Приложение МААМ

Образовательный проект «В мире дымковской игрушки»

Неля Карабанова
Образовательный проект «В мире дымковской игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема.

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Да, прошло время, изменился уклад жизни, менялся и мир игрушек. Постепенно игрушки потеряли прежнее магическое значение, забылся их символический смысл, но не утратилось то, что составляет духовную ценность народной игрушки - гармоничное ощущение радости труда и красоты. Практика доказала, что именно с игрушки начинается эстетическое освоение ребенком окружающего мира. С раннего детства каждый человек через народную игрушку связан с наследием мировой культуры, так как каждый народ создавал свои игрушки, передавая через них свой взгляд на мир, свое мироощущение. В народных игрушках, сказках и песнях детям передавались вековые понятия об окружающем мире, о добре и зле, красоте и счастье. По утверждению А. Бенуа, «Именно для культуры ребенка (а, следовательно для всей культуры общества, ибо от культуры детского возраста зависит все дальнейшее) важно, чтобы его окружал своеобразный мир -игрушечное царство».

Публикация «Образовательный проект „В мире дымковской игрушки“» размещена в разделах

Цель. Формирование знаний детей о дымковской игрушке как одного из видов народного декоративно – прикладного искусства.

Задачи.

1. Приобщать детей к декоративно – прикладному искусству дымковской игрушки.

2. Формировать представления о дымковской игрушке, ее назначении в прошлом и настоящем, ее специфике и образной выразительности.

3. Способствовать организации деятельности детей в центрах активности по декоративно – прикладному искусству.

4. Формировать представления о ремесле игрушечных дел мастеров.

5. Формировать знания о материалах и инструментах дымковских мастеров при изготовлении народной игрушки.

6. Развивать навыки изотворчества детей.

7. Создать мини-музей в группе «Дымковская игрушка».

8. Оформить в группе уголок по народному искусству, используя работы детей и родителей.

9. Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство цвета и ритма, формы и пропорций.

10. Воспитывать любовь к родной стране, патриотические чувства, чувство гордости за народных умельцев.

11. Воспитывать интерес к народной культуре, развивать эстетический вкус.

Актуальность и новизна проекта.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.

Что заботило, радовало, тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, какие были, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

А обратиться к нашим истокам помогает - народное творчество: колыбельные песни, сказки, народные игры, праздники, частушки и декоративно-прикладное искусство- все это близко и интересно детям.

Проект способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры, помогает напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес и уважение к истории России.

Методы и приемы.

Методы, были выбраны, исходя из цели и задач, поставленных в данном проекте, его структуры, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.

Словесные методы: объяснение, рассказы, беседы, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры. Рассматривание и описание детьми игрушек. Рассказ воспитателя об игрушках и её мастерах.

Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, альбомов, плакатов, книг, показ с проговариванием действий, работа со схемами, базовыми формами, использование мультимедийных пособий.

Практические: упражнения, метод познавательных (дидактических) игр, создание проблемной ситуации.

Игровой метод: для создания мотивации мною использовались игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применялось художественное слово.

В процессе работы дети легко запоминают и рассказ-объяснение и новые понятия, обогащают свой словарь, развивают образное мышление. Освоение любой поделки проходит одновременно с работой по осознанию ребенком условий выполнения двигательного акта.

Структурирование содержательной части проекта

Этапы реализации проекта.

1-й этап: подготовительный

2-й этап: основной

3-й этап: заключительный

4-й этап: презентационный

I этап – подготовительный

1. Подобрать научно – методическую литературу, иллюстрированный и дидактический материал.

2. Изучить методическую литературу по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой.

3. Изучить спрос родителей с помощью анкетирования.

II этап – основной

1. Разработать перспективный план мероприятий.

2. Разработать конспекты НОД.

3. Подготовить беседу для детей.

4. Подготовить консультации для родителей и педагогов.

5. Оформить папку – передвижку.

6. Разработать совместное детское – родительское развлечение.

7. Изготовить альбом, дидактическую игру.

8. Разработать материал для проведения КВН.

9. Разработать анкеты для родителей.

III этап – заключительный

В ходе проектной деятельности, можно сделать вывод, что знакомство детей с предметами народного творчества и изобразительная деятельность оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка в целом.

Творчество народных мастеров не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой.

Игрушки всех народных промыслов различаются по стилю и манере исполнения, и со временем ребенок начинает отличать игрушки одного промысла от другого, выделять характерные особенности, причём делает это он самостоятельно. У детей появляется желание самим сделать игрушки по образцу тех, которые им показывали на занятиях.

