Надежда Леонидовна Енина
Статья: «Нравственное воспитание в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Енина Надежда Леонидовна, воспитатель 1к. к., МБДОУ «ЦРР – д/с «Рябинушка», город Абакан
ИСТОКИ ПАТРИОТИЗМА В СЕМЬЕ «МОЯ СЕМЬЯ – МОЕ БОГАТСТВО»
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому,
Родители – пример ему, Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе. И за слова: легко толкнуть
Детей на не хороший путь. Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
С. Брант
Публикация «Статья: „Нравственное воспитание в семье“» размещена в разделах
Дети – наше будущее, казалось бы, всем известная истина. Но давайте вникнем в эту мысль. Ведь и в самом деле будущее. Потому что от того, какими вырастут наши дети и дети друзей, сослуживцев, знакомых, соседей, именно от этого зависит, каким станет завтрашний день нашего общества. Физический, нравственный и интеллектуальный потенциал нашего общества в первую очередь зависит от того, что будет заложено в наших детях с детства.
Дети…. Как бы ни был занят человек, если у него есть дети, значит, у него есть и заботы. Самые разные. Прежде всего, здоровье и воспитание. Воспитание ребенка начинается, как известно, с самого рождения. Так все-таки: что такое воспитание?
Воспитание – это то, что передается в семье из поколения в поколение.
Родители, между тем, зачастую не представляют, какая это огромная, могучая и действенная сила - их родительская любовь.
Японская мудрость гласит:
Если человек загадывает на год, он сеет хлеб,
Если человек загадывает на десятилетие, он сажает деревья.
А если человек загадывает на века, он воспитывает детей.
В одной из статей в интернете, пишется о 5 признаках хорошего воспитания. (Дети@Mail.Ru).
1. Начинать формировать хорошие привычки надо как можно раньше.
2. Дети легко обучаются на примере значимых взрослых.
3. Привычка должна быть осознанным навыком.
4. Постоянное повторение навыка.
5. Для чего хорошее воспитание детей нужно родителям.
Знакомясь с этой статьей, пришла такая мысль, что формирования интереса к своей семье, бережному отношению к членам своей семьи является то же признаком хорошего воспитания.
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В её позитивном развитии, сохранении, упрочнении заинтересованно общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. В ряде исследований и по нашим наблюдениям у детей наблюдается низкий уровень знаний о семье, так как в программах этой важнейшей области социального мира не уделяется достаточного внимания. Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста — часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники.
Цель работы - способствовать воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством знакомства с понятием семья.
Одними из основных методов воспитания в семье являются пример, организация жизни ребенка, помощь ребенку. Совместные занятия и деятельность детей с родителями: чтение, работа по дому и вне его, игры, спорт, музеи, театр - все это служит патриотическому воспитанию.
Усиление воспитательного потенциала семей возрастёт в результате помощи в воспитании детей со стороны старшего поколения – бабушек, дедушек и других родственников. Они служат своеобразным транслятором социального опыта, накопленного поколениями. Факторами, способствующими установлению связи поколений, являются: родословная книга семьи, реликвии прожитых лет, которые передаются по наследству от отцов к детям и внукам, семейные традиции. В семьях, где есть реликвии старших поколений, и дети восхищаются их героическими поступками – воспитание патриотических чувств ребенка на высоком уровне.
Проводя беседы с семьями, выяснялось, что в каждой семье есть реликвии. Одна из таких реликвий – это дедушкина медаль. Прежде чем принести медали в группу, мы провели мини проект «Дедушкина медаль».
Содержание проекта:
• Чтение и обсуждение серии рассказов о подвигах защитников русской земли во время Великой Отечественной Войны (Л. А. Кассиль. Твои защитники. Солдатская
медаль и пр.)
Рисунок 1: «Медаль за отвагу».
• Беседа с родственниками дома с целью: узнать, воевали ли прадеды и были ли у них медали и за что;
• При помощи родителей запись этих рассказов, их иллюстрирование;
• Выставка рисунков с эскизами медалей.
Результатом проекта, является рассматривания медалей (рисунок 1). Дети примеряли их, и было видно какие чувства они испытывают.
Всё начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "трудовой подвиг" и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. Знают ли они, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? Показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, через малое большое — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств. Такая работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.
Воспитание детей в силу возрастных особенностей, целиком зависит от окружающих ребёнка взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей, именно без духовность взрослых часто приводит к тому, что их ребёнок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным интеллектуальным барьером.
Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться ещё в древности. Педагогическая мысль на Руси X – XIII веков выдвигает отдельную личность как цель воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских.
И если такой богатырь появляется в детском саду, и ребенок совместно с ним рассказывает о его победах. Какие же чувства гордости испытывает сам ребенок.
Таким чудо богатырем оказался дедушка Илюши Мороза. Леонид Михайлович Панычев полковник милиции. Он посетил нашу группу на празднике «День Защитника Отечества». Дедушка рассказал о нелегкой службе в отряде особого назначения. Дети посмотрели фильм «Путь длинною в жизнь». Слушали песни под гитару и знакомились с друзьями Леонида Михайловича на плакатах (рисунок 2). Одними из основных методов воспитания в семье являются пример, организация жизни ребенка, помощь ребенку.
Принцип развивающего характера патриотического воспитания должен прослеживаться как в семье, так и в дошкольном учреждении. Достижение развивающего характера возможно лишь при том условии, если патриотическое воспитание будет ориентировано на овладение способами мышления и деятельности в соответствии с целевыми установками личности.
Рисунок 2: Плакат с фотографиями
Условия эффективного патриотического воспитания
1. Участие всех участников педагогического процесса (в семье и в детском саду) в процессе патриотического воспитания и обучения.
2. Привлечение к процессу патриотического воспитания людей, непосредственно несущих функцию защиты Родины.
3. Организация мероприятий, направленных на взаимодействие детей с окружающим миром.
4. Комплексное психолого-педагогическое воздействие, как на отдельного ребенка, так и на группу детей.
5. Последовательность, системность и структурность патриотических мероприятий.
6. Учет географических и социально-политических особенностей проживания семьи на данной территории нашей страны.
7. Разнообразие форм работы с родителями: беседы, консультации, семинары, утренники, спортивные соревнования, привлечение к оформлению интерьера группы и т. д.
Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Для воспитания гражданственности необходимо, чтобы семья жила в едином ритме со всем народом, чтобы цели, стремления и заботы народа были и её целями, стремлениями и заботами. Ведь гражданственность и патриотизм – это чувства неразрывной связи с народом, сознание ответственности за её безопасность и процветание. Воспитать гражданина и патриота – это значит подготовить растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, к управлению его делами, защитника Родины, и, конечном счёте, к участию в сознательной и активной деятельности.
Список литературы.
1. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. - М., Просвещение, 1990
2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А. М. Виноградовой, М., 1991
3. Герасимова,З. Родной свой край люби и знай/ З. Герасимова, Н. Казачок, // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 12. – С. 47.
4. Государственная программа. - Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2002 годы. - Российская газета. 2001 год.
5. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край, М., 1990
6. Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В.
7. Князева, О. Л., Маханева, М. Д. / Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Н. Новгород, 1997. – 263 с.
8. Козлова, С. А. Социальное развитие дошкольника. Советы родителям. / С. А. Козлова. – Школьная пресса, 2003. - 43 с.
9. Коломийченко, Л. В., Югова Л. И. Блочно-тематический план реализации «Программы социального развития детей дошкольного возраста»/ Л. В. Коломийченко, Л. И. Югова, - Пермь, 2003. 146 с