Жанна Суханова
Использование здоровьесберегающих технологий в разных видах детской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровьесберегающих технологий в разных видах детской деятельности
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кукуйский центр образования»
структурное подразделение Кукуйский детский сад
Обобщенный
опыт работы
на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий
в разных видах детской деятельности»
воспитателя Сухановой Жанны Юрьевны.
д. Кукуй
Перспективный план
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в разных видах детской деятельности» размещена в разделах
Раздел плана Содержание деятельности Сроки проведения
Методическая работа
1. Изучение литературы по данной теме. Сентябрь-май
2. Проведение анализа заболеваемости детей в группе. Октябрь,
Апрель
3. Подбор упражнений для утренней гимнастики и гимнастики пробуждения. Октябрь
4. Оформление картотеки игр, пальчиковых гимнастик, гимнастик пробуждения, гимнастики для глаз, релаксационных упражнений и т. д. Ноябрь
Работа с детьми
1. Проведение утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, пальчиковых игр, динамических пауз, физминуток и т. д.
Ежедневно
3 раза в неделю
2. Беседы с детьми о ЗОЖ Ноябрь, Январь,
Март
3. Разучивание с детьми пословиц, загадок о спорте, ЗОЖ Октябрь, Декабрь, Февраль
4. Проведение соревнований «В здоровом теле – здоровый дух» Апрель
Работа с родителями
1. Консультации для родителей "Важно знать для чего нужна утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения" Октябрь, Февраль
2. Индивидуальные беседы «Что нужно знать о закаливании». Март, Апрель
3. Консультация для родителей «Берегите глазки» Ноябрь, Январь
4. " Консультация на тему: «Система здоровьесберегающих технологий в ОУ».
Декабрь
Самореализация
1. Продолжение изучение программы по образовательной области «Физическое развитие» Октябрь
2. Обновление физкультурного уголка
Продолжение работы с книгой Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику»
Ноябрь
3. Анализ заболеваемости в зимний период Декабрь
4. Оформление картотек: «Гимнастика для глаз», «Дыхательная гимнастика», «Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста», «Физкультминутки», «Игры по ЗОЖ», «Пальчиковые игры».
Ноябрь -Май
Цель: создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи:
- подобрать и систематизировать материал по физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста
- разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок – передвижек, материалы для родителей
- привлечь родителей к организации оздоровительной работы с детьми
- создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания.
Актуальность
Наше будущее – это наши дети. Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека. Вот почему так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровления детей является естественным спутником жизни ребёнка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребёнка. Я применяю нетрадиционные технологии, как на физкультурных занятиях, так и во всех режимных моментах; использую технологии в дыхательной гимнастике, закаливающих процедур, в утренней гимнастике и в самостоятельной детской деятельности.
Почему я выбрала данную тему? Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.
Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации физкультурно- оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности,, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития воспитанников. Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей, помогли мне максимально снизить статический компонент в режиме дня моих воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.
Предполагаемый результат:
-снижение показателей заболеваемости;
- положительная динамика показателей физического развития детей.
- формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью;
Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающем биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания и образования детей, их жизнь в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблемам материнства и детства. Хорошее здоровье - один из главных источников счастья, радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.
Во все времена проблема охраны жизни и укрепления здоровья детей была и остается приоритетной в деятельности дошкольного учреждения. Ведь дошкольный возраст - это уникальный возраст для развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие.
Повышенного внимания требует укрепление нервной системы, охрана зрения, слуха, голоса, формирование правильной осанки у наших дошкольников. Поэтому необходим поиск новых методов и подходов к оздоровлению, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий.
Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей. Однако сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья - не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Поэтому я считаю, что только общими усилиями педагогов, специалистов и семьи при комплексном использовании здоровьесберегающих технологий можно воспитать физически здоровых, крепких детей. В данном направлении я и стремлюсь работать.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов и родителей.
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Главными факторами здоровьесбережения детей в образовательном процессе:
- это комфортное пребывание ребёнка в ДОУ, которое не вызывает повышенной тревожности;
- это личностное в системе взаимоотношения воспитатель-ребёнок;
- это экологическая грамотность и здоровый образ жизни родителей, а также все выше перечисленные здоровьесберегающие технологии.
В нашем ДОУ внедряются медико-профилактические технологии.
К ним они относятся следующие технологии :
- организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;
- организация профилактических мероприятий в детском саду;
- организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНа;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Педагогическое направление включает комплексную, системную работу всех участников образовательного процесса дошкольного учреждения. Она позволяет обеспечить результативность и эффективность труда всего педагогического коллектива в удовлетворении естественной биологической потребности ребенка в движении, в положительных эмоциях, в желании играть и с удовольствием ходить в детский сад.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий :
- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека;
- накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его;
- обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;
- задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Работу с детьми провожу с учетом личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит и здоровью.
Считаю, что первоначальными условиями для работы по профилактике здоровья детей в детском саду выступают обеспечение здорового ритма жизни и физические упражнения. С данной целью в группе создана предметно -развивающая среда, которая обеспечивает не только разные виды активности дошкольников, но и лежит в основе их самостоятельной деятельности.
В работе с детьми применяю следующие здоровьесберегающие мероприятия :
• утреннюю гимнастику;
• прогулки с включением подвижных игр;
• оздоровительную гимнастику после дневного сна;
• ходьбу по массажным коврикам (босохождение);
• закаливание;
• физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях);
• оздоровительные досуги или развлечения.
Каждое утро мы с ребятами начинаем с весёлой гимнастики, которая включает в себя: приветствие друг друга, где движения сочетаются с произносимым текстом, гимнастические упражнения, подвижную игру. Цель утренней разминки – создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе.
