галина тарасова
Образовательная программа кружка «Фантазия»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная программа, кружок "Фантазия"
Тарасова Галина Григорьевна, МБДОУ №2,г. Лениногорск, РТ.
1. Пояснительная записка
Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельную личность. А ведь когда-то искусство было тесно связано со всеми сторонами жизни человека – будь то война или охота, праздник или бедствие.
Это слияние искусства со многими, в том числе глубинными, сторонами жизнедеятельности человека ранних общественных формаций. Удивительное явление искусства – рисование в детстве.
Публикация «Образовательная программа кружка „Фантазия“» размещена в разделах
Итак, зачем и почему дети рисуют? Скорее всего, рисование имеет особый биологический смысл. Ведь детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. Тогда рисование - один из путей выполнения программы совершенствования организма.
Рисование - большая и серьёзная работа для ребёнка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Что касается смешных неправильностей в рисунках, они строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребёнка, на который он и опирается в процессе рисования.
Итак, детское рисование помогает координировать зрение и движение, овладеть формами, развивать чувственно-двигательную координацию. Кроме того, определённое достоинство рисования по сравнению с другими видами изодеятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит».
Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяет преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребёнок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер. Что касается беспредметного рисования, подойдут разные техники: оттиск, тычковое рисование, монотипия, кляксография, набрызг, рисование мыльными пузырями, мальчиками, ладонью, нитями.
Аппликация – это вид творчества, когда на поверхность из одного материала наклеиваются кусочки другого материала, различающиеся по цвету или фактуре. Аппликация из бумаги предполагает наклеивание разноцветных бумажных элементов на лист бумаги или картона (основу).
Начинать занятия аппликацией можно уже с детьми самого раннего возраста. Уже после года ребенок может с помощью взрослых намазывать лист клеем и прикреплять к нему разноцветные элементы. Чем старше ребенок, тем меньше становится помощь родителей и воспитателей.
Занятия аппликацией очень полезны для детей. Аппликация развивает такие качества как самостоятельность, усидчивость, терпение, аккуратность.
развивает конструкторское мышление – создание целого из деталей;
развивает эстетический вкус и художественное воображение;
помогает выучить цвета и геометрические формы;
развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно если используются также и другие материалы (крупа, ткань, соломка, сухоцветы);
знакомит с понятием «технология» - для получения определенного результата, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали из бумаги, смазать клеем, посыпать крупу;
воспитывает желание добиваться результата и умение трудиться
Огромное влияние аппликация оказывает и на развитие умственных и творческих способностей ребенка. Во время занятий аппликацией дети знакомятся с понятием цвета, формы, величины, учатся находить одинаковые и разные детали, знакомятся с понятиями больше и меньше. Кроме того, дети учатся творчески подходить к созданию своих работ, развивают воображение, учатся выделать главное из множества объектов и видеть целое, состоящее из деталей.
Дети сами являются мастерами, учатся создавать, и потом могут использовать свои работы для украшения квартиры или для подарков (например, аппликация «Цветы для мамы и бабушки»).
3. Цели и задачи кружка «Фантазия»
Цели и задачи:
1. Развивать эстетический вкус и художественное воображение;
2. Развивать желание использовать нетрадиционные техники рисования;
3. Развивать конструкторское мышление – создание целого из деталей;
4. Формировать желание взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных композиций.
4. Формы организации детей
Индивидуальные
Подгрупповые
Групповые
5. Формы работы с детьми
- Игра
- Рассказ
- Интегративная деятельность
- Проблемная ситуация
- Пальчиковая гимнастика
6. Методы работы с детьми
Словесные.
Наглядные.
Практические.
8. Время проведения кружка
Кружок проводится 20 -25 минут один раз в неделю