Дарья Киселёва
Образные сравнения в развитии выразительности речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Образные сравнения в развитии выразительности речи детей.
Быть может, и мы когда-нибудь
дождемся, что люди перестанут
оправдываться тем, что не умеют
красиво говорить.
А. П. Чехов
Когда слышишь красивую, выразительную речь получаешь огромное наслаждение. Слова сами по себе большая ценность, которой обладает только человек.
Публикация «Образные сравнения в развитии выразительности речи детей» размещена в разделах
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осваивать языковые художественные средства выразительности, такие как сравнение, метафора, а затем использовать их в доступной и интересной для них самостоятельной речевой деятельности.
Маловыразительность речи детей, имеющих общее недоразвитие речи, известна. Чтобы их речь стала выразительной, необходимо проводить целенаправленную систематическую работу.
Как мы составляем словарь? Берём какое-либо важное, ключевое для нас слово. Например, зима или снег, ёлка и т. п. подбираем и наклеиваем предметную картинку, которую обозначает данное слово, на лист бумаги. Затем вместе с детьми придумываем, с чем этот предмет можно сравнить. Сравнения подбираем сначала по форме, цвету, размеру, затем по другим признакам, действиям, ассоциациям. Такое творческое задание нравиться детям. Образцы сравнения бывают очень неожиданными. Выбираем наиболее точные из них, рисуем или приклеиваем соответствующие картинки на этот лист. Время от времени лист дополняем новыми интересными изображениями.
Ещё хотелось бы предложить использовать многофункциональное пособие «звёздочка» оно предназначено для закрепления представлений об окружающем мире, навыков в изобразительной деятельности, развитии речи, коммуникативных навыков, формирования элементарных математических представлений, памяти, внимания, способов умственной деятельности: сравнение, обобщение, анализ, классификация.
Например:
Игра «Найди слова с заданным звуком». Цель: закреплять умение дифференцировать звуки в словах. В большой карман в центре поставить карточку с изображенным на ней звуком. Задание: вставить в маленькие карманы карточки с изображением предметов, в названии которых присутствует заданный звук.
Игра «На развитие коммуникативных навыков». Цель: упражнять в умении называть «соседей» заданного числа. В маленькие карманы ставить цифры, несколько карманов оставить пустыми. Предложить ребёнку найти недостающие цифры. И обосновать свой выбор.
Игра «Настроение». Цель: вариант1. у детей конверты, на которых изображены люди и животные. В центр звезды поместить смайлик с той или иной эмоцией (радость. Грусть, удивление, злость, испуг, слезы). Задание: найди карточки. На которых изображены люди и животные с эмоциональным состоянием, обозначенным в центре звезды. когда дети научатся воспроизводить настроение с помощью зрительной подсказки, можно выполнять то же задание без картинки в центре круга, по словесному обозначению эмоций. Вариант 2. В маленьких карманах находятся карточки со схематичным изображением эмоциональных состояний лицевой стороной вниз. Один ребёнок выбирает карточку. Задание: для остальных детей : угадать, какая это эмоция.
Можно использовать и другие возможные игры.