Обобщение опыта работы «Использование малых фольклорных жанров при организации подвижных игр с детьми 3–4 лет» (часть 3)

Любовь Русын
Обобщение опыта работы «Использование малых фольклорных жанров при организации подвижных игр с детьми 3–4 лет» (часть 3)

часть 1

Основополагающими принципами моей работы являются:

развитие дошкольников будет успешным,если:

учитываются особенности психики ребенка;

учитываются общие особенности детей;

Я, как, воспитатель ориентируюсь на развитие личности дошкольника. У любого воспитателя особую тревогу вызывают дети, которые ко всему относятся равнодушно. Если у ребенка нет интереса к тому, что происходит во время непосредственной - образовательной деятельности, нет потребности узнавать новое, - это беда для всех.Беда для педагога: очень трудно обучать того, кто не хочет учиться.Беда для родителей: если нет интереса к знаниям, пустота будет заполняться иными, далеко не всегда безобидными интересами. И самое главное,это беда для ребенка: ему не только скучно, но и трудно, а отсюда сложные отношения с воспитателем, с родителями, со сверстниками, да и с самим собой. Невозможно сохранить уверенность в себе, самоуважение, если все вокруг к чему-то стремятся, чему-то радуются, а он один не понимает ни стремлений, ни достижений товарищей, ни того, чего от него ждут окружающие.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, я должна помнить, что основной метод развития - проблемно - поисковый, а главная форма организации – игра, в которой дети по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, я, как воспитатель,воздействую на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим,одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности.

Подвижные игры стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Одним из ведущих видов деятельности ребенка дошкольного возраста является подвижная игра, которая создает у ребенка положительный настрой, вводит ребенка в мир знаний. В игре ребенок живет действиями и чувствами. Дети не играют молча. Речевое общение в процессе игры играет огромную роль. Речь объединяет детей в их деятельности, помогает понять друг друга.

Игра требует серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

Наиболее успешно происходит развитие детей, если у них есть интерес к проводимой деятельности, поэтому я считаю, что в дошкольном возрасте необходимо максимально использовать подвижную игру с использованием м ж ф.

В детских садах, очень важная проблема для воспитателей и детей, куда расходовать их неуемную энергию, желание двигаться, получать впечатления. Подвижные игры в детском саду, это наилучшее решение этой проблемы. Правильно подобранные методики способствуют физическому развитию ребенка, его интеллекту, умению общаться со сверстниками, становиться лидером и умению подчинять свои желания общим нуждам. Именно в процессе игры ребенок познает, как следует вести себя в обществе, дружить, прощать и уступать. Педагогическое руководство во время детских игр состоит в том, чтобы наблюдать, стимулировать интерес, выделять важные факторы в поведении и развитии ребенка.

Ребенок учится жить, лучше всего это у него получается во время игры. Ловкими, быстрыми и сильными люди не рождаются, эти качества требуют усиленной работы со стороны нас, взрослых.

Активная физическая деятельность, заключенная в игровые рамки, развивает в ребенке массу положительных качеств, таких как сообразительность и ловкость. О веселье и детском задоре, присутствующих при их проведении, говорить излишне.

Детки уже подросли, они научились коллективному общению, и работа с детьми ведется не индивидуально, а в составе полной группы. Подвижные игры для детей в детском саду становятся больше приближенными к реальным жизненным ситуациям. Ребенок начинает приобретать знания, учится запоминать и следовать правилам игры. Нередко несколько игр направлены на достижение одного и того же результата – умения мыслить, планировать свои действия, выстраивать стратегию игры и поведения в ней

Велика роль подвижнойигры и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей. В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

Неоценима роль подвижных игр и для развития мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с нарушениями в развитии речи.

Подвижная игра с выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников. Подвижныеигры можно разделить на три условные категории:

способствующие развитию фонематического восприятия;

направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи;

для активизации словарного запаса.

Один из важных моментов успешности обучения в ходе подвижных игр – заинтересованность в них самих детей, поэтому все игры должны проводиться живо, эмоционально, непринуждённо. Подвижные игры развивают речевую активность детей.

Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять действия вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.

Классификация подвижных игр:

1.Игры с разнообразными движениями и пением: «Ровным кругом», «Карусель», «Курочка и цыплята», «Где же наши ручки»;

2.Игры с бегом: «Найди себе пару», «Поймай ленту», «Солнышко и дождик»; «Кот и мыши»;

3.Игры с прыжками: «Кролики», «Мой веселый, звонкий мяч», «Через ручеек»;

4.Игры с подлезанием и лазанием: «Лиса в курятнике», «Медведи и пчелы», «Обезьянки»;

5.Игры с метанием и ловлей: «Мяч в корзину», «За мячом», «Подбрось – поймай»;

6.Игры на ориентировку в пространстве: «Перелет птиц», «Цветные автомобили», «Найди свой домик»;

7.Хороводные игры: «Мышеловка».

В своей работе я приобщаю детей к фольклору, так как – это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Я заметила, что фольклор увлекает детей, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет жизнерадостное восприятие окружающего, помогает понять, что хорошо и что плохо красиво и что некрасиво.

Осознавая, что в раннем возрасте ребенок обладает особой благодатной восприимчивостью и у него формируется мышление и воображение, развивается речь, появляются некоторые обобщенные представления о предметах и явлениях, я обращаю внимание на устное народное творчество, при помощи которого происходит ознакомление с окружающим миром.

Главное в работе с детьми, чтобы фольклорный материал был доступным, понятным и интересным.

Работа с родителями:

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

В дошкольном учреждении ребёнок приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Но и роль семьи в воспитании и развитии ребенка нельзя недооценивать. Благодаря особому, семейному эмоциональному

Публикации по теме:

Формирование привычки к здоровому образу жизни Формирование привычки к здоровому образу жизни II младшей группы. Занятия по физической культуре во второй младшей группе проводятся 2.

Маркеры с акцентом на гендерную идентификацию.Маркеры с акцентом на гендерную идентификацию. Анализ   практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Домашние животные
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Использование малых фольклорных жанров при организации подвижных игр с детьми 3–4 лет» (часть 3)
Опубликовано: 25 апреля 2014 в 22:15
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День березы на МААМ

Русской красавице-березке посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про это дерево и пополнить творческую коллекцию интересными...

19 мая. День русской печки на МААМ

Невозможно представить себе старорусскую избу без русской печи, которая является её душой. Обогреть избу, приготовить еду, искупать детей, затеять стирку, выспаться зимой на тёпленьком, оставить до утра...


Горячие темочки