Елена Кочетова
«Образ птицы на Руси». Интегрированное занятие в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Образ птицы на Руси»
Программное содержание:
- Формировать у детей интерес к русской истории, приобщать к русской культуре.
- Систематизировать знания детей об образе птиц в народных сказках.
- Вызвать интерес и желание воспроизводить птиц в узоре, развивая. художественно- творческие образы.
- Воспитывать у детей любовь к птицам родного края.
- Активизировать детей в песнях, играх.
Публикация «„Образ птицы на Руси“, Интегрированное занятие в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Предварительная работа: Разучивание песен, закличек, пословиц, стихов о птицах; чтение сказок, рассматривание иллюстраций птиц; беседы и наблюдения за птицами и их повадками, рисование дымковских петухов.
Материал к занятию : макеты деревьев, иллюстрации птиц, избушка, скотный дом, сундучок, дидактические игры: «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», заготовки для рисования дымковских петухов по количеству детей, раздаточный материал для рисования.
Ход занятия
- Дети, вы любите путешествовать? (ответы детей)
- На чем можно путешествовать? (самолете, теплоходе, поезде, машине). Сегодня, мы с вами отправимся путешествовать на поезде, а чтобы дорога нам показалась весёлой споём знакомую песню «Вот поезд наш едет»
Исполнение песни «Вот поезд наш едет»
1 остановка «Лесная».
- Какое сейчас время года? (весна)
Одной из примет весны является народный праздник «Сорок сороков». В этот день прилетают сорок разных стай птиц в наши края с юга, это признак того, что морозы отступили, и наступает тёплая весна. Давайте, дети, послушаем, как поют в нашем лесу птицы.
(аудиозапись голосов птиц)
- Каких птиц вы узнали? (Кукушка, синичка, скворцы)
Грачи, Скворцы, Жаворонки – вестники весны. Давайте и мы позовем Весну.
Закличка:
«Прилетайте к нам!
Весну ясную
Весну красную
Приносите нам»!
- Дети, каких вы знаете птиц, которые пользовались на Руси почетом? (ответы детей)
С соколом сравнивали добрых молодцев. Соколиные очи – зоркие очи.
Лебедь – символ чистоты, красоты. «Словно белая лебедушка плывет» говорили про девушку.
Сорока белобока – слывет за воровку, сплетницу, приносящую на хвосте разные вести.
Сова- символ мудрости.
- Часто вас взрослые ласково называют: «Птичка моя», «Голубок мой, «Ласточка моя», как вы думаете почему они вас так называют? (птички маленькие, милые, веселые)
стихотворение по методике расскажи стихи руками «Хочу быть птичкой»
Я по улице гулял Поступательные движения указательным
И средним пальцами обеих
рук, обозначающие ходьбу;
Галок и ворон считал: Скрестить перед собой кисти рук, сделать
плавные движения руками,
обозначающие полёт птиц
Раз, два, три, четыре, пять Загибать поочерёдно пальцы рук,
начиная с большого
Буду я считать опять - Загибать поочерёдно пальцы рук,
начиная с мизинца.
Рот открыл, смотрю я в небо Открыть рот, поднять голову вверх
Вправо – влево. Я там не был. Повороты головы
Птичкой захотел я стать Взмахи руками через стороны вверх
И руками стал махать вниз
Крылья вверх и крылья вниз,
Только слышно ветра свист.
Я подпрыгнул, чтоб взлететь, Руки поднять вверх, подпрыгнуть
Но пришлось на землю сесть Присесть.
Под музыку песни «Вот поезд наш едет» дети отправляются в путь дальше
2 остановка - деревня Ягодная поляна
(Аудиозапись звуков деревни)
- Чьи голоса и звуки вы слышите? (Мычание коров, лай собак, хрюканье свиньи, звуки проезжающего трактора). Куда мы с вами приехали? (В деревню)
- Как называется деревня, в которую мы приехали? (Ягодная поляна). Как вы думаете, почему она так называется? (Потому что там растёт много ягод)
Воспитатель обращает внимание детей на дом и скотный двор.
- Посмотрите, какой большой, красивый, деревянный дом, у дома есть окно с расписными ставнями, крыша.
- Как вы думаете, от какого слова происходит слово «деревня»? Из какого материала дома в деревне? (дома - из дерева, они деревянные)
- Рядом с домом скотный двор. Каких животных вы видите? (Корова, собака, кошка, петух, поросёнок)
Воспитатель обращает внимание детей на крышу дома
- Крышу дома скрепляет деревянный выступ. Этот выступ всегда украшается фигуркой. Кто знает, какой? (Петухом)
- Да, дети, это Петушок, а почему, именно Петушок? (Образ этой птицы считался талисманом, оберегал семью от беды и несчастий)
- Какую пословицу вы знаете про петушка? («Петух поет, нечистой силы темное время прошло»).
- Петух у русского народа считается такой птицей, которая в воде не тонет и в огне не горит. Вспомните, как в сказке «Петушок золотой гребешок и чудо-меленка» поступил петушок, когда его бросили в воду, а затем в огонь?
(петушок выпил воду из колодца и затушил огонь в печи)
Фигурка петуха не только охраняет дом от нечистой силы и приносит семье счастье, но и оберегает дом от пожара.
Исполнение песни «Петушок»
- В какой деревне мы побывали? Для чего на крыше дома ставили фигуру петуха? (ответы детей)
Под музыку песни «Вот поезд наш едет» дети отправляются в путь дальше
3 остановка «Сказочная»
- Мы приехали на станцию «Сказочная».
- Дети, какие вы, знаете сказки, где присутствует образ птицы? («Кот, петух и лиса», «Зимовье», «Лисичка со скалочкой», «Курочка-ряба», «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зернышко», «Заюшкина избушка»)
- Дети, у меня есть волшебный сундучок, вам интересно знать, что в нем лежит?
Воспитатель достаёт из сундучка 2 дидактических игры «Собери сказку», делит детей на 2 команды и предлагает им разрезные картинки
- На какой станции мы были? Какие сказки собрали? (ответ детей)
сигнал поезда
Под музыку песни «Вот поезд наш едет» дети отправляются в путь дальше
4 остановка «Народный умелец».
- А сейчас мы приехали в мастерскую, где будем украшать петушка дымковской росписью
Воспитатель рассматривает с детьми образец дымковского петуха с элементами росписи, преобладающими цветами, способами и приёмами рисования.
Анализ детских работ
Гудок паровоза. Наше путешествие закончилось. Дети, вам понравилось путешествие? На каких станциях мы побывали? Что вы нового узнали? Пора ехать домой.