Папки-передвижки

Обогащение знаний о сезонных явлениях у детей дошкольного возраста посредством наблюдений в природе (методическая система)

наталья витальевна зашихина
Обогащение знаний о сезонных явлениях у детей дошкольного возраста посредством наблюдений в природе (методическая система)

Цель: Научить, с помощью наблюдений в природе выделять основные признаки сезона, обнаруживать взаимосвязь в живой и неживой природе.

Задачи:

Расширять и обогащать представления детей о сезонных явлениях;

Развивать познавательные интересы, устойчивое внимание, наблюдательность;

Учить устанавливать связи между сезоном и состоянием природы;

Воспитывать, интерес и любовь к природе.

Публикация «Обогащение знаний о сезонных явлениях у детей дошкольного возраста посредством наблюдений в природе (методическая система)» размещена в разделах

Методическая система направлена на развитие и обогащение экологических знаний о сезонных явлениях у детей дошкольного возраста посредством целенаправленных наблюдений за этими явлениями в природе. Из опыта работы и анализа литературы было установлено, что на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. В этот период формируются первоосновы экологического мышления. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологическими знаниями : понимают общие для всех людей экологические проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Дошкольники пятого года жизни отличаются от малышей физическими и психическими возможностями: они увереннее во всех проявлениях, владеют первоначальными навыками самостоятельности, имеют более устойчивое внимание, более развитые восприятие и мышление, лучше понимают и воспроизводят речь взрослого, способны к первым волевым усилиям. Систематическая работа в повседневной жизни по ознакомлению детей с различными явлениями и объектами природы ближайшего окружения позволяет им накопить большое количество конкретных знаний, основанных на чувственном обследовании и восприятии. Если детей ежедневно знакомить с сезонными явлениями природы, то это позволяет к старшему дошкольному возрасту сформировать обобщенные представления о явлениях природы, выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов - и на их основе сформировать обобщенное представление.

Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Для этого нами проводится ежедневное, во время прогулки, наблюдение за сезонными явлениями, мною разработано тематическое планирование наблюдений за сезонными явлениями (см. в моем блоге Тематическое планирование наблюдений, разработаны тематические экскурсии (по сезону, оформлен в виде картотеки комплекс наблюдений по сезонам, направленный на обогащение экологических знаний о сезонных явлениях. Комплекс разработан на основе недельной методики ознакомления дошкольников с сезонами С. Н. Николаевой. В него включены; наблюдения за погодой, рассматривание изменений состояния растений и покрова земли, наблюдения за сезонным трудом человека, экспериментирование и опыты.

В работе с дошкольниками по экологическому образованию был использован интегративный подход, предполагающий взаимосвязь процесса наблюдения с исследовательской деятельностью, с занятиями, моделированием, а также в организации продуктивной деятельности детей, т. е. проводилась экологизация различных видов деятельности. Проведено включение в эту работу родителей. Был оформлен информационный стенд для родителей «Времена года» с информацией о фенологических сроках сезона, народных поговорок и примет, поэтических произведений. Информация регулярно меняется за счет подборки материала по каждому из сезонов. Было проведено родительское собрание на тему «Воспитание любви к природе» и экологический праздник, посвященный прилету птиц (7 апреля, где родители и воспитатели своим примером показали детям свой интерес к природе. В группе изготовлено панно «Времена года», ведется календарь природы и заполняется календарь наблюдений.

Мною практически апробирован разработанный комплекс и в марте 2010 года определена эффективность проведенной работы, путем диагностического исследования. Сравнивая результаты диагностики по экологическому воспитанию за два года можно говорить о следующем: исключительно у всех детей группы уровень экологических знаний изменился в лучшую сторону, а количество детей с низким уровнем знаний снизилось с 40% до 10%.

Проведенная работа в значительной мере позволила повысить эффективность обогащения экологических знаний о сезонных явлениях у детей дошкольного возраста.

Вывод: процесс обогащения экологических знаний о сезонных явлениях, у детей дошкольного возраста, осуществляется эффективно, при условии;

•регулярного использования комплекса наблюдений,

•поддержания устойчивого интереса к этим наблюдениям,

•уместного использования элементарных проблемных ситуаций, экспериментирования и опытов.

•фиксации наблюдаемых признаков сезонных явлений (в календаре наблюдений или в любом из видов продуктивной деятельности,

• определения детьми вывода о закономерности и взаимосвязи сезонных изменений в природе.

Кроме того, проведенная работа, с одной стороны позволила мне самой по новому увидеть в природе знакомые явления, их особенности и качества, а с другой - заметить и оценить развивающиеся в результате нашей деятельности личностные качества в каждом воспитаннике. Хорошо развитая наблюдательность - одно из свойств педагогического мастерства - в случае экологического образования является особо значимой, так как постоянно обогащает наш профессионализм в области контакта не только с природой, но и с детьми.

Публикации по теме:

«Огород — круглый год!»«Огород — круглый год!» Цель: Создать условия для наблюдений, опытов и экспериментов с разными полезными растениями на окне в детском саду. Задачи: 1. Развивать.

Рекомендации по организации детей на прогулке РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ 1. Организовать с детьми наблюдения за сезонными явлениями. Учить детей наблюдать за явлениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обогащение знаний о сезонных явлениях у детей дошкольного возраста посредством наблюдений в природе (методическая система)
Опубликовано: 5 апреля 2013 в 09:13
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД