Ирина Лисова
О роли театрализованных игр в речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст-это период становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической и грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного и нравственного воспитания в максимально сензитивный период развития.
Публикация «О роли театрализованных игр в речевом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Как же организовать обучение детей, чтобы оно было непринуждённым и интересным для них, чтобы помогло раскрыть индивидуальные и творческие способности каждого ребёнка? Как показывают практические наблюдения особая роль в повышении умственной активности, совершенствовании речевых навыков,развитии психических процессов, повышении эмоциональной активности принадлежит театрализованным играм. О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Участие ребёнка в театрализованных играх, в драматизации сказок- всегда праздник. Благодаря театрализованным играм, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной: «Мишка собирается на прогулку», «День рождения Чебурашки», «В гостях у Белоснежки». Формирование интереса у детей к театрализованным играм я начала с организации просмотров небольших кукольных спектаклей, взяв за основу содержание знакомых знакомых потешек, стихов и сказок. Знакомство с театрализованной игрой происходило через игру имитацию отдельных действий человека, животных, птиц, затем дети учились подражать поведению знакомых сказочных персонажей. Театрализованные игры оказывают большое внимание на речевое развитие ребёнка, стимулируют активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствуют артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Для развития речевой интонационной выразительности использую игровые упражнения на звукоподражание: («Покажи как мяукает кошечка, которую обидели хулиганы.» «Покажи, как чирикает воробей, который радуется приходу весны», а также игры на развитие речевого дыхания. Важно отметить, что участвуя в театрализованной деятельности, ребёнок старается говорить чётко, чтобы его поняли другие, тем самым решается задача по формированию правильного звукопроизношения. В старшем дошкольном возрасте можно перейти к более сложному виду деятельности- к драматизации сказок и рассказов. Так с детьми старшей группы были поставлены спектакли: «Репка по- новому», «Колобок на новый лад» и «Теремок- сказка о дружбе». Дети охотно выступали перед родителями и другими детьми, хотя некоторым из них пришлось побороть застенчивость и неуверенность в себе. В работе с детьми постоянно обращаюсь к сказочным персонажам, так как сказка наиболее доступный сознанию ребёнка материал. Благодаря сказке ребёнок не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Вместе с детьми мы сочиняем сказки, изготавливаем сказочных героев из различных материалов: пластилина, бумаги, природного материала. Рассказываем сказки с помощью метода моделирования, используя предметы -заместители. Вариативность использования сказочных персонажей на занятиях и в игровых упражнениях: «Угадай кого не стало», «Кто где спрятался», «Угадай по мимике», «Расскажи, а мы угадаем» способствует устойчивому вниманию, интересу, работоспособности.
Важным условием для формирования опыта нравственного поведения считаю подборку проблемных ситуаций для детей на основе сказок. Дети учатся оценивать поступки героев, находить и обыгрывать всевозможные варианты развития ситуации. Родители, наблюдая положительную динамику в поведении детей, их общении друг с другом, в формировании речевых навыков, а также в развитии творческих способностей, не только заинтересовались моей работой, но и принимают в ней активное участие: они с удовольствием оказывают помощь в подборе литературного материала, изготовлении костюмов и атрибутов для театрализованных игр. С родителями использую следующие формы работы: проведение досугов, тематических вечеров «Любимые сказки», «Сказочная викторина», домашнее сочинение сказок и различных историй, оформление стенгазет.
Успешной организации театральной деятельности в группе способствовало создание центра для театрализованных игр, который включает в себя различные виды театра : настольный, пальчиковый, плоскостной, театр на ложках, кукольный театр, театр масок, театр игрушек, а также костюмы, атрибуты и декорации для постановки спектаклей.
Литература
1. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности// Дошкольное воспитание. -2009.-№7.-с. 66-70.
2. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. -М., 2001г.
3. Алексеева М. М. ЯшинаВ. И. Речевое развитие дошкольников. -М. Академия. 1999г.
4. Бондаренко А. К., Матусик А. И., Воспитание детей в игре. М., «Просвещение», 1996г.