Таким образом, народные игрушки стимулируют детей к самостоятельным действиям. Знания, полученные в процессе занятий игр с предметами народного творчества, расширяют возможности самостоятельной деятельности детей.

Эффективность работы становится выше при участии и помощи родителей. Они заинтересованы в том, чтобы дети как можно больше узнавали про свою Родину, ее богатства, красоту изделий русских мастеров. Рекомендуется им вместе с детьми посещать выставки народных умельцев, приобретать народные игрушки, читать сказки, рассматривать книги и иллюстрации. Рассказывать об игрушках – кто их делал и как. Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русской народной игрушке.

IV этап – презентационный

1. Презентации:

«Ознакомление дошкольников с народной игрушкой».

«История развития дымковской игрушки».

2. Анкетирование для родителей:

«Народное искусство в жизни вашей семьи».

«Создание условий для декоративного рисования дома».

«Что мы узнали о народной игрушке».

3. Консультации для родителей:

«Народная игрушка. Советы родителям».

«Создание условий для декоративного рисования дома».

• «Народные промыслы в системе художественно – эстетического воспитания дошкольников».

4. Консультация для педагогов:

• «Использование народных игрушек на занятиях по изобразительной деятельности».

5. Конспекты НОД

• Декоративное рисование «Роспись дымковской барышни».

• Рисование «Дымковский конь».

• Знакомство с творчеством дымковских мастеров.

• Лепка «Дымковская игрушка».

«Путешествие в мир народной игрушки».

6. Дидактическая игра:

«Откуда эта игрушка

7. Родительские собрания :

«Знакомство родителей с целями и задачами программы для старшей группы».

«Что мы узнали о народной игрушке».

8. Беседа с детьми:

«Знакомство с русской народной матрешкой».

9. Выставка детских рисунков:

«Узор на платье» (дымковская роспись).

10. Экскурсия: в мини – музей

«Ознакомление дошкольников с народной игрушкой».

11. Папка – передвижка:

«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуре».

12. Досуг:

«Диво дивное, чудо чудное».

13. КВН:

«Творчество дымковских мастеров».

14. Развивающая среда:

• «Народная игрушка. Игротека для детей дошкольного возраста».

15. Альбом:

«Дымковская игрушка».

Самостоятельная деятельность учащихся.

Индивидуальная деятельность:

• рассматривание поделок, альбомов, образцов, фотографий, иллюстраций

• художественное творчество

Парная деятельность:

• загадывание загадок

• отгадывание ребусов

• беседы

• дидактические игры

Групповая деятельность:

• разучивание потешек, стихов, отгадывание загадок о народных промыслах

• проведение цикла тематических занятий

• экскурсии в мини-музей детского сада

• досуги и развлечения

• проведение подвижных, дидактических игр, игр-драматизаций

• диагностика детей и анализ результативности

• чтение художественной литературы

• театрализованная деятельность

• сюжетно – ролевые игры

Формы работы с семьей.

• привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей среды группы к проекту)

• приглашение к участию в конкурсе родительских поделок из бросового и природного материала «Дымковские расписные» с последующим оформлением мини-музея в групп

• приглашение родителей к оформлению выставки «Дымковские расписные» из детских поделок

Значимость результатов проекта.

Дети будут знать:

• традиции и обычаи русского народа

• орнаменты и узоры народных промыслов (дымковская роспись)

• народные игры, танцы, песни, колыбельные

• пополнят словарный запас (традиция, обряд, гончар, промысел, ярмарка и т. д.)

• приобретут представления об общечеловеческих ценностях

• научатся проявлять уважение к своим родителям, людям труда

• у них будет развито чувство гордости за свою родину

Родители:

• приобретут знания о народных традициях, праздниках

• укрепят внутрисемейные связи

• у них будет развито чувство гордости за свою родину

• они научатся изготовлять своими руками аналоги дымковской игрушки

Педагоги:

• расширят знания о народных праздниках, их происхождении

• пополнят личный репертуар народными песнями

• разработают проект «В мире дымковской игрушки» для последующего его использования в других группах (обмен опытом)

• разработают конспекты непосредственной образовательной деятельности, бесед для детей, консультации для родителей

• пополнят словарный запас детей

• будут лучше знать семьи своих воспитанников, что будет способствовать тесному сотрудничеству

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «История народной игрушки» История народной игрушки. Очень интересна тема по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой и бытом, традициями русского народа.

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре русского народа с помощью народных игрушекПриобщение детей дошкольного возраста к культуре русского народа с помощью народных игрушек В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательный проект «В мире дымковской игрушки»
Опубликовано: 9 февраля 2015 в 18:06
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательный проект «В мире дымковской игрушки»» (включая файлы) размещена пользователем Неля Карабанова (УИ 107077) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД