Наталья Орешкова
Обучение детей правилам безопасного поведения на железнодорожном транспорте
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы
Наше дошкольное учреждение изначально строилось для детей работников железнодорожного транспорта, и поэтому, одной из составных частей воспитания наших дошкольников являлось и является ознакомление с железнодорожным транспортом, профессиями, присущими ему, правилами безопасного поведения на железной дороге и вблизи нее.
Начало такой работы возможно уже с детьми первой младшей группы. Мы рассматривали картинки с изображением паровозика, вагончиков. Читали потешки, например: «Если паровозик едет, как гудит он, кто ответит? Ту-ту-ту!» Картинки рассматривали, выделяя и называя все части паровоза: колеса, кабина, труба. В ходе этого рассматривания, можно называть их цвет, помогая детям его запомнить.
Публикация «Обучение детей правилам безопасного поведения на железнодорожном транспорте» размещена в разделах
В повседневной жизни, играя с детьми, использовали подвижную игру «Поезд», которую предлагает детям этого возраста «Программа воспитания обучения детей в детском саду». В эту игру играли по-разному. Просто «ехали», изображая поезд, издавая специфические звуки «чу-чу-чу», иногда останавливались, потом опять продолжали поездку, пыхтя и сигналя.
Или же «ехали» с песней
Вот какой паровоз к празднику купили,
Вот какой паровоз детям подарили.
Дальняя, дальняя, дальняя дорога
Вдоль нашей комнаты прямо до порога.
Вот какой паровоз к празднику купили,
Вот какой паровоз детям подарили.
Кто едет в поезде? Куклы да матрешки
Стрелочник, стрелочник вышел из сторожки.
Песню, конечно же, пел воспитатель.
Надо сказать, что эта песня нами часто использовалась, потому что она детям нравилась, увлекала их и привлекала внимание тех детей, которые вначале не «садились» в наш поезд.
Это игра «Поезд» любима детьми, особенно в самом начале первой младшей группы, когда детям еще сложно, трудно, возможно не всегда комфортно в новом месте, без мамы. А эта игра сплачивает, вносит веселье, помогает всем объединиться, держась друг за друга, внося тепло, определенное бесстрашие в души детей, помогает привыкнуть к новому коллективу.
Начиная с лета, возвращаясь с прогулки, ехали паровозиком, а то и под песню» Мы едем, едем, едем в далекие края…».
В первой младшей группе работа по ознакомлению с железнодорожным транспортом на этом и ограничивалась, а о правилах безопасного поведения на железнодорожном транспорте мы не говорили.
В наш уголок мы добавили дидактическую игру «Веселый поезд» на развитие мелкой моторики, на закрепление цвета. Используя эту игру можно знакомить детей с изображением поезда, вагончиков. Уточнять, кто может ездить в поезде, куда и т. д. Еще мы приобрели детскую книгу "О непослушном вагончике".
Читая её, мы решаем и задачу ознакомления детей с железнодорожным транспортом и простейшим правилам безопасного поведения на нем и задачу нравственного воспитания детей.
Поскольку наше дошкольное учреждение является учреждением ОАО РЖД, мы много внимания уделяем подбору детской литературы – купили раскраски с изображением локомотивов, вагонов, сделали из картона фигурку вагончика (того самого – непослушного, собираем игрушки, делаем дидактические игры.
Во второй младшей группе игра «Поезд» тоже присутствовала, но на другом уровне. Из стульчиков – вагонов строили поезд, впереди паровоз – большой стул воспитателя.
Воспитатель-машинист в железнодорожной фуражке. С песнями «ездили» на поляну, в лес, куда угодно. Поезд останавливался, пассажиры выходили, осматривали то место, куда приехали. Собирали цветы, ягоды, загорали, отдыхали и т. д.
Можно придумать разные варианты. Такие поездки-игры доставляли детям большой удовольствие, помогали развивать у детей воображение закреплять знания о железной дороге.
Занятия, особенно открытые, тоже могли включать в себя поездки на поезде. И во второй младшей, и в средней группах посещали музей железнодорожного транспорта, который организован в нашем детском саду.
В нем мы рассматривали железную дорогу, разные поезда, паровозы. Рассказывали детям, что поезд состоит из локомотива и вагончиков. Уточняли, зачем нужна железная дорога людям, какие бывают поезда (пассажирские, грузовые, почтовые). И уже в этом возрасте начинали знакомить с простейшими правилами. Рассказывали детям о том, что поезд большой, тяжелый, состоит из большого числа вагонов. Рассказывали, что у поезда есть своя дорога – рельсы и людям ходить по ним нельзя, потому что это очень опасно.
Уже в начале средней группы у нас уголок железнодорожного транспорта стал объемнее. В уголке была представлена мини - железная дорога, дидактические игры и пособия для ознакомления с железной дорогой и правилами безопасного поведения на ней. Ребята очень любят играть в этом уголке.
Дидактические игры были сначала просты: это картинки с изображением разных паровозов, вагонов. Задачами этих игр было научить детей различать пассажирские, грузовые поезда. Рассказать, что есть вагоны, в которых возят письма людей, их посылки. Играя, дети составляли поезда из вагонов, подбирали соответствующие вагоны.
Сюда же в уголок мы положили правила поведения на железной дороге и вблизи неё. Это была маленькая книжечка, рассматривать которую мог один ребенок или двое. Мы увеличили картинки и сделали новый альбом для рассматривания в другом формате.
Мы напечатали загадки о железнодорожном транспорте, стихи о разных видах транспорта, правила поведения на железной дороге в стихах.
Конечно же, поначалу детям было сложно отгадывать загадки о железнодорожном транспорте, так как знания детей о нем были самыми элементарными, но рассматривание открыток, иллюстраций в книгах по данной теме, обсуждение различных ситуаций, чтение стихов и многое другое позволило ребятам получить достаточные для их возраста представления о железнодорожном транспорте.
У нас появилась книга о семафоре, мы читали и рассматривали картинки в ней.
В старшей и подготовительной группах мы продолжим посещать музей железнодорожного транспорта в нашем саду. Наш музей тоже пополняется экспонатами. Будем уточнять знания детей о железной дороге, закреплять их.
Каждое посещение обязательно сопровождается повторением правил безопасного поведения на железной дороге. Обсуждаются возможные ситуации поведения детей и взрослых на железной дороге.
Дети рисуют на железнодорожную тематику, делясь впечатлениями от увиденного, во время своих поездок с родителями.
Кстати, в нашем уголке были и стихи о разных видах локомотивов. Несколько книг об истории железной дороги (самодельные и покупные). Мы изготовили фигурку железнодорожника и поместили в наш уголок, панно с изображением паровоза. Есть кукла-проводница.
Ко дню железнодорожника вместе с детьми готовим подарки шефам (Открытки,объемные вагончики)
В нашем уголке есть атрибуты настоящей железнодорожной формы, сигнальные флажки, погоны железнодорожников, гигиенические принадлежности из пассажирского вагона. Многое принесли родители.
В старших группах планируем знакомить детей с профессиями железнодорожников – родителей наших ребят. И не просто называли профессии, но и уточняли специфику работы этих людей. Среди наших родителей есть осмотрщик вагонов, составитель поездов, дежурный по станции, диспетчер, помощник машиниста, кассир. Мы просим родителей подробнее рассказать детям о своей работе. Эти знания пригодятся ребятам в дальнейшем.
С каждым годом появляется больше литературы для ознакомления дошкольников с железной дорогой, а значит и для успешной профориентационной работы с дошкольниками.