Получи документы

Экологическое воспитание дошкольников

Милена Барболина
Экологическое воспитание дошкольников

1. Актуальность.

Проблема ухудшения экологической обстановки в современном мире требует от людей понимания сложившейся ситуации и бережного отношения к окружающей среде.

Формирование правильного отношения к природе у детей – это длительный процесс, включающий в себя осознание взаимосвязей между живыми организмами, развитие эмпатии, ответственности и бережливого отношения к природным ресурсам, таким как почва, растительный и животный мир, вода.

(слайд 2)

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах

По определению Н. А. Рыжовой, экологическое воспитание детей дошкольного возраста«непрерывный процесс образования и развития ребенка, направленный на формирование системы экологических представлений и знаний, экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды». Именно в дошкольном возрасте закладываются основы, фундамент личности, его ценностные ориентиры.

В настоящее время обучение и развитие в области экологии должны быть неотъемлемой частью работы любого педагога, независимо от его специализации. Экологическое развитие является важным компонентом современного образа мышления, настаивающего на необходимости заботы о будущем нашего общего дома – планеты Земля. Одной из наиболее актуальных и важных задач сегодня является экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста, в котором закладываются основы правильного отношения к окружающей среде (природе, материальным благам, другим людям) и ценностной ориентации в ней.

Мои наблюдения показали, что современные дети, живущие в эпоху научно-технического прогресса, теряют интерес к животному и растительному миру, а также к изучению взаимодействия общества и природы. Поэтому, чтобы привлечь внимание воспитанников к экологическому образованию, я приняла решение организовать экологический уголок в нашей группе.

(слайд 3)

2. Цель и задачи

Я поставила перед собой цель - развитие экологической культуры у дошкольников.

Мною были определены следующие задачи:

- познакомить дошкольников с природой родного края,

- расширить знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;

- сформировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту;

- сформировать представления детей о необходимости бережного отношения к природе, растениям, животным;

- развить у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования;

-привлечь детей к посильному участию по охране и защите природы;

- воспитать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игр, совместной деятельности.

(слайд 4)

2. Формы и методы работы

Чтобы повысить эффективность экологического образования, я запланировала использование в своей работе с детьми различных форм и методов:

чтение экологических сказок;

экологические беседы;

экологические конкурсы и акции;

проведение опытов и экспериментов;

экологические выставки и экспозиции;

игры экологической направленности (дидактические и речевые логические задачи, сюжетно-ролевые, подвижные игры).

(слайд 5)

Стартовая диагностика

Первое, что я сделала перед созданием экологического уголка в группе, - провела диагностику знаний детей.

Цель диагностики: выявить уровень знаний детей о природе, умений и навыков обращения с ней, правильного поведения.

Диагностика у детей средней группы проводилась в начале года в период с 12.09.2022 по 23.09.2022 года. Приняли участие 20 детей. Детям были заданы следующие вопросы:

Природа.

1. Посмотри на картинку и скажи, что относится к живой природе и почему?

2. Знаешь ли ты правила поведения в лесу?

3. Кому и зачем нужны деревья в лесу?

4. Почему нужно беречь природу?

5. Почему нужно охранять исчезающих животных?

Загрязнение окружающей среды

1. Что такое мусор?

2. Какой вред может нанести природе мусор?

3. Почему происходит загрязнение воздуха?

4. Где в природе есть вода?

5. От чего происходит загрязнение рек и озер?

Дети показали недостаточный уровень знаний, так как не смогли дать ответы на многие вопросы. В отношении некоторых вопросов воспитанники нуждались в подсказках для ответа.

3. Предметно–пространственная развивающая среда

Важным условием успешной реализации комплексного подхода к решению проблемы является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвую в природоохранной деятельности.

(слайд 6)

Именно поэтому я оформила в группе экологический уголок «Эколята-защитники природы».

Он органично вписался в интерьер нашей группы, и служит источником обучения и развлечений для детей. Здесь ребята могут заниматься и играть, развивать навыки и познавать окружающий мир, выполнять поручения по труду в природе. Благодаря героям - Эколятам, таким как Шалун, Умница, Елочка и Тихоня, дети могут узнать больше о природе, научиться защищать её и стать её союзниками.

В нашем экологическом уголке основным акцентом являются яркие иллюстрации, олицетворяющие волшебный мир природы. Здесь вы найдете логотип, текст клятвы, правила поведения в природе, а также знакомых героев - Эколят.

(слайд 7)

Кроме того, в экологическом уголке собраны разнообразные энциклопедии, художественные произведения о природе, такие как сказки, рассказы, загадки, стихи, пословицы и поговорки, а также модели для рассказывания стихов и сказок. Тут также расположилась подборка дидактических игр, иллюстраций, тематических изображений, обучающих экологических сказок и другого наглядного материала.

(слайд 8)

В данном уголке я разместила различные коллекции ракушек, шишек, косточек, семян; так же природный материал: глину, песок, землю, мох, бересту, спилы деревьев и тд. Имеется разнообразный материал для проведения опытов и экспериментов. Дети с большим энтузиазмом участвуют в проведении опытов с водой, песком, растениями, природными камнями. Маленькие исследователи учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

(слайд 9)

Проводимые наблюдения, опыты и эксперименты позволяют обогатить опыт ребенка – дошкольника, стимулируют мыслительную активность, детскую любознательность, самостоятельность, удовлетворяют естественную потребность к деятельности.

Для закрепления знаний и впечатлений, полученных на прогулках, экскурсиях, занятиях, я провожу экологические досуги, викторины, например: «День Земли», «Поможем Лесовичку спасти лес», «Знатоки природы».

4. Сообщение из опыта работы.

По теме экологического воспитания детей я работаю уже второй год.

В первый год 2022-2023 мною был разработан план работы «Эколята – защитники природы».

Цель: углубление экологических знаний детей.

(слайд 10)

В конце учебного года в период с 15.05.2023 по 26.05.2023 года я снова провела диагностику знаний детей по тем же самым вопросам.

В диагностике приняли участие 20 детей, и их результаты меня порадовали.

Результаты диагностики на конец года:

1. Высокий уровень знаний - 72%.

2. Средний уровень знаний - 20%.

3. Низкий уровень знаний - 8%

Во второй год работы 2023-2024 уч. год мы с детьми отправились в «Путешествие с эколятами по экологическим датам»

Цель: Ознакомление детей с различными экологическими праздниками

5. Работа с родителями

Экологическое воспитание не должно ограничиваться рамками детского сада. Я стараюсь сохранить преемственность с семьей, так как работа с родителями является одной из составных частей работы Детского сада.

(слайд 11)

Привлекаю родителей к участию в различных выставках: «Осенний букет», «Осенние фантазии», «Чудеса для детей из ненужных вещей»; акциях: «Батарейка, сдавайся», «Покормите птиц», «Крышечки на благо», «Каждой пичужке своя кормушка в создании огорода на подоконнике «Лук – полезный друг», «Веселый огород бабушки Забавушки».

Использование разнообразных форм работы с родителями дало положительный результат: родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратились в активных помощников и участников процесса. В группе воцарилась атмосфера взаимоуважения и сотрудничества.

Данное направление работы показало, что только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

(слайд 12)

Мы с детьми принимаем активное участие в различных всероссийских, районных и областных экологических акциях и проектах : «День земли, воды и леса», «Крышечки на благо», «День зимующих птиц», «Мишка собирает друзей», «Синичкин день», «Каждой пичужке своя кормушка», «Спасем пчелу, спасем планету», «Крышечки на благо», «Классные штучки из мусорной кучки», «Чистая планета»

(слайд 13)

Викторинах и конкурсах: «Мой любимый медведь», «Забавный пингвин», «Дети против мусора», «Что мы знаем о птицах», «Как лес готовится к осени»

Результаты моей работы выложены в виде публикаций на портале МААМ. За участие в конкурсах и за публикации получены сертификаты и свидетельства.

Нет сомнений в том, что совместные усилия воспитателей и родителей дают положительный результат. Хочется верить, что навыки и умения детей, полученные от общения с природой родного края, - это и есть те зерна, посеянные в благодатную почву, которые дадут прочные ростки бережного отношения ко всему живому на Земле. Эта планета – наш общий дом, который нужно сберечь для будущих поколений. И если хотя бы у одного- двух воспитанников войдет в привычку забота о природе, они обязательно передадут отношение к окружающему миру друзьям, близким и всем членам семьи. Всё хорошее в людях - из детства! Я искренне верю, что любовь к природе у наших детей будет расти вместе с ними.

(слайд 14)

Вывод

Я считаю, что проделанная работа дала положительные результаты:

сформированы начала экологической культуры у детей;

сформировано осознанное, правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.

Дети учатся практическим действиям по охране природы. Развиваются их умственные способности, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

У воспитанников появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

В результате дети освоили поставленные мной задачи, и у них заметно повысился уровень экологической воспитанности.

Таким образом, считаю, что экологические знания положительно влияют на развитие личности ребенка: развивают чувство ответственности за природу родного края, воспитывают гуманное отношение к окружающей среде, формируют первоначальные экологические представления у детей дошкольного возраста.

В будущем планирую продолжать работу с детьми по экологическому воспитанию.

Всем спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников .

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников» «Природу нужно беречь, как мы бережём человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Экология – в переводе с греческого языка – дом, жилище, местопребывание. Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников
Опубликовано: 22 апреля 2024 в 19:36
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД