Марина Жидких
Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры.
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является : развитие личности каждого ребенка, обогащение его внутреннего мира, воспитание у учащихся любви и уважения к родному слову, чуткости к языковым нормам и выразительным речевым средствам, формирование элементарной ориентировки в речевой действительности, развитие мыслительной деятельности
Опыт показывает, что ведущими предпосылками развития интеллектуальных способностей человека как личности является раннее обучение языковой (знаковой) системе как в устном, так и письменном варианте.
Публикация «Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры,» размещена в разделах
- Игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Первоначальное обучение грамоте (письму и чтению как видам речевой деятельности) непосредственно связано с другими задачами развития:
I. Формирование правильного звукопроизношения.
II. Развитие мелкой моторики руки.
III. Развитие зрительной и слуховой координации.
IV. Формирование речевого дыхания.
V. Формирование графических навыков.
Только комплексное решение этих задач позволяет успешно обучать детей дошкольного возраста первоначальным навыкам письма и чтения.
Обучение грамоте является обязательным элементом комплексного подхода к речевому развитию детей дошкольного возраста, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи.
Подготовка к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребёнка особое «чутье» к языку. Он обладает чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи. В более старшем возрасте это языковое чутьё несколько ослабевает, ребёнок как бы «теряет» свои лингвистические способности.
Основным процессом организации учебной практики дошкольника имеет деятельный подход, при котором ребёнок рассматривается как субъект разнообразных видов деятельности, ведущей из которых является игра. В игре, игровой ситуации созревают познавательные процессы, потребности, интересы и происходит становление личностной готовности детей к школе.
В работе с детьми мы применяем основной метод обучения - игру, как ведущую деятельность детей этого возраста. С помощью игры мы делаем обучение радостным, увлекательным и жизненно важным для детей делом.
Играя, ребенок познает мир и взаимоотношения между людьми, реализует творческие потребности и познавательные интересы. Он учится действовать по правилам, преодолевать возникшие затруднения, планировать и регулировать свою деятельность в соответствии с замыслом.
Игра развивает воображение, фантазию и творческие способности ребенка, регулирует отношения между ними, развивает их чувства, укрепляет волю. Дети очень активны в игре. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Ребенку интересна конечная цель, которая увлекает его: найти нужную букву, выделить звук, отгадать слово.
Организуя работу по подготовке детей к обучению грамоте, всегда учитываются особенности ребёнка, его интересы, потребности. Игры, которые мы применяем, разнообразны, носят обучающий и развивающий характер. Эти игры помогают открыть детям удивительный мир, связанный со словом и звуковыми явлениями. Игры и игровые задания мы используем не только в непосредственно образовательной деятельности по каждому направлению, но и в других видах детской деятельности и режимных моментах. Также как приём на прогулках.
Например, дети любят игру «Поймай мяч». Цель её — развитие умений определять наличие звука в слове. Дети садятся в ряд, и ведущий каждому по очереди бросает мяч, называя при этом слово. Ребёнок ловит мяч только в том случае, если в слове есть данный звук. Или, «Ходим, ходим по базару», дети встают в круг и идут друг за другом по кругу, произнося слова: «Ходим, ходим по базару. Ищем всякого товара». Воспитатель спрашивает: «Что будем покупать?» Ребенок должен назвать одно обобщающее понятие, например: овощи. Как только произнесли слова, самый ловкий из детей встает в круг и называет любой овощ, произнося по слогам и прохлопывая. Например: мор – ковь. Затем название этого овоща проговариваем и прохлопываем все вместе, называя количество слогов.
В своей работе мы используем игры и упражнения для развития фонематического слухового внимания (игры «Кто самый внимательный», «Запомни и повтори», «Отгадай слово», игры для укрепления речевого дыхания («Надуй шар»). Для пополнения словаря ребенка развиваем умения пользоваться антонимами, синонимами, многозначными словами с помощью игр «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», «Подбери слово». При знакомстве с буквами выкладываем их с детьми на столе, на полу, из веревочек, палочек, шишек, камешков, рисуем горкой песка или крупы, высыпая тонкой струйкой из бумажного кулечка, лепим из соленого теста, печем их и вешаем на буквенное дерево. Дети закрепляют образы букв, упражняются в их узнавании через выбор из цепочки букв разной величины, цвета, материала.
Таким образом, содержание образовательной деятельности с детьми по обучению грамоте обеспечивает формирование целевых ориентиров дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, а также успешную адаптацию детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Литература
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников. М., 1997.
2. О. М. Ельцова. Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте. -СПб. : ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011.-320с.