Во время прогулок стараюсь использовать различные подвижные игры: игры с ходьбой и бегом: «Воробышки и автомобиль», «Мой весёлый звонкий мяч», «Найди флажок», «Бегите ко мне»; игры с прыжками: «Зайка беленький сидит», «Через ручеек»; игры с метанием: «Целься точнее» и очень много других игр.
После прогулок мы с ребятами располагаемся на ковре, проводим небольшие упражнения на релаксацию, снятие мышечного напряжения и возбуждения.
По окончании дневного сна провожу упражнения, направленные на медленное восстановление тонуса организма. Дети выполняют упражнения, лёжа в кроватках, плавно, без рывков и резких движений. Использую структурные дорожки для профилактики плоскостопия, ступая по которым стопа ребёнка получает специальную разминку для мышц, поддерживающих её в правильном положении, одновременно происходит массаж акопунктурных точек нижней части стопы.
Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению, проводимых мною с детьми. Для поддержания микроклимата в нашей группе постоянно проводится кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями, спальной комнаты до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей.
Предлагаю детям обширное умывание, которое предполагает ополаскивание лица, шеи, рук до плеч водой комнатной температуры. Частью обширного умывания является сезонное летнее мытьё ног после прогулок. В зависимости от адаптации детей к данному виду закаливания, температура воды постепенно снижается, что повышает сопротивляемость организма.
Ни для кого не секрет, что семья и детский сад – две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребёнка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьёй.
Для повышения родительской компетентности провожу беседы о профилактике здорового образа жизни дошкольников. В информационном уголке располагаю статьи о формировании гигиенических знаний, рекомендации по безопасности жизнедеятельности, воспитание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, советы по правильному питанию, о пользе водных процедур и необходимости посещения бассейна. В данном направлении создала буклеты для родителей с советами правильного поведения во время прогулок в лес, во время купания.
Использую различные формы распространения информации, большое внимание уделяю родительским собраниям и индивидуальным консультациям в вечернее время. Данными действиями добиваюсь активной помощи родителей в соблюдении режима дня, ограничения употребления вредных пищевых продуктов и охраны жизни ребёнка в условиях нахождения вне стен детского сада.
Для эффективности работы по оздоравливанию детей использую и постоянно пополняю имеющийся в группе методический материал, где собраны упражнения по постановке речевого дыхания, пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз, физминутки, динамические паузы и подвижные игры, удовлетворяющие детей в двигательной активности.
Основы здоровья человека закладываются в детстве. Они базируются на физическом и психическом здоровье родителей и их знания психологии, педагогики и гигиены. Знаменательный вклад в это дело может и должна вносить система образования и воспитания.
Во-первых, через привитие жизненно необходимых умений и навыков, физическое развитие детей.
Во-вторых, через создание в дошкольных учреждениях благоприятных условий для здоровья и безопасной деятельности.
Поэтому одной из основных задач дошкольного учреждения является поиск и апробация новых форм физкультурно-оздоровительной работы, которые можно было бы использовать не только в образовательном процессе дошкольного учреждения, но и в домашних условиях, а также не требующих дополнительных материальных затрат, что очень важно, на объекты физкультурно-оздоровительного назначения, спортивный инвентарь и оборудование. Данные формы в работе должны являться действенным средством пропаганды здорового образа жизни.
Воспитательные функции семьи и дошкольного учреждения различны, но для того, чтобы ребенок рос всесторонне развитым и здоровым, необходимо их взаимодействие.
Как подтверждает практика, ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщество «дети - родители - педагоги».
Не будет преувеличением, если сказать, что семья и дошкольное учреждение - это социальные структуры, которые в основном и определяют уровень здоровья ребенка.
В результате такого взаимодействия определяются новые пути
интеграции образовательного учреждения и семьи, вырабатываются
общие стратегии действий по вопросам развития личности ребенка,
формируется общее образовательное пространство.
Основная задача технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается воспитатель дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ОУ.
В своей группе широко использую мягко-набивные напольные шнуровки: жук, божья коровка, осьминог, которые развивают у детей мелкую моторику рук, внимание, речь, способствуют сенсорному и познавательному развитию ребенка
Представления об основах здорового образа жизни формируем у детей через проведение интегрированных физкультурно-познавательных игровых занятий.
Физкультурно-оздоровительное направление включает в себе двигательно-образовательную деятельность, активный отдых.
Реализация физкультурно-оздоровительных технологий осуществляется в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Отдельные приемы этих технологий широко используются в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Итогом комплексного подхода к укреплению здоровья детей и их физическому развитию, применению здоровьесберегающих технологий является положительная динамика состояния здоровья детей.
В моей группе прослеживается тенденция к снижению заболеваемости. Это очевидно по следующим показателям:
- количеству дней, пропущенных одним ребенком по болезни;
- по инфекционным заболеваниям;
- по количеству часто и длительно болеющих детей.
Анализ состояния здоровья детей показал, что скоординированная работа медицинских работников, педагогов и родителей способствует уменьшению числа случаев заболеваемости детей.
Следует отметить, что анализ анкетирования родителей показал: родители довольны проводимой работой в ОУ по здоровьсбережению детей. Родителей устраивает работа педагогов и они считают, что воспитатели учитывают индивидуальные особенности детей.
Дошкольное учреждение будет продолжать работу по комплексному использованию здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления здоровья.
Таким образом, модель оздоровления детей, является эффективным и результативным способом сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Педагогический коллектив и я в том числе стремится превратить наш детский сад в дом для детей с определёнными обычаями, определённым уровнем культуры. Дом, в котором и детям и взрослым уютно и комфортно, в котором ребёнка ждут и любят. Дом, где основной стиль взаимоотношений - сотрудничество и сотворчество. Родители в этом доме являются равноправными членами общей семьи и участвуют в его жизни.