Светлана Фомина
Обогащение сенсорного опыта с помощью конструктивно-модельной деятельности в среднем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Обогащение сенсорного опыта с помощью конструктивно – модельной деятельности в среднем дошкольном возрасте
«Если ребёнок в детстве не научился творить, то и в жизни он будет
только подражать и копировать».
Л. Н. Толстой
Публикация «Обогащение сенсорного опыта с помощью конструктивно-модельной деятельности в среднем дошкольном возрасте» размещена в разделах
В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является вопрос формирования сенсорной культуры дошкольника, как результата усвоения общепринятых представлений о цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. развития личности ребёнка в целом. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познания окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущении и восприятии. Мы узнаём об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха, и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть более сложные самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление, развивается речь, эстетическое восприятие окружающего мира, творческие способности ребёнка. Сенсорное воспитание ставит задачей развитие пространственных представлений. И в этом большая роль принадлежит конструированию.
Конструктивная деятельность значительно расширяет содержание сенсорного воспитания, поскольку во время занятий дети существенно углубляют свои познания о различных свойствах предметов. Процесс конструирования позволяет получать более полные представления о разнообразных свойствах деталей конструктора. Умение выделять отдельные детали из сложного целого формируется у детей не сразу и требует специального обучения. Если младших дошкольников обучают таким умениям на очень простых постройках, то детей среднего и старшего дошкольного возраста – на более сложных. В ходе формирования этих умений происходят существенные сдвиги в развитии восприятия ребенка – у него развивается способность к точному расчленению сложного целого на отдельные элементы.
Конструктивная деятельность требует от ребенка умения не только выделять отдельные детали из сложного целого, но и устанавливать пространственное положение одной детали относительно других. Если ребенка не научить этому, он будет делать грубые ошибки в конструировании.
В ходе конструктивной деятельности ребенок сталкивается еще с одним важным качеством предметов – с их строением – с особенностями пространственного расположения основных частей. Если ребенок не умеет выделять основные части предмета и определять, как они пространственно расположены относительно друг друга, то его конструкторская деятельность будет затруднена.
Конструирование из строительного материала одно из лучших средств развития сенсомоторных представлений у дошкольников.
Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности.
Содержанием игр со строительным материалом является воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов. В нашей группе имеются следующие виды строительного материала: мягкий конструктор (из изолона, деревянный, пластмассовый, подвижный, магнитный, конструктор с болтовым соединением, репейник, лего, шестерёнки, игольчатый, блочный, мозаика.
На прогулке мы используем природный строительный материал (песок, снег, шишки, камни, также можно использовать подсобный строительный материал (доски, ящики, коробки и т. д.).
Игры со строительными материалами связаны с другими видами игр (театрализованными, подвижными, дидактическими, но чаще всего строительно-конструктивные игры протекают в форме ролевой игры. Дети берут на себя роль строителей; строительный материал подвозят шофёры, или построили корабль и отправились в путешествие; построили вокзал, стали играть в железную дорогу и т. д. Существует также большое количество игр, в которых всё содержание исчерпывается возведением построек и сооружений. Дети очень любят такие игры постройки многократно переделываются, совершенствуются, объединяются одним сюжетом.
Условия, необходимые для развития игр:
а). Время в режиме.
б). Строительный материал в достаточном количестве.
в). Удобная обстановка (место).
г). Обогащение содержания, руководство со стороны взрослого.
Но все же основные умения дети приобретают в процессе обучения на занятиях по конструированию и совместной деятельности со взрослым, а затем переносят их, преображая, дополняя и варьируя в самостоятельную игровую деятельность.
Чтобы формировать у детей интерес к этим играм, мы используем различные приемы. Дети средней группы еще не могут самостоятельно отразить в строительно-конструктивной игре то, что они видели, поэтому мы продолжаем учить их строить по образцу. Так перед проведением сюжетно-ролевой игры «Зоопарк», дети по нашему образцу строили домики для животных, а затем обыгрывали постройки. Сооружая постройку совместно с педагогом, дошкольники усваивают общие основы строительства не только зданий, но и мостов, машин, пароходов и т. д.
Дети нашей группы уже умеют играть небольшими коллективами, распределять между собой материал, согласовывать игровые действия, достигать общего результата в постройке, поэтому мы учим умению строить не только по предложенному образцу, но и по намеченной теме, обучаем более сложным приемам работы. Так в нашей группе появилась постройка фермы и деревни, с которыми мы приняли участие в конкурсе «Технопарк», детям была предоставлена возможность самим выбирать тему, определить последовательность возведения постройки: с чего начать, как продолжать, чем ее закончить.
Существенное значение для развития конструктивной деятельности имеют наблюдения, рассматривание предметов, зданий, сооружений, поэтому мы не только в группе рассматриваем фотографии, иллюстрации, картинки построек, но и на прогулке, выясняем назначение сооружения, особенности конструкции, пропорции частей, так же на прогулке обращаем внимание на свойства природного строительного материала. Наблюдение сопровождается беседой.
На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка. Осуществляется физическое совершенствование ребёнка. Это эффективное средство эстетического воспитания. У детей развивается художественный вкус. Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.