МААМ-картинки

О некоторых подходах к мотивации детей к совместной деятельности со взрослым

Елена Снопко
О некоторых подходах к мотивации детей к совместной деятельности со взрослым

Аннотация: Как показывает практика, организация совместной партнерской деятельности вызывает у педагогов ДОУ определенные трудности, например, недостаточное овладение технологией организации такой деятельности, а именно создание мотивации, подача нового материала, организация детей, подведение итога.

Нас интересует первый этап организации совместной деятельности – создание мотивации. Рассмотрим некоторые мотивы, характерные для дошкольного возраста в целом; опишем значение тех или иных мотивов для детей как каждого в частности, так и в соподчинении друг с другом.

Публикация «О некоторых подходах к мотивации детей к совместной деятельности со взрослым» размещена в разделах

Ключевые слова: ФГОС (Федеральные Государственные Стандарты, совместная деятельность, мотивация, мотив.

В связи с вступлением в силу ФГОС «в старшем дошкольном возрасте достижения детей определяются не совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, а формированием личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребёнка к школе», а основным видом обучения должна стать совместная организованная образовательная деятельность детей со взрослым, то есть развитие ребёнка должно осуществляться в игре, а не в учебной деятельности как таковой.

Эта деятельность должна быть интересна для детей, но специально организована воспитателем, подразумевающая активность, взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Тем не менее, педагоги продолжают «заниматься» с детьми, но так, что сами дети об этом не догадываются, а длится этот образовательный процесс в течение всего дня, вовлекаясь в различные режимные моменты.

Следовательно, меняется и роль самого педагога в системе образования. Педагог должен превратиться в профессионала, который научит ребенка самостоятельно получать знания, поможет развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению, и сам будет при этом являться субъектом организованной деятельности наравне с детьми.

Когда речь идет о совместной деятельности взрослого и детей в процессе непосредственной образовательной деятельности и режимных моментов, необходимо помнить основные тезисы организации партнёрской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова: включённость воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе)».

Здесь перед педагогом встаёт проблемная ситуация – как привлечь детей к совместной деятельности? Что делать в тех случаях, когда одни и те же дети, осознав, что учитывается только их желание, не хотят участвовать в совместной деятельности?

И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей.

Что же такое мотивация? Это побуждение поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п., которое направляет детей и организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка.

Именно с этого начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.

Потребность в деятельности первоначально не выступает для ребёнка как самостоятельная, а является вплетённой в практическую деятельность. Для начала это приглашение к деятельности - необязательной, непринужденной: «К нам обратились лесные жители… Кто хочет помочь.», «Я буду. Кто хочет вместе со мной - присоединяйтесь.»).

В ходе совместной организованной деятельности в детском саду происходит плавный переход от выполнения заданий в форме игры к выполнению заданий непосредственно познавательно-воспитательного характера. Здесь следует отметить, что для предупреждения переутомления и дефицита внимания каждого ребёнка предпочтительно использование интегрированного подхода (то есть сочетающего в себе несколько видов деятельности, сменяющих друг друга, что способствует активности участия каждого ребёнка в образовательном процессе.

Существует несколько подходов к мотивации детей, характерных для старшего дошкольного возраста:

1. Мотивы интереса детей к миру взрослых, через которые можно воздействовать на ребёнка, например, папа сделал скворечник из дерева, а мы сделаем из бумаги.

2. Игровые мотивы, например, игра-путешествие по станциям с заданиями. Но здесь должен быть результат деятельности для ребёнка, то к чему он будет стремиться.

3. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми. Я не могу решить задачку, кто мне поможет?

4. Мотивы самолюбия и самоутверждения. Молодец, у тебя хорошо получилось, помоги теперь соседу сделать его задание.

5. Познавательные и соревновательные мотивы. Кто быстрее всех сможет правильно разложить карточки по группам?

6. Стремление выиграть, быть первым. Здесь характерны такие задания, как: «Кто быстрее всех… Кто догадается?» и т. д.

7. Нравственные мотивы. На нашем участке мало цветов, но есть семена, что вы предложите с ними сделать?

8. Среди нравственных мотивов всё большее место в старшем дошкольном возрасте начинают занимать общественные мотивы Зимой птицам холодно и голодно, как мы можем им помочь?

Во время развития дошкольника происходит и смена мотивов, их объединение и качественное обогащение, то есть одни из них приобретают более важное значение для рёбенка, чем другие. Теперь ребёнок «может отказаться от привлекательной игры ради более важного для него, хотя, возможно, и более скучного занятия, одобряемого взрослым».

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что мотивация в организации совместной деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь, должен уметь соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы.

Публикации по теме:

Формы и методы воспитательной работы, способствующие сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса Формы и методы воспитательной работы, способствующие сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса Методы – путь.

Совместная деятельность «Козленок и щенок» Специфика нашего детского сада вносит в мою работу по организации совместной деятельности определенные сложности. Из разных детских садов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
О некоторых подходах к мотивации детей к совместной деятельности со взрослым
Опубликовано: 19 января 2014 в 14:38
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД