Получи документы

Обобщение опыта «Взаимосвязь речевого развития»

Диля Бикбова
Обобщение опыта «Взаимосвязь речевого развития»

ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ЦЕЛЬ- теоретически обосновать и экспериментально проверить взаимосвязь речевого развития и коммуникативной деятельности старших дошкольников.

ОБЪЕКТ исследований - процесс речевого развития в старшем дошкольном возрасте / 5-6 лет /

ПРЕДМЕТ- комплекс методов воздействия на ребенка,

направленный на повышение уровня речевого развития.

В эксперименте участвовали двое экспертов, один из которых вербально общался с дошкольником, а другой протоколировал ответы детей

Публикация «Обобщение опыта „Взаимосвязь речевого развития“» размещена в разделах

Для начала нами были проведены наблюдения, целью которых было определение уровней общения. Наблюдения велись в различные режимные моменты: игровая деятельность, трудовая, одевание во время сбора на прогулку, свободная самостоятельная деятельность детей. Показателями, определяющими уровень развития общения, являлись:по какому поводу ребенок чаще всего обращается ко взрослому,требует ли оценки своих действий,задает ли вопросы или напротив;ребенок не отходит от взрослого, ждет его ласки, но

при этом не умеет играть, слушать сказки, разговаривать.

Наблюдения показали, что среди 9 детей, было выявлено три ребенка, имеющих явную задержку в развитии общения. Так Катя Ж., Таня 3, Рома Б. за эти дни ни разу не обратились ко взрослому, не требовали оценок своих действий, не задавали вопросы. В играх с детьми они были безынициативны, не стремились к общению. Наблюдения нам также показали, что среди обследуемых детей не было детей, которые не отходят от взрослых, требуя ласки, которые не умеют играть, слушать сказки, разговаривать. Но в повседневной жизни трудно понять каковы максимальные достижения ребенка в области общения и способен ли он к познавательному или личностному речевому общению. Чтобы выяснить это мы предложили ребенку на выбор разные формы взаимодействия. Эта методика принадлежит авторам книги «Ступени общения: от года до семи лет» Галигузовой Л. Н и Смирновой O.Детям был задан вопрос о том, что он /ребенок/ больше всего хотел бы делать вместе с нами:играть с игрушками, читать новую книжку,поговорить о чем - нибудь.

Но при проведении эксперимента учитывалось, что выбор ребенком ситуации взаимодействия со взрослым не может быть единственно-верным критерием его коммуникативного развития, так как при этом испытуемый может комфортно себя чувствовать во всех ситуациях общения, но какую - либо одну из них он выбрал просто по настроению. Поэтому помимо выбранной ребенком деятельности остальные предлагались ему потом. Учитывая показатели, определяющие уровень развития коммуникативной деятельности мы получили такие результаты: ситуативно-деловая форма общения, внеситуативно-познавательная форма,внеситуативно-личностная форма.

Начнем с самого простого - ситуативно-делового общения. Совместная игра показала, что все дети проявляют стремление и способность к ситуативно-деловому общению. Нам необходимо выяснить, не является ли этот вид общения единственным для ребенка, способен ли он к вне ситуативным контактам со взрослым.

Для выяснения способности ребенка к познавательному общению нами были проведены беседы по поводу прочитанной книги, в которой содержатся новые для ребенка знания. Ребенку предлагалось прослушать произведение Ю. Дмитриева " Что кому по вкусу "и вели беседу - обсуждение прочитанного.

Анализируя результаты беседы с детьми по прочитанному, мы пришли к выводу, что большая часть детей проявила интерес к содержанию книги и к новым знаниям, смогли задать вопрос,касающийся как содержания книги, так и жизни диких зверей. Для выяснения способности ребенка к личностному общению мы провели с ним беседы о его сверстниках. При этом мы не только задавали вопросы ребенку, но и сами высказывали свое отношение к тем или иным персонажам, старались быть интересными собеседниками. Мы отметили, что из 9 детей двое детей/Римма А., Богдан М. /находятся на уровне внеситуативно-личностного общения. Также в ходе исследований было выявлено 4 ребенка, находящихся на уровне внеситуативно-познавательном общении. Это Инна, Сережа, Андрей, Ваня. В результате нашей работы нами были также выявлены дети, находящиеся на уровне ситуативно-делового общения-это Рома, Катя и Таня.

Сопоставляя поведение ребенка в разных ситуациях мы отмечаем:

1. Дети /2ребенка/, находящиеся на уровне внеситуативно-личностного общения

- могут вести разговор со взрослым на любые темы,

- могут общаться в течении 15-20 минут,

- активны и разговорчивы в разных ситуациях.

2. Дети /4 ребенка/, находящиеся на уровне внеситуативно-познавательного общения:

- могут вести разговор со взрослым в течении 15 минут,

- активны в ситуации интереса к данной теме.

3. Дети /Зребенка/, находящиеся на уровне ситуативно-делового общения:

-сами не идут на контакт со взрослым /инициатор взрослый/,

- активности в разговоре не проявляют, активны в ситуации игры или другой деятельности,

- больше 5 минут беседы не выдерживают, заметно выражают свое желание закончить беседу.

Выяснив уровни коммуникативного общения, мы перейдем на определение речевых умений и навыков.

Для выявления уровня речевого развития мы использовали методику А. Г. Арушановой: определение уровня речевого развития и выработка на этой основе индивидуального подхода к ребенку.

Для того, что бы проследить зависимость речевого развития от уровня коммуникативного развития, мы сопоставили результаты речевого и коммуникативного развития. Мы видим, что решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения.

Таким образом,мы будем искать пути совершенствования речевого развития детей с помощью коммуникации.

Данные эксперимента мы направляем на повышение уровня речевого развития с помощью повышения уровня коммуникации. Для повышения уровня речевого и коммуникативного развития мы использовали материал для коррекции, индивидуально для каждого ребенка, и наметили план действий: подвижные игры, беседы, дидактические игры.

И так, данный материал мы используем, что бы сформировать у детей внеситуативно-познавательное общение. Данные занятия мы проводим в удобное для ребенка время. Намеченные мероприятия мы проводим индивидуально с каждым ребенком. И так,

1 - организуем подвижную игру с целью включения ребенка в игровую деятельность, отмечаем: соблюдение им правил игры и выполнение действий игры;2 - проводим дидактическую игру «Ласковые имена» с целью практического усвоения детьми словообразования;3 - беседуем по прочитанному произведению с целью понимания и практического усвоения слов - антонимов;4 - организуем совместную игру с ребенком, переходящую в моделирование с целью: - развитие произвольности в общении на этапе осознания совместной деятельности, вовлечение в общий разговор.

Подводим детей к тому, что для Таниного «Скотного двора» не хватает дома. Предлагаем построить дом, готовим необходимый материал: картон, дырокол, ножницы, шнурки, краски. Заводим общий разговор по поводу того, как сделать дом, кто, что будет делать. ВЫВОД: анализ совместной деятельности ребенка со сверстником и взрослым показал:-повысились речевые навыки детей, совместная деятельность способствовала общению детей, получению удовлетворения от результатов совместной деятельности. Для формирования у детей внеситуативно - личностной формы общения нам важно создать условия, заставляющие ребенка оценить и осознать свои действия и поступки, оценить собственные умения и достижения в продуктивных видах деятельности. Взрослый при этом высказывает и обосновывает свое отношение к детской деятельности, не подавляя инициативы ребенка.

Занятия по формированию личностного общения можно проводить с несколькими детьми. Следуя методике Галигузовой мы начнем работу с продуктивных видов деятельности: рисования, лепки из глины, аппликации. После проведенных занятий по изодеятельности мы проводили беседы с детьми. Работу по анализу продуктивных видов деятельности проводили в течении двух месяцев. Постепенно дети стали более критически относится к своим работам, при оценке работ сверстников стали больше обращать внимания на технику и качество выполнения работ сверстников. Эти показатели свидетельствуют о том, что дети отмечают личностные качества как свои, так и сверстников.

Последующие занятия мы будем проводить индивидуально. Начнем с чтения и обсуждения книг, рассказывающих о событиях из жизни детей - об их конфликтах, отношениях, поступках. Произведения для чтения и обсуждения мы подобрали такие, которые несут в себе развитие у детей таких чувств, как чувства уважения к людям как близким, так и незнакомым, чувства честности, справедливости. Результаты нашей работы с детьми по чтению и обсуждению произведений нам показали:детей очень волнует и им близка тема нравственности,ребенок нуждается в общении со взрослым и со сверстником; сравнивают героев из книг с друзьями, знакомыми;пытаются себя поставить на место героя. Теперь выясним, способен ли ребенок к познавательному или личностному речевому общению.

Для выяснения способности ребенка к личностному общению мы проведем беседы о его сверстниках, используя те же вопросы, что и в начале обследования.

Таким образом, обследование коммуникативной деятельности дошкольников по методике, разработанной Л. Н. Галигузовой и В. О. Смирновой показало, что дети, находящиеся на уровне ситуативно-делового общения после проведенных с ними занятий, т. е. коррекционной работе с ними поднялись на более высокую - ситуативно-личностную форму общения. А дети,находившиеся на уровне ситуативно-деловой формы общения и имеющие низкий показатель речевого развития в результате коррекционной работы с ними были выведены постепенно с низкого уровня речевого развития на средний,а затем и высокий уровень.

Нашими достижениями можно считать тот факт, что в речевом развитии дети в речи все больше использовали обобщения, определения, глаголы, синонимы, стали более точно и грамматически верно образовывать и изменять слова, самостоятельно составлять небольшие рассказы.

Выведению детей на уровень внеситуативно-познавательной деятельности, осознанию ребенком совместной деятельности и повышению речевых навыков детей в условиях коммуникации способствовали совместная деятельность детей и взрослых.

Мы сопоставили данные и выявили зависимость : чем выше уровень коммуникативного развития, тем выше уровень речевого развития.

Публикации по теме:

Проект на тему: «Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка» В настоящее время наблюдается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Семья-первая ступень овладения ребёнком родным.

Проект «Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников посредством различных видов детской деятельности» Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральным государственным стандартом Название проекта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Взаимосвязь речевого развития»
Опубликовано: 19 марта 2015 в 19:59
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД