Татьяна Проулочнова
Способы знакомства детей дошкольного возраста со сложными словами
«О сложных словах».
Сложные слова образованы из двух или нескольких основ при помощи сложения :
- целых слов : летчик – космонавт;
- части основы с целым словом : зоомагазин;
- частей с сокращенными основами: вуз;
- сложносокращенные слова : завхоз; - производящих основ с соединительными гласными: пароход.
В сложных словах после твердых согласных пишется соединительная гласная О, а после мягких согласных, шипящих и Ц пишется соединительная Е.
Публикация «Способы знакомства детей дошкольного возраста со сложными словами» размещена в разделах
Существует два способа образования сложных слов.
1. Неморфологический, когда слова используются целиком: вечнозеленый кедр.
2. Морфологический с помощью:
- приставки (потемнеть);
- суффикса (автозаводской);
- приставки и суффикса (соединять);
- бессуффиксный (синь – от синий).
В школе работа над сложными словами начинается с 5 – го класса, т. к. упражнения в образовании сложных слов могут опираться только на достигнутый высокий уровень речевого развития детей, позволяющий осознать те формальные и смысловые связи слов, которые интуитивно усваиваются в процессе речетворчества. Но подготовка к такой работе необходима уже в детском саду. В подготовительной группе даются элементарные упражнения на образование сложных слов путем сложения. Такие упражнения приводят к осознанности и произвольности речи.
Методические приёмы.
1. Называние педагогом сложных слов, имеющих одинаковую производящую основу (самолёт, вертолёт) :
- с показом картинки, игрушки, предмета;
- с толкованием смысловой стороны слова и его происхождения, т. е. из каких слов составлено.
2. Неоднократное повторение слова :
- педагогом;
- отдельными детьми (с места);
- хором.
3. Узнавание слова по его толкованию (отгадывание загадок)
- кто рыбу ловит? (Рыболов.)
- кто птиц ловит? (Птицелов.)
4. Упражнения в самостоятельном образовании сложных слов детьми с помощью опорных слов (по аналогии) :
- Я назову два слова : «пар» и «ходит», а сели их соединить вместе, то получится одно слово – пароход.
- А какие слова получатся их слов : луна и ход, тепло и ход.
5. Загадки – инсценировки (показ педагогом или детьми действий людей той или иной профессии) : лес рубит – лесоруб.
6. Упражнения на быстрый подбор сложных слов :
- Кто разводит пчел? Кто разводит собак?
7. Называние сложных слов по картинкам (явления природы) : листопад, снегопад и т. д.
8. Выделение на слух сложных слов из художественного текста.
9. Словесно – дидактические игры:
- «Приборы – помощники» (мясорубка, пылесос и т. д.)
- «Почемучкины загадки» - упражнения в толковании сложных слов и умение выделять составляющие их слова (черноглазый, белоснежный и т. д.)
10. «Скажи, какой предмет» (с опорой на два слова) :
- У куклы светлые волосы – светловолосая.
11. Отгадывание загадок.
12. Составление словосочетаний со сложными словами : голубоглазый мальчик, разноцветная радуга и т. д.
13. Включение сложных слов в предложения.
14. Составление связного текста с данными сложными словами.
15. Включение сложных слов по возможности в разные виды детской деятельности.
Система работы с детьми над сложными словами.
Логопед знакомит детей с новой темой. В структуру занятия включаются различные виды упражнений и игр с учетом дидактического принципа от простого к сложному. На одном занятии берется только одна группа сложных слов, в конце которых голосом выделяется одинаковая производящая основа типа: пароход, теплоход, ледоход. Использование различных методических приёмов позволяет детям закрепить умения в образовании сложных слов и более осознанно включиться в эту умственную деятельность.
Последующая работа над темой может занимать на занятиях только часть времени: при организационном моменте; в ходе занятия с учётом словарной темы и т. д. Научить детей образовывать сложные слова путём сложения – обязанность логопеда, а закрепить эту тему по заданию логопеда должны воспитатели, используя при этом различные виды деятельности.
Группировка сложных слов по лексическим темам.
По морфологическому способу словообразования, где в конце слов нужно голосом выделить одинаковую производящую основу.
По частям речи.
Явления природы: листопад, снегопад, водопад, половодье, ледоход.
Дом и его окружение: дымоход, водопровод, автодорога, спортплощадка, физкультура, зоопарк, лесопарк, газопровод.
Животные: утконос, носорог, землеройка.
Насекомые: мухоед, шелкопряд, сороконожка.
Предметы быта: хлеборезка, соковыжималка, скороварка, соковарка, кофеварка, кофемолка, мясорубка, пылесос, овощерезка.
Транспорт: вертолет, самолет, пароход, ледокол, теплоход, паровоз, тепловоз, луноход, молоковоз.
Люди: садовод, пчеловод, лесоруб, птицевод, землекоп, зверолов, собаковод, змеелов, пешеход, рыболов, водолаз, животновод.
Сложные прилагательные : железнодорожный, одноэтажный, восьмиэтажный, многоэтажный, длинноногий, черноглазый, разноцветный, малозаметный, ярко – красный, сероглазый, белоснежный.
Машины: снегоуборочная, самосвал, картофелеуборочная комбайн, хлебоуборочный комбайн.