Лариса Майорова
О целесообразности обучения татарскому языку в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Саттарова Чулпан Фагимовна,Веревкина Юлия Наилевна воспитатель МБДОУ Детский сад №89 ород Уфа
Основной задачей изучения татарского языка в детском саду является вовлечение ребенка в интереснейший процесс знакомства с другим языком и культурой
Публикация «О целесообразности обучения татарскому языку в детском саду» размещена в разделах
Особое внимание уделяется формированию правильного звукопроизношения, усвоению элементарной лексики языка и обучению основам построения фразы. страны изучаемого языка. Яркие и положительные впечатления, связанные с процессом изучения татарского языка в детском саду, формируют у ребенка положительную мотивацию для его успешного изучения в школе.
Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Но сейчас стало интереснее преподавать татарский язык русскоязычным детям дошкольного возраста. Если раньше в преподавании языков доминировали академичность, теория, то сейчас идет обращение к практике ориентированности, мультимедийности, обучения с помощью игр, сказок, мультфильмов. То есть дети теперь учатся играя. Игра – естественная форма детского существования. И самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие.
Но любая стрессовая ситуация может уничтожить желание ребенка играть, а следовательно, отпадет необходимость в использовании им иностранной речи. Поэтому следует помнить, что поддержать интерес к игре можно лишь при сохранении положительно окрашенного эмоционального фона на занятии. Поэтому дети на занятиях должны не утомляться, быть раскрепощенными, сохранять заинтересованность.
В жизни детей дошкольного возраста главный вид деятельности – игра. Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русских детей татарской устной речи. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических татарских звуков. Технические средства также играют немаловажную роль в изучении татарского языка. Песни желательно прослушивать на магнитофонной записи. Это развивает у детей эстетический вкус и любовь к природе. Также прослушивая мелодии разных народов, дети учатся узнавать их национальные особенности.
На сегодняшний день есть сборник мультфильмов на стихотворения великого татарского поэта Г. Тукая. При изучении его творчества просмотр мультфильмов позволяет лучше запоминать содержание произведений и повысить интерес у детей к творчеству поэта.
Очень помогает в изучении татарского языка телепередачи для дошкольников на канале ТНВ «киятиленд», где на простом понятном языке через сказки, игры, считалки дети непринужденно учатся говорить на татарском языке; «Поем и учим татарский язык» - музыкальный проект с обучающим эффектом (в качестве наглядного пособия для дошкольников и школьников). Программа предоставляет возможность юным телезрителям вместе с родителями изучать татарский язык, напевая песни. Каждая песня имеет свой сюжет, поется на татарском языке с кратким переводом на русский язык. Темы песен связаны с повседневной жизнью людей и имеют воспитательный характер. Важнейшими элементами телевизионного проекта являются съемки в исторических и уникальных местах города, природы, в школе, в семье, в деревне, спортивных центрах и т. д. - что делает музыкальный фильм ярче, а смысл текстов доступнее.
Родителям, заинтересованным в освоении ребенком татарского языка, необходимо просматривать эти передачи вместе с ребенком.
Научиться говорить на татарском языке – это не только выучить слова и выражения, но и научиться жить в другом культурном пространстве. Изучение другого языка – это и знакомство с другой культурой, с праздниками и обычаями другого народа, сказками, детскими играми и фольклором. Таким образом, следует уточнить понятие языковой среды и добавив слово «культурная». Такая среда не только сообщает детям новые знания, но и помогает им лучше узнать свою культуру, так как процесс обучения проходит в сравнении.
Необходимо, чтобы родители работали рука об руку с воспитателем по обучению татарскому языку, в свободное время повторяли выученные слова и выражения. Опыт показывает, что результаты обучения второму (татарскому) языку в детстве зависят от степени заинтересованности родителей в овладении детьми вторым языком.
Любовь к Родине невозможно представить без родного языка. Ведь только через любовь к родному языку, к своему народу, его национальным традициям можно воспитать любовь к своему многонациональному отечеству, уважение к культуре другого народа, рядом с которым ты живешь
Рекомендации родителям по обучению второму языку.
Уважаемые родители!
Изучайте татарский язык вместе с детьми! Делайте это с интересом и увлечённо, как ваши дети. Приобретайте книги, раскраски на татарском языке, аудио-видеоматериал (диски, видеокассеты, учебные мультфильмы и фильмы) и тогда изучение второго языка превратится в увлекательное и непринужденное занятие!
Как мы уже говорили, изучение татарского языка ведется через игровые действия. Игры делают занятие содержательным, интересным, эмоционально значимым для ребенка. Но, самое главное, ребенок знакомится не только с новой игрой и правилами – он на собственном опыте познает мир детей другой национальности.
Дорогие родители, предлагаем для вас несколько игр, которые вы дома сможете играть со своими детьми.
Основная цель для всех игр: формировать элементарные навыки общения на татарском языке.
Игра: «Дорожка слов»
Задачи: закрепить пройденный материал.
Материал: карточки с изображенными на них предметами. (в зависимости от пройденной темы).
Правила: на ковре раскладываются карточки друг за другом, с небольшими промежутками. Ребенок идет по «дорожке», называя все слова.
Игра: «Покажи правильно»
Задачи: научить детей понимать на слух татарскую речь и переводить её на русский язык.
Правила: педагог называет представление перед детьми игрушки по татарски, дети должны определить, о чём говорит педагог перевести на русский язык или показать игрушку.
Игра: «Гусеница»
Задачи: Повторить с детьми лексический материал на тему «Цвета», развивать внимание.
Материал: заготовка черно-белая гусеница.
Правила: детям предстоит по очереди раскрасить гусеницу в те цвета, которые называет педагог по татарски.
Игра: «Что пропало?»
Задачи: воспитывать бережное отношение к игрушкам, развивать внимание, память.
Правила: на столе раскладываются с изображенными на них животными, игрушками или иными предметами по изучаемой теме, или игрушки. По команде дети закрывают глаза, ведущий прячет одну картинку или игрушку. После команды дети открывают глаза и пытаются определить, что пропало.
Используемая литература:
1. Закирова К. В., Мортазина Л. Р. «Балачак-уйнап-к леп с р чак» (методическое пособие для воспитателей и родителей).
2. Бурганова Р. А. -1.“Татар телен йр н н нил р” (методические рекомендции. Казань. 2000); 2.”Ознакомление детей с национальной культурой татарского народа” (Казань 1994г.)