Неля Карабанова
Образовательный проект «В мире дымковской игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема.
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Да, прошло время, изменился уклад жизни, менялся и мир игрушек. Постепенно игрушки потеряли прежнее магическое значение, забылся их символический смысл, но не утратилось то, что составляет духовную ценность народной игрушки - гармоничное ощущение радости труда и красоты. Практика доказала, что именно с игрушки начинается эстетическое освоение ребенком окружающего мира. С раннего детства каждый человек через народную игрушку связан с наследием мировой культуры, так как каждый народ создавал свои игрушки, передавая через них свой взгляд на мир, свое мироощущение. В народных игрушках, сказках и песнях детям передавались вековые понятия об окружающем мире, о добре и зле, красоте и счастье. По утверждению А. Бенуа, «Именно для культуры ребенка (а, следовательно для всей культуры общества, ибо от культуры детского возраста зависит все дальнейшее) важно, чтобы его окружал своеобразный мир -игрушечное царство».
Публикация «Образовательный проект „В мире дымковской игрушки“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Цель. Формирование знаний детей о дымковской игрушке как одного из видов народного декоративно – прикладного искусства.
Задачи.
1. Приобщать детей к декоративно – прикладному искусству дымковской игрушки.
2. Формировать представления о дымковской игрушке, ее назначении в прошлом и настоящем, ее специфике и образной выразительности.
3. Способствовать организации деятельности детей в центрах активности по декоративно – прикладному искусству.
4. Формировать представления о ремесле игрушечных дел мастеров.
5. Формировать знания о материалах и инструментах дымковских мастеров при изготовлении народной игрушки.
6. Развивать навыки изотворчества детей.
7. Создать мини-музей в группе «Дымковская игрушка».
8. Оформить в группе уголок по народному искусству, используя работы детей и родителей.
9. Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство цвета и ритма, формы и пропорций.
10. Воспитывать любовь к родной стране, патриотические чувства, чувство гордости за народных умельцев.
11. Воспитывать интерес к народной культуре, развивать эстетический вкус.
Актуальность и новизна проекта.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.
Что заботило, радовало, тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, какие были, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
А обратиться к нашим истокам помогает - народное творчество: колыбельные песни, сказки, народные игры, праздники, частушки и декоративно-прикладное искусство- все это близко и интересно детям.
Проект способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры, помогает напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес и уважение к истории России.
Методы и приемы.
Методы, были выбраны, исходя из цели и задач, поставленных в данном проекте, его структуры, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.
Словесные методы: объяснение, рассказы, беседы, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры. Рассматривание и описание детьми игрушек. Рассказ воспитателя об игрушках и её мастерах.
Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, альбомов, плакатов, книг, показ с проговариванием действий, работа со схемами, базовыми формами, использование мультимедийных пособий.
Практические: упражнения, метод познавательных (дидактических) игр, создание проблемной ситуации.
Игровой метод: для создания мотивации мною использовались игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применялось художественное слово.
В процессе работы дети легко запоминают и рассказ-объяснение и новые понятия, обогащают свой словарь, развивают образное мышление. Освоение любой поделки проходит одновременно с работой по осознанию ребенком условий выполнения двигательного акта.
Структурирование содержательной части проекта
Этапы реализации проекта.
1-й этап: подготовительный
2-й этап: основной
3-й этап: заключительный
4-й этап: презентационный
I этап – подготовительный
1. Подобрать научно – методическую литературу, иллюстрированный и дидактический материал.
2. Изучить методическую литературу по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой.
3. Изучить спрос родителей с помощью анкетирования.
II этап – основной
1. Разработать перспективный план мероприятий.
2. Разработать конспекты НОД.
3. Подготовить беседу для детей.
4. Подготовить консультации для родителей и педагогов.
5. Оформить папку – передвижку.
6. Разработать совместное детское – родительское развлечение.
7. Изготовить альбом, дидактическую игру.
8. Разработать материал для проведения КВН.
9. Разработать анкеты для родителей.
III этап – заключительный
В ходе проектной деятельности, можно сделать вывод, что знакомство детей с предметами народного творчества и изобразительная деятельность оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка в целом.
Творчество народных мастеров не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой.
Игрушки всех народных промыслов различаются по стилю и манере исполнения, и со временем ребенок начинает отличать игрушки одного промысла от другого, выделять характерные особенности, причём делает это он самостоятельно. У детей появляется желание самим сделать игрушки по образцу тех, которые им показывали на занятиях.
