надежда пермякова
Обеспечение качественного образования за счёт внедрения элементов новых технологий, использования ИКТ (окончание)
▼ Скачать + Заказать документы
Конструирование мультимедийной презентации.
У педагога, только приступающего к использованию презентаций на занятии или задумывающего создание собственной, могут возникать следующие вопросы:
1. Как определить, нужна ли мультимедийная презентация на данном занятии?
Публикация «Обеспечение качественного образования за счёт внедрения элементов новых технологий, использования ИКТ (окончание)» размещена в разделах
2. Какой должна быть презентация по содержанию, оформлению и интерактивности?
Ответы на эти вопросы можно получить при конструировании занятия. Этапы конструирования занятия:
• Постановка целей и задач занятия.
• Конкретизация базовых знаний.
• Поэтапное конструирование занятия и выбор форм, методов и дидактических средств.
• Информационное наполнение занятия.
• Подготовка дидактических материалов, чертежей, рисунков и т. п.
На первом этапе воспитатель ставит цели и задачи занятия, далее конкретизирует содержание предъявляемой информации, затем анализирует дидактические средства, которые позволят ему эффективно выполнить задачи занятия. Если на этом этапе выяснится, что использование традиционных дидактических средств не позволит ему достичь поставленной цели, то тогда выбор очевиден: учителю необходимо использовать мультимедийную презентацию.
Наступает время поиска ответа на второй вопрос. Теперь необходимо создать сценарий занятия. Он представляет собой детальный план, который:
• дает представление о содержании и структуре материала, педагогических и информационных технологиях организации занятия, методических принципах и приемах построения материала и системы его сопровождения;
• включает не только описание связей между отдельными частями, но и отражает последовательность перехода между ними. Важно, чтобы были предусмотрены все возможные действия детей на каждом этапе;
• отражает специфику материала и с ее учетом осуществляет его последующее структурирование и дозирование, разнообразные виды подачи и объяснения материала, а также учитывает размещение материала на экране, время и эффекты его появления, цветовую композицию материала, физиологические свойства организма – особенности восприятия компоновки, цветовых соотношений с наименьшим зрительным и психологическим утомлением;
• намечает наиболее эффективную траекторию изучения темы, определяет организацию учебного материала с учетом индивидуальных особенностей его восприятия в зависимости от образовательного уровня и наличия базовых знаний;
Педагогический сценарий не только определяет алгоритм синтеза мультимедиа презентации, но и задает алгоритм ее использования во время урока.
Далее необходимо создать технологический сценарий – описание предполагаемых к использованию анимаций, динамических схем, мультипликационных фрагментов, усиливающих визуальное восприятие текста и активизирующие познавательную деятельность, интерактивности материала.
После его создания можно непосредственно переходить к созданию презентации. Когда презентация будет создана необходимо ее проверить на наличие недействующих ссылок, опечаток, ошибок, отображения графических объектов и т. п.
Требования, предъявляемые к мультимедийной презентации как дидактическому средству.
Для того чтобы мультимедийная презентация стала действенным дидактическим средством, необходимо при её создании учитывать, чтобы она отвечала не только основным дидактическим и методическим требованиям, но и психологическим особенностям восприятия информации, представленной на экране, экране монитора, интерактивной доске или обычной маркерной доске, эргономическим требованиям создания благоприятных условий для познавательного процесса.
Использование информационных технологий на занятиях можно отнести к наглядным средствам. Чаще всего используются различные презентации, выполненные в программе PowerPoint. За счет наглядности презентация позволяет задействовать различные каналы восприятия информации, в результате чего обеспечивается более полное представление образа или понятия, усвоение структурных связей между изучаемыми объектами, а это способствует лучшему усвоению материала. Наглядность способствует развитию эмоционально-оценочного отношения к приобретаемым знаниям, повышает интерес к знаниям, позволяет облегчить процесс их усвоения, поддерживает внимание ребенка.
При использовании наглядности в обучении необходимо соблюдать ряд условий:
• применяемая наглядность должна соответствовать возрасту детей;
• наглядность должна использоваться в меру, и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент занятия;
• наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все дети могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
• необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
• демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала.
Безусловным плюсом презентации, создаваемой в Power Pointе, является возможность варьировать объем материала, методические приемы в зависимости от целей занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных особенностей. В случае необходимости воспитатель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально настраивать любую ранее разработанную презентацию под конкретное занятие в конкретной группе.
Рекомендации по оформлению презентаций:
1) Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!
2) На каждом слайде должно быть не более двух картинок.
3) Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.
4) Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе).
5) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т. п.).
Воспитатель уже сегодня может использовать информационно-компьютерные технологии во многих направлениях своей деятельности. Это и использование информационных ресурсов Интернет, и оптимизация работы по подготовке к занятиям. Систематическое использование ИКТ позволяет:
• сократить время на составление планов занятий, отчетов, анализов;
• быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия, раздаточный материал;
• создавать задания для проверки и контроля усвоения материала;
• оперативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с коллегами.
Общеизвестны ключевые моменты современного образования в школе:
во-первых, давно доказано, что дети по-разному осваивают новые знания. С использованием компьютерных сетей и онлайновых средств, школы получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить запросы каждого ребёнка;
во-вторых, информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Одним из достоинств применения компьютера в обучении считается повышение мотивации учения;
в-третьих, тенденции развития общества и состояние современного образования требуют от педагога использования новых технологий. Для достижения успеха в XXI в. уже недостаточно академических знаний и умения критически мыслить, а необходима некоторая техническая квалификация.
Итак, компьютер позволяет значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе, компьютер активизирует внимание детей, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы: мышление, память, развивает воображение и фантазию.
Информационно-коммуникационные технологии становятся сегодня одним из основных видов современных образовательных технологий. Их применение позволяет разнообразить формы деятельности ученика, предоставить ребенку возможность:
-самоовладевать практическими способами работы с информацией;
-развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
-активизировать познавательную деятельность детей.
В рамках оптимального использования средств ИКТ для обучения разным предметам программы коррекционной школы, можно выделить следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса:
-комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач; -постановка каждому обучающемуся (за счет возможностей, предоставляемых средствами ИКТ) конкретных задач в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;
-частичное освобождение педагога от выполнения информационной, тренировочной, контролирующей функций;
-формирование у обучаемых навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации;
-стимулирование положительной мотивации учения за счет интегрирования всех форм наглядности.
Какие же возможности ИКТ помогают в работе с коррекционным классом: создание дидактических материалов (варианты заданий, тесты, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.); поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке занятия, внеклассного мероприятия, самообразования; мониторинг результатов обучения и воспитания.
Программу должны освоить все. Подходящим вариантом проверки усвоения знаний чаще всего является тестирование.
Заключение.
Возможность использовать ИКТ в процессе обучения помогает научить каждого ребенка, учитывая разный уровень обучаемости, свойства памяти, мышления и внимания. Использование ИКТ позволяет дифференцировать процесс обучения, например, дети с более высоким уровнем развития могут при помощи компьютера углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной трудности.
При творческом подходе к созданию мультимедийных презентаций в результате можно получить очень интересные обучающие ресурсы в виде справочников, тренажеров, тестов-лото, игровых дидактических материалов и т. п., что будет способствовать повышению мотивации и активизации познавательной деятельности воспитанников, интереса к предмету, способствовать лучшему пониманию, запоминанию изучаемого материала, тем самым будет достигнута цель повышения эффективности занятия.
Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний. Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог, соответствует требованиям века грядущего.