Получи документы

Образы героев Сказки о Попе и…

Старостин
Образы героев Сказки о Попе и…

… бездарно загубленной жизни.

Балда.

Уже сама рекомендация, данная этому герою автором сказки, говорит, что читателю не следует ожидать от него какой-то ценной мысли, действия, а тем более, стратегии.

Вряд ли для понимания этого образа нам нужна его предыстория. Можно предположить, что после смерти родителей Балде скучно стало хлебопашествовать, перебиваясь с хлеба на квас, а может и не скучно, а бесперспективно, вот он и пошёл, «сам не зная куда», но туда, где хотелось бы ему найти гарантированный стол и знакомую работу.

Публикация «Образы героев Сказки о Попе и…» размещена в разделах

Как и почему Балда был волен выбирать себе хозяина задолго до Юрьева дня, гадать не будем, а просто примем это без рассуждений. Тот же факт, что Балда сам «рано поднялся и чего-то взыскался», что не только принял самое первое поступившее предложение о трудоустройстве, но и испросил для себя самую смехотворную плату - три щелка, говорит о том, что находился он в сложных обстоятельствах и рад был получить любое место, не взирая на любой объём возлагавшихся на него задач.

Целым годом упорного труда по всем направлениям он снискал расположение всех членов семьи Попа, которого смущал только неумолимо приближающийся день расплаты, во избежание которой и была придумана задача: собрать оброк с Чертей – обитателей морских глубин.

Балда вполне мог отказаться от выполнения некоторых задач на основании заключённого трудового договора, по которому он выполняет обязанности «повара, конюха и плотника», но никак не пахаря, коллектора или рэкетира. Он же взялся и за это дело и угрозами, действиями и с помощью хитрости это задание исполнил. С особым цинизмом, а может быть даже в присутствии семьи, в три приёма «вышиб ум у старика», да ещё и прочитал отповедь этому лишенному разума старику. Эта отповедь была лишена смысла с самого начала, так как сам же Балда и назначил цену на свои услуги, и потому что старик не мог ни слышать, ни понимать её мудрости, тем более, принять её как руководство на будущее.

Нельзя исключить возможность того, что Балда хотел отомстить за что-то именно этому попу, или что Балда ненавидел всех служителей всех культов, а может быть он перенял у кого-то мастерство исполнения «щелков» и хотел применить его на практике на более или менее законных основаниях, заручившись согласием жертвы.

В результате Балда остаётся без места, так как у Попа ему уже больше не работать, да и в этом местечке ему вряд ли удастся найти кого-то, желающего получить какую-нибудь неприятность по милости Балды. Им обязательно заинтересуются силы правопорядка – всё-таки нанесение тяжких повреждений не может оставаться безнаказанным, тем более, что налицо все признаки предумышленного деяния. Вполне возможно, что и Церковь наложит на него серьёзную епитимью. Кроме того, если Балда крепостной, отпущенный на оброк, то ему не миновать разбирательства с барином, затем последуют взимание с него недоимки, правёж и бритьё лба или каторга. И всё это в расплату за счастье прочитать наставление полу-трупу! А ведь у него была хотя бы теоретическая возможность войти в семью Попа, поскольку поповна «о Балде лишь печалится», и с поповичем налажен полный контакт.

Балда блистательно оправдал имя, данное ему Пушкиным, и ни в коем случае не может служить положительным примером для слушателей и читателей этой сказки.

Поп.

По поводу этого субъекта нам тоже не рекомендовано обольщаться с самого начал – всё-таки «толоконный лоб» не высшая похвала интеллекту! Но так ли это на самом деле? В его пользу говорит, что работника искать он начал рано поутру, так как лучших разбирают первыми. Тот факт, что ум Попа не смог предугадать чтО именно задумано сумеречным умом Балды и согласился на предложенные обладателем последнего условия, никак этот ум не характеризует, так как Балда потому и балда, что лишен логики а, следовательно, непредсказуем. Интересно узнать, а если бы Поп предложил Балде предоплату в размере 100% оговоренного вознаграждения, то «щелки» были бы так же жестоки, а отповедь настолько же содержательна?

Наверное, Поп на самом деле был скуп, но кто достоверно проведёт границу между скупостью и рачительностью? Впрочем, мы не знаем уровня благосостояния Попа – старика, по утверждению автора, с двумя детьми: молоденькой девушкой и совсем маленьким мальчиком –дитятей. Не исключено, что до сего дня Поп самостоятельно выполнял все свои дела на своём вполне захудалом подворье в его не менее захудалом приходе, но старость дала понять, что без работника уже не обойтись. Как бы то ни было, но мало кто ищет себе работника, услуги которого оплатить ему не по карману, а тут такая удача – всего лишь прокорм и три щелка в лоб!

Стараниями Балды в доме Попа появился достаток, а вместе с ним и жадность. Опять же, кто сможет упрекнуть старого человека за то, что он, отбывая в лучший мир, хочет оставить свою семью обеспеченной всем необходимым, по крайней мере, до наступления дееспособности своего наследника? Вряд ли идея собрать оброк с Чертей была честной, но нам ли, свидетелям стольких бесчестных, если не вообще подлых поступков, укорять Попа за этот, сделанный по необходимости?

Задумка, а вернее, авантюра с Чертями имела, вероятно, две цели; если Балда исполнит поручение, ну что ж, придётся подставлять лоб, и его ценой обеспечить будущее своей семьи; если же нет, то все остаются при своих, да и Балда по сути дела ничего не потеряет – много ли корысти в щелках? Мало того, он избегнет всех бед, которые непременно обрушатся на него после окончательного расчета. В каком-то смысле авантюру с оброком можно даже считать актом милосердия со стороны Попа, попыткой уберечь глупого Балду от кнута, каторги или солдатчины!

Несомненно, Поп примерный семьянин – семья для него дороже чести и самой жизни! Недостатком его можно считать только то, что он не сделал попытки убедить Балду изменить условия расчёта к своему и его удовольствию, а честно подставил лоб под экзекуцию.

Попадья и дети.

Явно не глупа, но, что самое главное, всеми силами стремится уберечь мужа от возможного ущерба, то есть, семья для неё на первом месте. Кто-то может сказать, что попадья подла, но насколько же подлее в таком случае Балда, коли взялся он исполнять её подлый замысел?

Дети вполне демократичны и с большой симпатией, а то и любовью, относятся к рабочему человеку, а поповна так и охотно вышла бы за Балду замуж

Черти.

В сказке они предстали единственной пострадавшей не по своей вине стороной, даже не конфликта, а случайности – ведь мог Поп потребовать Луну с неба, а ему, видишь ли, оброк с Чертей понадобился.

Черти представлены нам существами безответными, бесхитростными и отчаявшимися найти какой-то справедливости на Земле, поэтому они крайне неохотно и только по настоятельной необходимости покидают… черту оседлости. Единственное их желание, чтобы их оставили в покое и не мутили среду их обитания, то есть были озабочены экологией, что только добавляет к ним сочувствия. Бесхитростны же они были до такой степени, что все слова Балды принимали за чистую монету и не подумали подозревать, а тем более уличать Балду в нечестной игре.

К сожалению, А. С. Пушкин не дал нам указания, кто именно послужил прототипом чертей, а без авторского указания их список может получиться весьма длинным.

Вывод.

1. Поп – образцовый семьянин, пусть и не лишённый каких-то недостатков, только вот предосудительных ли, особенно в наше время?

2. Балда – сам себе враг. Жульничеством и обманом он разорил чертей, нанёс тяжкие телесные повреждения Попу, чем навлёк на себя множество бед. Балду никак нельзя представлять детям как положительный персонаж или тогда не требуйте от детей, чтобы они не обижали тех, кто их слабее.

3. За всё отдуваться приходится ни в чём не повинным Чертям.

Публикации по теме:

Мероприятие «Правила дорожного движения изучаем, героев из сказки выручаем»Мероприятие «Правила дорожного движения изучаем, героев из сказки выручаем» Воспитатели: Давиденко Л. А, Гунькина В. В. 13 августа в филиале «Титовский» детского сада «Золотой петушок» было проведено мероприятие «Правила.

Фотоотчет о выставке детских работ «Весенние образы»Фотоотчет о выставке детских работ «Весенние образы» Здравствуйте уважаемые друзья и коллеги! Хочу представить вашему вниманию фото отчет выставки детских поделок на весеннюю тематику «Весенние.

Фотоотчёт «Воплощаюсь смело в образы и роли» (часть I)Фотоотчёт «Воплощаюсь смело в образы и роли» (часть I) Дорогие, друзья-маамовцы! Хочу предоставить вашему вниманию фото отчёт об одном из самом любимом своём увлечении. У каждого человека есть.

Фотоотчет. Роспись вылепленных героев и рукавички. По мотивам русской народной сказки «Рукавичка»Фотоотчет. Роспись вылепленных героев и рукавички. По мотивам русской народной сказки «Рукавичка» Фотоотчет. Роспись вылепленных героев и рукавички. По мотивам русской народной сказки «Рукавичка» с детьми младшего дошкольного возраста. Уважаемые.

Фотоотчет занятия-экскурсии «Детские образы в живописи»Фотоотчет занятия-экскурсии «Детские образы в живописи» Занятие – экскурсия «Детские образы в живописи» Цель. Формирование у детей эмоционального отношения к детским образам, воплощенным на полотнах.

Мастер-класс по изготовлению героев сказки «Репка для украшения детской площадки»Мастер-класс по изготовлению героев сказки «Репка для украшения детской площадки» Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом в украшении детской площадки. Для украшения своей площадки.

Мои образыМои образы Большая подготовка ведется каждый год к новогодним праздникам: украшение помещений, изготовление игрушек и открыток, разработка сценария.

Развитие творчества детей в рисовании через образы сказочных героев Основная цель работы: развитие творчества ребенка в изобразительной деятельности через сказку, сказочный образ, его творческое воплощение.

Утренняя гимнастика для детей в стихотворной форме «Героев из сказки сегодня встречайте и с ними зарядку вы выполняйте!» (У нас в саду был конкурс утренней гимнастики и я сочинила зарядку, родители приготовили костюмы для детей,и дети сами проводили зарядку,.

Взаимодействие педагогов с семьей по созданию волшебных героев на основе цилиндра для групповой сказкиВзаимодействие педагогов с семьей по созданию волшебных героев на основе цилиндра для групповой сказки Авторы: Клевцова, Чепига. Родители нашей старшей речевой группы "Фантазеры" являются постоянными участниками образовательно - воспитательного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Образы героев Сказки о Попе и…
Опубликовано: 18 октября 2021 в 20:38
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД