Папки-передвижки

Способы знакомства детей дошкольного возраста со сложными словами

Татьяна Проулочнова
Способы знакомства детей дошкольного возраста со сложными словами

«О сложных словах».

Сложные слова образованы из двух или нескольких основ при помощи сложения :

- целых слов : летчик – космонавт;

- части основы с целым словом : зоомагазин;

- частей с сокращенными основами: вуз;

- сложносокращенные слова : завхоз; - производящих основ с соединительными гласными: пароход.

В сложных словах после твердых согласных пишется соединительная гласная О, а после мягких согласных, шипящих и Ц пишется соединительная Е.

Публикация «Способы знакомства детей дошкольного возраста со сложными словами» размещена в разделах

Существует два способа образования сложных слов.

1. Неморфологический, когда слова используются целиком: вечнозеленый кедр.

2. Морфологический с помощью:

- приставки (потемнеть);

- суффикса (автозаводской);

- приставки и суффикса (соединять);

- бессуффиксный (синь – от синий).

В школе работа над сложными словами начинается с 5 – го класса, т. к. упражнения в образовании сложных слов могут опираться только на достигнутый высокий уровень речевого развития детей, позволяющий осознать те формальные и смысловые связи слов, которые интуитивно усваиваются в процессе речетворчества. Но подготовка к такой работе необходима уже в детском саду. В подготовительной группе даются элементарные упражнения на образование сложных слов путем сложения. Такие упражнения приводят к осознанности и произвольности речи.

Методические приёмы.

1. Называние педагогом сложных слов, имеющих одинаковую производящую основу (самолёт, вертолёт) :

- с показом картинки, игрушки, предмета;

- с толкованием смысловой стороны слова и его происхождения, т. е. из каких слов составлено.

2. Неоднократное повторение слова :

- педагогом;

- отдельными детьми (с места);

- хором.

3. Узнавание слова по его толкованию (отгадывание загадок)

- кто рыбу ловит? (Рыболов.)

- кто птиц ловит? (Птицелов.)

4. Упражнения в самостоятельном образовании сложных слов детьми с помощью опорных слов (по аналогии) :

- Я назову два слова : «пар» и «ходит», а сели их соединить вместе, то получится одно слово – пароход.

- А какие слова получатся их слов : луна и ход, тепло и ход.

5. Загадки – инсценировки (показ педагогом или детьми действий людей той или иной профессии) : лес рубит – лесоруб.

6. Упражнения на быстрый подбор сложных слов :

- Кто разводит пчел? Кто разводит собак?

7. Называние сложных слов по картинкам (явления природы) : листопад, снегопад и т. д.

8. Выделение на слух сложных слов из художественного текста.

9. Словеснодидактические игры:

- «Приборы – помощники» (мясорубка, пылесос и т. д.)

- «Почемучкины загадки» - упражнения в толковании сложных слов и умение выделять составляющие их слова (черноглазый, белоснежный и т. д.)

10. «Скажи, какой предмет» (с опорой на два слова) :

- У куклы светлые волосы – светловолосая.

11. Отгадывание загадок.

12. Составление словосочетаний со сложными словами : голубоглазый мальчик, разноцветная радуга и т. д.

13. Включение сложных слов в предложения.

14. Составление связного текста с данными сложными словами.

15. Включение сложных слов по возможности в разные виды детской деятельности.

Система работы с детьми над сложными словами.

Логопед знакомит детей с новой темой. В структуру занятия включаются различные виды упражнений и игр с учетом дидактического принципа от простого к сложному. На одном занятии берется только одна группа сложных слов, в конце которых голосом выделяется одинаковая производящая основа типа: пароход, теплоход, ледоход. Использование различных методических приёмов позволяет детям закрепить умения в образовании сложных слов и более осознанно включиться в эту умственную деятельность.

Последующая работа над темой может занимать на занятиях только часть времени: при организационном моменте; в ходе занятия с учётом словарной темы и т. д. Научить детей образовывать сложные слова путём сложения – обязанность логопеда, а закрепить эту тему по заданию логопеда должны воспитатели, используя при этом различные виды деятельности.

Группировка сложных слов по лексическим темам.

По морфологическому способу словообразования, где в конце слов нужно голосом выделить одинаковую производящую основу.

По частям речи.

Явления природы: листопад, снегопад, водопад, половодье, ледоход.

Дом и его окружение: дымоход, водопровод, автодорога, спортплощадка, физкультура, зоопарк, лесопарк, газопровод.

Животные: утконос, носорог, землеройка.

Насекомые: мухоед, шелкопряд, сороконожка.

Предметы быта: хлеборезка, соковыжималка, скороварка, соковарка, кофеварка, кофемолка, мясорубка, пылесос, овощерезка.

Транспорт: вертолет, самолет, пароход, ледокол, теплоход, паровоз, тепловоз, луноход, молоковоз.

Люди: садовод, пчеловод, лесоруб, птицевод, землекоп, зверолов, собаковод, змеелов, пешеход, рыболов, водолаз, животновод.

Сложные прилагательные : железнодорожный, одноэтажный, восьмиэтажный, многоэтажный, длинноногий, черноглазый, разноцветный, малозаметный, ярко – красный, сероглазый, белоснежный.

Машины: снегоуборочная, самосвал, картофелеуборочная комбайн, хлебоуборочный комбайн.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для знакомства детей 6–7 лет с многозначными словамиДидактическое пособие для знакомства детей 6–7 лет с многозначными словами "Знакомство детей 6-7 лет с многозначными словами" Данное пособие я использую в своей коррекционно-образовательной работе для знакомства.

Консультация «Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста» Для ребенка его страхи – это его реальность и все по –настоящему. Поэтому логические доводы родителей, типа таких: «Это не страшно», «Такого.

Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Буква АИгры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Буква А I. Игра "Пропала буква" Из слов убежали все буквы А. Нужно найти их и поставить на свои места, чтобы получились слова. РК, МСК, БРБН,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Способы знакомства детей дошкольного возраста со сложными словами
Опубликовано: 2 июля 2025 в 09:34
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Способы знакомства детей дошкольного возраста со сложными словами» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Проулочнова (УИ 387354) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных