Надежда Гуляева
Обобщение опыта по теме «Народная педагогика в семейном воспитании»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта.
Народная педагогика в семейном воспитании.
Народная педагогика – основа развития науки о воспитании. Её рассматривают как совокупное педагогическое знание и воспитательный опыт народа. Она позволяет повысить гуманистическую направленность и эффективность духовно-нравственного становления личности.
Публикация «Обобщение опыта по теме „Народная педагогика в семейном воспитании“» размещена в разделах
Особенно важно понять непреходящую ценность народной педагогики прежде всего в семейном воспитании, так как первые воспитатели – это родители : мать и отец, бабушки и дедушки, братья и сёстры. Поэтому оказать помощь семье в правильной организации воспитания ребёнка – задача педагогов, воспитателей и психологов.
Исходя из этого я и строю работу с родителями. Взяв детей в младшую группу, я начинаю знакомиться с семьями. При посещении семей я выясняю состав семьи, живут ли в них бабушки дедушки, знают ли взрослые свою родословную, знакомят ли с ней детей, учат ли почитать старших и уважать их, какие традиции существуют в семье.
Родителям было предложено оформить вместе с детьми альбом «А это вся моя родня». Дети приносили, показывали, рассказывали о своих родственниках.
Кто как не старшие несут ответственность за воспитание детей и внуков. Ведь кто лучше бабушки не торопливо и задушевно поведает внуку или внучке о добром Иванушке, о злом Кащее, о трудолюбивой Золушке. Поэтому я ввела традицию в группе проводить «Бабушкин час», «Ах, эта бабушкина сказка!» Об этой традиции сообщалось в родительском уголке, что стимулировало бабушек больше общаться с внуками. После проведения такого часа вывешивалась заметка и фотографии.
Ничто так не воздействует на детей, как сила примера: будь то хороший или плохой. Именно об этом мы говорили на родительском собрании «Ребёнок – зеркало нравственной жизни родителей». На собрании выступал психолог, анализировались анкеты, слушались высказывания детей о родителях, записанные на диск.
В этом направлении использовали и другие формы работы. Так, например, после консультации, в которой говорилось о том, что воспитание мальчиков и девочек должно осуществляться по-разному: ведь мальчик – это будущий воин, отец семейства, девочка же – будущая мать, хранительница очага. Мы провели игру-эстафету с мальчиками и их отцами, а с девочками и их мамами – посиделки, где занимались рукоделием, пели, танцевали. После этого оформили выставку работ «Волшебные руки». Родители изъявили желание оказывать помощь в проведении кружка «Ниточка и иголочка».
В беседах с родителями я часто обращала внимание на важность хорошего отношения к людям, пожелания счастья, удач; умения душевно приветствовать и прощаться. В результате этого с родителями сложились теплые, доверительные отношения.
Любовь к труду и людям труда – важнейшая заповедь народного воспитания. Советую родителям привлекать детей к посильному труду, знакомить со своей профессиональной деятельностью. Ведь часто дети не знают о ней. Помогают в этом пословицы и поговорки о труде, в уголке выделили место, куда помещаем их, используем в процессе труда. С большой охотой родители оказывают помощь в ремонте и изготовлении кукольной одежды, костюмов, игрушек. Дети гордятся этим, стараются беречь.
Доброе, уважительное отношение к детям считается в народной педагогике одним из важнейших условий воспитания. С этой целью было проведено родительское собрание в форме круглого стола на тему: «Поощрение и наказание», консультация «Как сохранить нервную систему ребёнка», «Ребёнок – это человек, только маленький». Эпиграфом к собранию явилось высказывание:
Кормить юношество наше
Лишь берёзовой кашей -
Это грубость порождать,
Чувство чести отбирать.
Родительское собрание «Воспитай любовь к природе» обобщило все те знания детей и родителей, которые мы давали в течение года. К нему родители с детьми подготовили поделки из природного материала, альбомы с картинками, гербарии. Родители участвовали в экологической викторине, проводили эксперименты, дискутировали над результатами анкетирования, которое проводилось здесь же. Звучала прекрасная музыка, дети читали стихи о природе.
Я посчитала нужным познакомить родителей с тем, что они должны уметь владеть методами народной педагогики : фольклором, песенным и танцевальным искусством, уметь проводить игры и праздники дома. С этой целью я провела консультацию «Как подарить ребёнку радость».
Всем известно, что в народном творчестве сказка – самое большое чудо. Поэтому я организовала театральный кружок «В гостях у сказки», к деятельности которого привлекались и родители. Они изготавливали декорации, маски, сами участвовали в действии, когда это нужно было. Спектакли показывали не только детям, но и родителям на собрании, конференции. Когда родители участвовали сами или смотрели на своих детей в выступлениях, то видели, как их дети преодолевают робость, неуверенность в себе, застенчивость, страх. К тому же много нового узнавали о них. В папке-передвижке поместила консультацию «Сказкотерапия. Что это?» На открытом занятии показала, как нужно работать над сказкой, сочинять продолжение, вставлять загадки, пословицы, поговорки. После того, как я с детьми сочинила несколько сказок, предложила родителям этим заняться дома. Свои же сказки мы с детьми оформили рисунками и создали книжку-малышку, которую поместила в родительский уголок.
Такая работа с родителями позволила нам достичь эффективных результатов в воспитании детей. Сплочённее стал не только детский коллектив, но и коллектив родителей