МААМ-картинки

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ

татьяна мальцева
Обучение детей составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ

Из многолетней практики работы с детьми замечено, что для дошкольников особенно сложным видом деятельности является развитие связной речи и в частности составление описательных рассказов по картине. Проблема в том, что содержание рассказов почти у всех детей одинаковое. Отличаются они только количеством предложений и их развернутостью. Детские рассказы очень бедны по содержанию. Но самое главное является то, что дети в основном повторяют рассказ педагога или предыдущего рассказчика с очень незначительными изменениями.

Публикация «Обучение детей составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ» размещена в разделах

Я работаю в логопедической группе, которую посещают дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Для большинства из них непосильная задача составить творческий рассказ по картине. При составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия и дети составляют творческие рассказы только с помощью наводящих вопросов. Еще одна проблема для детей с ТНР– трудности концентрации внимания, быстрая утомляемость (чаще внимание у детей рассеянное). Благое намерение педагога привлечь внимание детей сводится к замечаниям: «Ребята, слушаем внимательно!». Этого требования хватает на короткое время. На занятии воспитатель спрашивает только 4-6 детей, а остальные при этом являются пассивными слушателями. Совершенно очевидно, что возникла необходимость в изменении методов работы на занятии по обучению дошкольников составлению рассказов по картине.

После долгих поисков методов и приемов, которые помогли бы решить эти проблемы, я пришла к выводу, что для работы с детьми с ТНР подходит применение адаптированных приемов ТРИЗ-технологии, т. к. занятия происходят в игровой форме, дети на них раскрепощаются.

В работе по описанию картиныя часто применяю один из приемов ТРИЗ-технологии – это рассказывание с точки зрения восприятия различными анализаторами. Ведь первыми опорными точками для будущего творчества ребенка является то, что он видит, слышит и чувствует, а для этого необходимо развивать восприятия всех органов чувств: зрения, слуха, осязания и обоняния. Чем лучше развиты органы восприятия, тем полнее получаемая информация об окружающем мире, о конкретных объектах, и тем богаче личный опыт ребенка.

Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой применяется прием «эмпатии». Он заключается в том, что дети представляют себя объектом и "входят" в его эмоциональное состояние, передает черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем.

У нас в группе живут волшебники, которых очень любят дети: «Я слышу», «Я вижу», «Я ощущаю лицом и руками», «Я ощущаю запах», «Я пробую на вкус» (Прилагается).

«Я слышу» – на начальном этапе работы с детьми мы учились представлять всевозможные звуки и передавать свои представления словами. Например, рассматривали картину «Кошка с котятами», сначала детям было предложено представить звуки, издаваемые объектами на картине (котята мяукают, кошка мурлычет, шумит листва и т. д.). Далее задачу мы усложнили. К нам пришел еще один волшебник «Оживлялкин», и он оживил все объекты. (Конспект занятия прилагается). Детям было дано задание: «Расскажите, о чем говорит тот или иной объект». И здесь дети с удовольствием фантазировали. («Я слышу, как мама кошка говорит своим котятам:«Какие вы у меня красивые, хорошие…» или «трава тихонько шепчет «Играйте аккуратно, а то упадете, и вам будет больно»). Дети с удовольствием принимались за работу, они сначала рассказывали от имени главных объектов (кошка, котята и т. д.) а затем старались найти второстепенные объекты (солнышко, цветочек) и представить, как они говорят.

Волшебник «Я вижу». Игра с волшебником начиналась с того, что детям было предложено рассказать, какие объекты он видят на картине, просто перечислив их. На этом этапе надо было научить их перечислять не только объект, но его детали. Часто на занятия волшебник приносил волшебные бинокли, через которые дети рассматривали картину. Бинокли позволяли рассмотреть только часть картины, поэтому и внимание детей не рассеивалось, они смогли сосредоточиться на отдельных элементах картины, что позволило более детально описать ее. У детей шло «соревнование» кто больше найдет на картине объектов. У детей пополнялся словарь. Далее давались задания более сложные: «Составьте рассказ «Я вижу.» от имени какого-либо объекта картины : кота, санок, глаза, хвоста и т. д. Вот какой рассказ придумал Матвей Г. при рассматривании картины «Лисята-братья» : «Здравствуйте. Я маленький цветочек. Я расту на поляне, возле пня. Я спрятался и наблюдаю, как два лисенка играют, а третий варит уху. А еще я вижу девочку, которая прячется за елкой. Она испугалась лисят».

Волшебник «Я все ощущаю лицом и руками». На обычных занятиях мы почти никогда не описываем картину с точки зрения различных анализаторов. Для детей приход волшебника «Я все ощущаю лицом и руками» всегда загадка. Ведь он дает подумать о своих ощущениях от воображаемого «прикосновения» к тому или иному объекту. «Ребята, сегодня к нам пришел волшебник «Я ощущаю лицом и руками». Он не умеет видеть, слышать, пробовать на вкус, нюхать, но он умеет обследовать предметы руками и лицом». И это уже заинтересовывает ребенка, он концентрирует свое внимание на картине и старается как можно больше передать ощущений к различным объектам. На первом этапе мы даем задание: «Расскажите, какие на ощупь: ствол дерева, трава, муравейник, цветок, лепесточек, ветер? Далее мы усложняем задачу, например, во время рассматривания картины «На рыбалке»,я спросила у детей :«А если пробежать по воде, что можно почувствовать? Что ощутить?». И дети составили рассказ : «Я пришел на рыбалку, было жарко и мне очень захотелось пройти по воде. Вода была сначала очень холодная, а потом ноги привыкли, и она стала теплая». На традиционных занятиях рассматривая эту картину, дети смоги в лучшем случае рассказать, какие объекты они видят, и описать действия объектов. А на занятии с использованием данного приема ребенок вспоминает свои ощущения, полученные ими, когда то в жизни и переносят весь свой опыт в составлении рассказа.

Волшебник «Я пробую на вкус». С помощью этого волшебника мы учим детей не только делить объекты на съедобные и несъедобные, но и побуждаем передавать в речи вкусовые характеристики объектов. На начальном этапе мы предлагали описать предполагаемые вкусовые ощущения объектов. Например: рассматривали картину «Медвежья семья». Дети сказали, что медведь любит мед, но не любит макароны. А пчелы любят нектар и мед, но не любят соленую пищу. Далее задачу усложнили, предложили составить рассказ, в котором нужно было описать что вкусно или невкусно тому или иному объекту. «Я маленький медвежонок пришел с папой и мамой к улью. Там много меда, а мед я люблю, а пчел кушать не люблю, они кусаются». Или от имени пчел: «Мы пчелы, живем в улье на дереве. Мы часто летаем на соседнюю поляну и собираем пыльцу и вместе с пыльцой мы кушаем нектар. Он такой вкусный».

Волшебник «Я ощущаю запах». Мы учим представлять возможные запахи и передавать свои представления в законченный рассказ. Перед проведением занятия проводили с детьми большую предварительную работу: на прогулке, во время режимных моментов к нам приходил волшебник и предлагал рассказать, какие запахи они чувствуют, какие запахи им нравятся, какие нет. Дети нюхали растения, игрушки, продукты питания, мебель и т. д. Тем самым они накапливали свой опыт. Затем мы ввели волшебника «Я ощущаю запах» за занятие по развитию речи и предложили представить запахи, присущие объектам, изображенным на картине и составить рассказ на тему «Я чувствую запахи».

Используя в работе методы и приемы ТРИЗ-технологии, я могу с уверенностью сказать, что у детей формируется умение составлять творческие рассказы по картине, рассказы у детей стали интересные, разнообразные. (Рассказы прилагаются). Дети могут связно и последовательно составить рассказ по картине. У них появился устойчивыйинтерес к этому виду деятельности.

Источник: Т. А. Сидорчук, А. Б. Кузнецова «Обучение дошкольников творческому рассказу по картине». Ульяновск1997.

Публикации по теме:

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования. Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования. Самостоятельного анализа ситуации или объекта; Развитие децентрации.

Схема для составления дошкольниками описательных рассказов.Схема для составления дошкольниками описательных рассказов. В январе я познакомила вас с конспектом НОД "Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием плана-схемы". И только.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение детей составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ
Опубликовано: 19 июня 2014 в 17:18
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД