Татьяна Иванова
Средства народной педагогики в реализации нравственного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание подрастающего поколения - проблема важная и актуальная.
Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития механизмов поведения и деятельности, в становлении личности. В этом возрасте дети должны усвоить понятия о добре, доброжелательности, отзывчивости, справедливости и т. п.
Наша задача – научить детей понимать смысл нравственных требований и правил, видеть проявление нравственных качеств в жизни, видеть разницу между добром и злом.
Публикация «Средства народной педагогики в реализации нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Чтобы нравственное воспитание детей дошкольного возраста проходило более эффективно, нам педагогам в работе необходимо использовать различные способы воздействия на данный процесс. Одним из таких способов является использование народных сказок, игр, традиционных праздников и т. д., накопленных к народной педагогике.
Исследования Г. Н. Волкова, А. П. Орловой и др. ученых доказывают, что цели и задачи нравственного воспитания в народной педагогике - это воспитание высоконравственного человека, труженика, семьянина.
Так, по мнению Г. Н. Волкова к средствам народной педагогики для нравственного воспитания детей дошкольного возраста можно отнести жанры устного народного творчества [1].
А. П. Орлова полагает, что к средствам народной педагогики для нравственного воспитания дошкольников относятся все виды народного творчества : родное слово, устное народное творчество, народная игра, традиции, обычаи, праздники [3].
В качестве первого средства А. П. Орлова выделяет родное слово, которое обретает свою силу через знание родного языка. Язык материализует в себе духовную культуру народа, влияет на формирование этнокультурной специфики, относится к элементам культуры [3].
Как отмечает Н. В. Ивочкина, особенность народной игры как средства народной педагогики заключается в том, что она выступает в качестве народной традиции [2].
Немало важную роль в нравственном воспитании подрастающего поколения средствами народной педагогики играет знакомство дошкольников с обычаями и традициями.
По определению С. А. Шмакова, обычай - то, что обычно, обыденно высоко, принято. Традиции закрепляли успехи, лучший опыт человеческих отношений, ритуальные действия создавали игровую импровизационную атмосферу [4].
Знакомя детей с традициями своего народа, мы даем возможность дошкольникам познакомится с историей своего народа, с историей возникновения той или иной традиции.
По мнению Г. Н. Волкова, праздник также является средством народной педагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Сочетание средств народной педагогики в празднике имеет мощный воспитательный потенциал. Каждый праздник имеет свои обычаи, к нему готовятся долго, он обязательно включает в себя традиционные виды устного народного творчества : песни, колядки, заговоры [1].
Исследования Г. Н. Волкова, А. П. Орловой и др. доказывают, что возможности народной педагогики заключаются, в комплексном взаимодействии ее средств : родного слова, дела, устного народного творчества, народного искусства, обычаев и традиций, игры, праздника, которое выражается в нравственном воспитании дошкольников.
Таким образом, согласно народной педагогике нравственное воспитание детей дошкольного возраста включает в себя усвоение основ своей национальной культуры, своего родного языка, своих национальных традиций, обычаев и обрядов.
Список литературы
1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика [Текст] : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 168 с.
2. Ивочкина, Н. В. Народная игра как средство социализации подростка [Текст] / Н. В. Ивочкина // Актуальные проблемы развития личности. – М., 1994. – 215 с.
3. Орлова, А. П. Проблемы народной педагогики [Текст] / А. П. Орлова // Советская педагогика. 1991. № 1. С. 154-155.
4. Шмаков, С. А. Нетрадиционные праздники в школе [Текст] / С. А. Шмаков. - М. : Новая школа, 1997. — 336 с.