МААМ-картинки

О некоторых подходах к мотивации детей к совместной деятельности со взрослым

Елена Снопко
О некоторых подходах к мотивации детей к совместной деятельности со взрослым
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: Как показывает практика, организация совместной партнерской деятельности вызывает у педагогов ДОУ определенные трудности, например, недостаточное овладение технологией организации такой деятельности, а именно создание мотивации, подача нового материала, организация детей, подведение итога.

Нас интересует первый этап организации совместной деятельности – создание мотивации. Рассмотрим некоторые мотивы, характерные для дошкольного возраста в целом; опишем значение тех или иных мотивов для детей как каждого в частности, так и в соподчинении друг с другом.

Публикация «О некоторых подходах к мотивации детей к совместной деятельности со взрослым» размещена в разделах

Ключевые слова: ФГОС (Федеральные Государственные Стандарты, совместная деятельность, мотивация, мотив.

В связи с вступлением в силу ФГОС «в старшем дошкольном возрасте достижения детей определяются не совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, а формированием личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребёнка к школе», а основным видом обучения должна стать совместная организованная образовательная деятельность детей со взрослым, то есть развитие ребёнка должно осуществляться в игре, а не в учебной деятельности как таковой.

Эта деятельность должна быть интересна для детей, но специально организована воспитателем, подразумевающая активность, взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Тем не менее, педагоги продолжают «заниматься» с детьми, но так, что сами дети об этом не догадываются, а длится этот образовательный процесс в течение всего дня, вовлекаясь в различные режимные моменты.

Следовательно, меняется и роль самого педагога в системе образования. Педагог должен превратиться в профессионала, который научит ребенка самостоятельно получать знания, поможет развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению, и сам будет при этом являться субъектом организованной деятельности наравне с детьми.

Когда речь идет о совместной деятельности взрослого и детей в процессе непосредственной образовательной деятельности и режимных моментов, необходимо помнить основные тезисы организации партнёрской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова: включённость воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе)».

Здесь перед педагогом встаёт проблемная ситуация – как привлечь детей к совместной деятельности? Что делать в тех случаях, когда одни и те же дети, осознав, что учитывается только их желание, не хотят участвовать в совместной деятельности?

И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей.

Что же такое мотивация? Это побуждение поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п., которое направляет детей и организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка.

Именно с этого начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.

Потребность в деятельности первоначально не выступает для ребёнка как самостоятельная, а является вплетённой в практическую деятельность. Для начала это приглашение к деятельности - необязательной, непринужденной: «К нам обратились лесные жители… Кто хочет помочь.», «Я буду. Кто хочет вместе со мной - присоединяйтесь.»).

В ходе совместной организованной деятельности в детском саду происходит плавный переход от выполнения заданий в форме игры к выполнению заданий непосредственно познавательно-воспитательного характера. Здесь следует отметить, что для предупреждения переутомления и дефицита внимания каждого ребёнка предпочтительно использование интегрированного подхода (то есть сочетающего в себе несколько видов деятельности, сменяющих друг друга, что способствует активности участия каждого ребёнка в образовательном процессе.

Существует несколько подходов к мотивации детей, характерных для старшего дошкольного возраста:

1. Мотивы интереса детей к миру взрослых, через которые можно воздействовать на ребёнка, например, папа сделал скворечник из дерева, а мы сделаем из бумаги.

2. Игровые мотивы, например, игра-путешествие по станциям с заданиями. Но здесь должен быть результат деятельности для ребёнка, то к чему он будет стремиться.

3. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми. Я не могу решить задачку, кто мне поможет?

4. Мотивы самолюбия и самоутверждения. Молодец, у тебя хорошо получилось, помоги теперь соседу сделать его задание.

5. Познавательные и соревновательные мотивы. Кто быстрее всех сможет правильно разложить карточки по группам?

6. Стремление выиграть, быть первым. Здесь характерны такие задания, как: «Кто быстрее всех… Кто догадается?» и т. д.

7. Нравственные мотивы. На нашем участке мало цветов, но есть семена, что вы предложите с ними сделать?

8. Среди нравственных мотивов всё большее место в старшем дошкольном возрасте начинают занимать общественные мотивы Зимой птицам холодно и голодно, как мы можем им помочь?

Во время развития дошкольника происходит и смена мотивов, их объединение и качественное обогащение, то есть одни из них приобретают более важное значение для рёбенка, чем другие. Теперь ребёнок «может отказаться от привлекательной игры ради более важного для него, хотя, возможно, и более скучного занятия, одобряемого взрослым».

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что мотивация в организации совместной деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь, должен уметь соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы.

Публикации по теме:

Формы и методы воспитательной работы, способствующие сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса Формы и методы воспитательной работы, способствующие сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса Методы – путь.

Совместная деятельность «Козленок и щенок» Специфика нашего детского сада вносит в мою работу по организации совместной деятельности определенные сложности. Из разных детских садов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
О некоторых подходах к мотивации детей к совместной деятельности со взрослым
Опубликовано: 19 января 2014 в 14:38
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «О некоторых подходах к мотивации детей к совместной деятельности со взрослым» (включая файлы) размещена пользователем Елена Снопко (УИ 113501) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД