работы, направленной на формирования представлений о нравственных качествах детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Представляю опыт работы дошкольного образовательного учреждения № 5 поселка Ставрово Собинского района. Работа по теме «Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры» проводилась мною в старшей группе в течение учебного года. Детский сад работает по программе «От рождения до школы», где задачи нравственно-патриотического воспитания определены в разделе образовательной области «Социально коммуникативного развития». Основным направлением данного раздела является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.
В своей группе старшего возраста, на основе анализа, диагностики и индивидуальной работы с детьми и их родителями, я выявила проблему: дети имеют поверхостные знания о родном поселке, о Родине в целом, родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.
Изучение результатов диагностики по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников в начале учебного года проводилось с помощью методики, разработанной А. Я. Ветохиной, З. С. Дмитренко.
Выявлен значительно низкий уровень по следующим направлениям:
- положительно-эмоциональное восприятие членов семьи, домашнего окружения, детского сада, города:
- личностное развитие, произвольность:
- социальное поведение, коммуникативность.
Главное направление патриотического воспитания, отраженного в своем опыте работы, является воспитание у старших дошкольников патриотизма посредством сюжетно-ролевой игры.
Определены следующие задачи:
- воспитывать у дошкольников уважительное отношение к людям в общении с близкими и сверстниками;
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет: к родному поселку, улице, краю;
- воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения родного края.
Я поняла, что чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, носить комплексный характер, пронизывая все виды детской деятельности. Решая поставленные задачи, строила свою работу в соответствии с конкретными местными условиями и особенностями детей на основе следующих принципов:
- «позитивныйт центризм» (отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
В своей работе по нравственно-патриотическому воспитанию выделяю несколько этапов:
Первый этап: создание предметно-развивающей среды.
В детском саду мы оборудовали комнату в виде уголка «русской избы», где разместили предметы русского старинного быта : чугунки, крынки, лапти, прялку, самовар, домотканые половики – все те окружающие предметы, которые впервые пробуждают интерес у ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность. Это помогает детям понять, что они – часть великого русского народа. В групповой комнате оборудованы зоны для сюжетно-ролевых игр, подобран игровой материал, атрибуты, костюмы для игр разной тематики.
Осуществлялась предварительная работа: это экскурсии в супермаркет, поликлинику, музей, школу искусств, почту, библиотеку, тематические беседы, чтение художественной литературы.
Второй этап: организация сюжетно-ролевых игр детей согласно тематическим блокам: «Моя семья», «Мой поселок», Моя Родина», «Будем Родине служить»
Третий этап: выражение своих чувств, полученных от игры в художественном творчестве (рисовании, лепке, аппликации).
этапов:
Дети сами определили название: игра в магазин «Глобус», «Бимарт», распределили соответствующие роли: кассир, консультант, директор. После экскурсии в музей поселка Ставрово дети сами предложили поиграть в эту игру, возникла проблемная ситуация: а с чем играть? Совместно с родителями и детьми были созданы определенные условия для игры : костюмы, предметы быта, картины.
Актуальными являются игры : «Служба спасения», «Семейная клиника», «Военкомат», «Салон красоты», «Выборы президента». Сюжеты взяты из жизни взрослых, в частности из семьи, где детям пришлось с ними столкнуться. И хотя многие впечатления детьми еще не осознаны глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Свои эмоции дети выражают в свободном творчестве – рисовании.
Итоговая диагностика проводилась по той же методике А. Я. Ветохиной, З. С. Дмитренко. Результаты показали значительную положительную динамику.
При сравнении результатов диагностики были сделаны следующие выводы:
- значительно повысился высокий уровень развития, следовательно число детей с низким уровнем развития имеет минимальный показатель или совсем отсутствует. В ходе проведенной работы дети научились осознанно не принимать проявления грубости по отношению к своим близким и друзьям, у них сформированы представления о ценности труда родителей и близких родственников, о школе, о жизни детей в других странах, о способах поддержания родственных связей, они умеют отличать символы государства (герб, флаг, гимн) от символов других стран, проявляют заботу, любовь и уважение друг к другу, понимают зависимость дружеских отношений сверстников от поведения каждого ребенка.
Результат работы позволяет сделать вывод, что сюжетно-ролевая игра в целях формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников является весьма действенным и эффективным средством.