Милита Зарицкая
Обобщение опыта работы «Разнообразные формы работы с семьей для создания единого пространства»
▼ Скачать + Заказать документы
Условия возникновения опыта
Контингент моих воспитанников разнообразен и представлен разными социальными слоями. Итоги наблюдений, анализ работы с детьми, анкетирование их родителей показали, что семья в своем большинстве не уделяет должного внимания для становления начал личностного развития ребёнка.
Современные программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достижений психологий и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей. Следующим признаком и условием создания ЕОП должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ.
Публикация «Обобщение опыта работы „Разнообразные формы работы с семьей для создания единого пространства“» размещена в разделах
Данный опыт работы был сформулирован воспитателем Зарицкой Милитой Альгимантасовны в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Детский сад №152 с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления Челябинской области г. Карталы.
Длительность работы над опытом продолжалась в течении трех лет (2011- 2014).
Цель данного опыта : вовлечение семьи в единое образовательное пространство для достижения положительных результатов в развитии ребенка.
Задачи:
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.
Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе введения ФГОС ДО.
Предполагаемый результат:
Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;
Повышение педагогической грамотности родителей на основе введения ФГОС ДО ;
Повышение профессиональной компетентности педагогов;
Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.
Теоретическая часть
Анализ психолого-педагогической литературы
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности, а целью работы с семьёй является создание единого образовательного пространства на основе введения ФГОС ДО.
Организация взаимодействия семьи и ДОУ.
Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями, социальными педагогами и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагают :
- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей детского сада;
- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы;
- составление программы совместных действий педагога и родителей;
- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности
Дифференцированный подход к работе с родителями.
Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются: - взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями;
- одновременное влияние на родителей и детей;
- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.
Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие методы:
1. Анкетирование родителей;
2. Индивидуальные беседы с родителями;
3. Индивидуальные беседы с детьми;
4. Посещение семьи ребенка;
5. Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре "Семья".
6. Наблюдение воспитателем за взаимоотношением родителей и детей во время приема и ухода детей.
7. Моделирование игровых и проблемных ситуаций и т. д.
Для выявления педагогической культуры я провела анкетирование родителей.
В целях облегчения работы воспитателя при подготовке к мероприятиям по педагогическому просвещению родителей особое внимание нужно уделять систематизации и разработке различных рекомендаций. Тематический материал можно условно разделить на четыре группы:
1. Содержание семейного воспитания и вопросы повышения педагогической культуры родителей в детском саду.
2. Практические рекомендации воспитателям относительно содержания, форм и методов работы детского сада с родителями: а) изучение семей; б) педагогические беседы и тематические консультации; в) родительские собрания; г) изучение, обобщение и распространение опыта семейного воспитания; д) индивидуальная работа с неблагополучными семьями и детьми из этих семей.
3. Повышение педагогических умений воспитателей: а) планирование работы с родителями; б) педагогическое самообразование педагогов; в) педагогический опыт; г) консультации и семинары с воспитателями.
Итак, изучение опыта работы показало, что вопросы педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации воспитателей, потому что отношение педагога к детям, к их родителям, уровень его педагогического мастерства определяют уровень воспитанности ребенка и отношение родителей к выдвигаемым детским садом требованиям.
Я использовала активные формы и методы работы с родителями :
- посещение семей воспитанников на дому;
- наглядная пропаганда,
- родительские собрания («Давайте познакомимся!», «Задачи воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста», «Работаем по программе «Радуга» и др.)
- беседы и консультации «Ребенок и телевизор- держите дистанцию», «Зачем человеку папа», «Практикум для родителей», «Научите ребенка любить книгу», «Организация подвижных игр с детьми на воздухе в зимний период» и др
- «День Портфолио» - оформление папки успехов и достижений своего ребёнка ежеквартально;
-привлечение родителей к участию в смотрах-конкурсах («Осенняя фантазия», «Дом для пернатого друга», «Снежный городок», «Новогодняя феерия», «А у мамы моей- ручки золотые», «Рассказ о папе», «Парад шляп» и др. (
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Давайте познакомимся» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.
Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в нашу группу. Игра «Давайте познакомимся и будем дружить», объединила взрослых. Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.
Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.
С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки.
К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности. Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.
Проведя анализ работы родителей, я составила следующую таблицу активности:
Группа Количество семей Количество родителей в группе Родители-активисты Родители-исполнители Родители-наблюдатели
1 мл. гр. 25 46 8% 27% 65%
2 мл. гр. -//- -//- 27% 27% 46%
Средн. гр 28 49 26% 33% 41%
По результатам диагностики в группе на 39% увеличилось число родителей – активистов; на 33% выросло количество родителей – исполнителей, на 27% уменьшилось количество родителей-наблюдателей.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.