Таким образом, народные игрушки стимулируют детей к самостоятельным действиям. Знания, полученные в процессе занятий игр с предметами народного творчества, расширяют возможности самостоятельной деятельности детей.
Эффективность работы становится выше при участии и помощи родителей. Они заинтересованы в том, чтобы дети как можно больше узнавали про свою Родину, ее богатства, красоту изделий русских мастеров. Рекомендуется им вместе с детьми посещать выставки народных умельцев, приобретать народные игрушки, читать сказки, рассматривать книги и иллюстрации. Рассказывать об игрушках – кто их делал и как. Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русской народной игрушке.
IV этап – презентационный
1. Презентации:
• «Ознакомление дошкольников с народной игрушкой».
• «История развития дымковской игрушки».
2. Анкетирование для родителей:
• «Народное искусство в жизни вашей семьи».
• «Создание условий для декоративного рисования дома».
• «Что мы узнали о народной игрушке».
3. Консультации для родителей:
• «Народная игрушка. Советы родителям».
• «Создание условий для декоративного рисования дома».
• «Народные промыслы в системе художественно – эстетического воспитания дошкольников».
4. Консультация для педагогов:
• «Использование народных игрушек на занятиях по изобразительной деятельности».
5. Конспекты НОД
• Декоративное рисование «Роспись дымковской барышни».
• Рисование «Дымковский конь».
• Знакомство с творчеством дымковских мастеров.
• Лепка «Дымковская игрушка».
• «Путешествие в мир народной игрушки».
6. Дидактическая игра:
• «Откуда эта игрушка?»
7. Родительские собрания :
• «Знакомство родителей с целями и задачами программы для старшей группы».
• «Что мы узнали о народной игрушке».
8. Беседа с детьми:
• «Знакомство с русской народной матрешкой».
9. Выставка детских рисунков:
• «Узор на платье» (дымковская роспись).
10. Экскурсия: в мини – музей
• «Ознакомление дошкольников с народной игрушкой».
11. Папка – передвижка:
• «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуре».
12. Досуг:
• «Диво дивное, чудо чудное».
13. КВН:
• «Творчество дымковских мастеров».
14. Развивающая среда:
• «Народная игрушка. Игротека для детей дошкольного возраста».
15. Альбом:
• «Дымковская игрушка».
Самостоятельная деятельность учащихся.
Индивидуальная деятельность:
• рассматривание поделок, альбомов, образцов, фотографий, иллюстраций
• художественное творчество
Парная деятельность:
• загадывание загадок
• отгадывание ребусов
• беседы
• дидактические игры
Групповая деятельность:
• разучивание потешек, стихов, отгадывание загадок о народных промыслах
• проведение цикла тематических занятий
• экскурсии в мини-музей детского сада
• досуги и развлечения
• проведение подвижных, дидактических игр, игр-драматизаций
• диагностика детей и анализ результативности
• чтение художественной литературы
• театрализованная деятельность
• сюжетно – ролевые игры
Формы работы с семьей.
• привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей среды группы к проекту)
• приглашение к участию в конкурсе родительских поделок из бросового и природного материала «Дымковские расписные» с последующим оформлением мини-музея в групп
• приглашение родителей к оформлению выставки «Дымковские расписные» из детских поделок
Значимость результатов проекта.
Дети будут знать:
• традиции и обычаи русского народа
• орнаменты и узоры народных промыслов (дымковская роспись)
• народные игры, танцы, песни, колыбельные
• пополнят словарный запас (традиция, обряд, гончар, промысел, ярмарка и т. д.)
• приобретут представления об общечеловеческих ценностях
• научатся проявлять уважение к своим родителям, людям труда
• у них будет развито чувство гордости за свою родину
Родители:
• приобретут знания о народных традициях, праздниках
• укрепят внутрисемейные связи
• у них будет развито чувство гордости за свою родину
• они научатся изготовлять своими руками аналоги дымковской игрушки
Педагоги:
• расширят знания о народных праздниках, их происхождении
• пополнят личный репертуар народными песнями
• разработают проект «В мире дымковской игрушки» для последующего его использования в других группах (обмен опытом)
• разработают конспекты непосредственной образовательной деятельности, бесед для детей, консультации для родителей
• пополнят словарный запас детей
• будут лучше знать семьи своих воспитанников, что будет способствовать тесному сотрудничеству