Людмила Колесникова
Обучение детей классификации предметов посредством моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение детей классификации предметов средством моделирования.
В дошкольном возрасте у детей ведущим видом мышления является наглядно-образное мышление. Но в старшем дошкольном возрасте начинает формироваться и логическое, которое в школе будет основным видом мышления.
Основным показателем формирования логического мышления является усвоение детьми классификаций предметов.
Публикация «Обучение детей классификации предметов посредством моделирования» размещена в разделах
В программе «Воспитание и обучение детей в детском саду» под редакцией Васильевой определено, классификацию каких предметов ребёнком должно быть усвоено. Например: какие бывают виды транспорта, на какие группы делятся животные, какая бывает посуда и так далее.
В статье я расскажу как при помощи моделей, опираясь на ведущий вид мышления дошкольников наглядно-образный, можно помочь всем детям усвоить классификацию предметов, чтобы ребёнок шёл от общего понятия к частному. Например: все это – животные, а они делятся на зверей, птиц, рыб, насекомых.
В своей работе наш детский сад использует программу «Развитие», научным руководителем которой являются Леонид Абрамович Венгер и Ольга Михайловна Дьяченко. Суть её в том, что она опирается на ведущий вид детского мышления наглядно-образное, и с помощью различных чертежей, схем и моделей ребёнок усваивает материал, предлагаемый на занятиях.
Курс занятий по логике рассчитан на 2 года обучения – старшая и подготовительная группа. В старшей группе в программу включено освоение детьми двух видов понятийных отношений: классификационных и сериационных.
Отношения сериации – это отношения между объектами, упорядоченными по степени интенсивности какого-либо признака (величина, яркость возраст) или признаки, скрытые от непосредственного наблюдения (сила, доброта, ум). С отношениями сериации преметов по величине через дидактические игры дети знакомятся во второй младшей групп. Детям предлагаются настольные игры типа: «Разложи яблочки от самого большого к самому маленькому» или «Расставь утят от самого маленького к самому большому». В старшей группе на занятиях по логике я предлагаю детям расположить бабочек от самой яркой до самой бледной или расположить карточки с изображением человека на разных возрастных этапах от самого младшего до самого старшего. Используются сериационные отношения и на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Например: раскладывание полосок либо кругов по величине в возрастающем и убывающем порядке.
Освоение классификационных отношений заключается в том, что дети постепенно приходят к пониманию и использованию, при решении познавательных задач, обратной зависимости между объё мом и содержанием понятий: чем богаче содержание понятий (то есть чем больше признаков оно включает) тем уже его объём и наоборот. Так, содержание понятия «мужчина» богаче, чем содержание понятия «человек», так как оно включает все признаки, присущие любому человеку, и ряд дополнительных признаков, отличающих мужчину от женщины. Вместе с тем «мужчин» меньше, чем «людей» - объём понятия 2человек» шире, так как он охватывает и мужчин и женщин.
Установление классификационных отношений осваивается при помощи модели в виде кругов Эйлера и модели типа «Древо».
В старшей группе мы обучаем детей при помощи модели круг «Эйлера» В случае моделирование понятия «Человек», «Мужчина», «Женщина» - родовое понятие «человек» обозначается большим кругом, а подчинённые ему понятия «Мужчина» и «Женщина», находящимися внутри него маленькими кружками. Поскольку в моделях обозначаются понятия разного уровня обобщённости, я передаю этот уровень относительной величиной кругов. Это особенно важно в случаях, когда модель включает обозначения понятий разного уровня обобщённости, не находящихся в отношении соподчинения, например:
Здесь понятием однопорядковым с понятием «хвойное дерево» является понятие «лиственное дерево», но оно опущено.
Моделирование сериационных и классификационных отношений развивает общую способность к наглядному моделированию. Вместе с тем оно служит средством упорядочивания у детей уже имеющегося опыта и приводит к усвоению логических форм мышления.
Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания. полученные ими на занятиях или в обыденной жизни.
Перед каждым занятием, предполагающим моделирование отношений между определёнными понятиями, я провожу беседу с детьми для выявления того, знакомы ли они с теми предметами, явлениями, которые будут служить материалом моделирования, и, если окажется необходимым, для пополнения соответствующих знаний. Перед началом занятий с моделями мы проводим 1-2 занятия без моделей, во время которых предлагаем детям подбирать обобщающие слова для ряда объектов (платье, брюки, рубашка – как их все назвать одним словом) или, наоборот раскрыть обобщё нные названия: «Какую одежду вы знаете?».
На всех занятиях термины «модель», «понятие», «объём», «содержание» не употребляются. Объяснение происходит доступным детям языком: «Вот этот большой круг у нас будет обозначать «все растения». А что тогда будут обозначать маленькие кружки? Давайте договоримся, что вот этот маленький круг будет обозначать – все деревья, а этот – все кустарники, а этот круг, как вы думаете, что будет обозначать? (дети предлагают варианты, что это трава, цветы).
В подготовительной группе дети продолжают осваивать отношения между понятиями. Занятия включают 2 направления: 1-е направление связано с освоением детьми новой формой модели – классификационное древо, которое имеет ряд структурных особенностей: родовое понятие изображается верхней точкой, видовые понятия отображаются точками, расположенными ниже. Например: верхняя точка будет обозначать «вся посуда», а нижние точки будут обозначать то, какая бывает посуда – столовая, кухонная и чайная. Связи между понятиями отображаются линиями, соединяющими точки, обозначающие родовое и видовые понятия. Освоение моделирования в форме древа начинается с опорой на модель тех же отношений в форме кругов и разворачивается в той же последовательности и с теми же усложнениями, что и в старшей группе.
Второе направление связано с работой над содержанием понятий. Дети учатся выделять признаки объектов, находить существенные признаки и использовать их для выяснения категории, к которой он относится. Например: детям предлагается послушать рассказ о том, как мама с дочкой приготовила праздничный сладкий стол. На нём были фрукты, ягоды, конфеты. В конце мама угощала всех бисквитом. Воспитатель спрашивает детей о том, что такое «бисквит», как и почему они поняли что это съедобное, сладкое, пища.
На первых порах в обучении использую картинки, обозначающие содержание наиболее частных, конкретных понятий (например, отдельных видов животных или растений, более же общие понятия высказываются устно. В дальнейшем содержания понятий обозначаются при помощи условных значков. Вводя их, необходимо каждый раз специально обсуждать, что именно (какое понятие) каждый значок будет обозначать, и почему он для этого подходит, обращаю внимание на то, что с переходом от более общих к более частным понятиям их содержание всё более обогащается, добавляются новые признаки. Значок, обозначающий содержание каждого понятия, помещается внутри круга, обозначающего его объём.
Помимо модели «древо» в подготовительной группе есть ещё модель бабочки – «поликсены».
Таким образом использование наглядного моделирования позволяет детям, идущим в школу, легко ориентироваться в многообразии предметов и усвоить классификацию.