МААМ-картинки

Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционном образовательном учреждении

Нина Петренко
Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

В данный момент в нашем учреждении обучаются две категории дошкольников:

- 8 групп дети с тяжелыми нарушениями речи;

- 2 группы кратковременного пребывания – дети до трех лет.

Принимая новых детей, мы обязательно подробно изучаем данные клинического и психологического обследования, медицинские карты, протоколы МПК, беседуем с родителями каждого ребенка, дополняя все это собственными педагогическими наблюдениями.

Публикация «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционном образовательном учреждении» размещена в разделах

На основе этого складывается подробная характеристика каждого ребенка, которая отражает состояние речи, внимания и памяти, темпа работы и общей работоспособности, уровень развития логического мышления, пространственной ориентировки, двигательной и эмоционально-волевой сферы.

Своевременная коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста при выраженных нарушениях речи приводит к значительной их компенсации.

Логопедическое воздействие при проведении коррекционно-воспитательной работы в нашем детском саду осуществляется в форме групповой и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности. Обе формы проведения непосредственно образовательной деятельности являются дополнением друг к другу, так как повышают эффективность воздействия на речевое нарушение у ребёнка.

Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный, прежде всего, на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.

Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

Правильная организация непосредственно образовательной деятельности позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия - воспитанию человека.

Сегодня уделяем большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка.

Выделяю следующие здоровьесберегающие технологии :

1. Обеспечение здоровья детей, т. е. создание благоприятных условий для жизнедеятельности ребенка и устранение факторов риска для здоровья, связанные с условиями среды и образом жизни ребенка в ДОУ.

2. Обучение здоровью и здоровому образу жизни.

3. Коррекционные технологии

Считаю, что главное назначение таких технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей, и, самое главное, самих детей, на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

В нашем саду созданы необходимые педагогические условия здоровьесберегающего процесса.

Особое внимание уделяется обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни :

• динамические паузы (физминутки) это подвижные, хороводные игры, физкультурные минутки.

• релаксация снижение тонуса скелетной мускулатуры.

Различные виды гимнастики:

• антистрессовая,

• дыхательная гимнастика комплекс упражнений, основанный на дыхательной функции организма,

• пальчиковая гимнастика кистей рук, сопровождается короткими стихами.

• гимнастика для глаз комплекс упражнений для профилактики хорошего зрения.

Большую роль отводим технологиям обучения здоровому образу жизни, которые включают в себя:

• ежедневную утреннюю гимнастику

• гимнастику пробуждения

• физкультурные занятия. На занятиях по физкультуре развиваются физические качества и уровень физической подготовленности детей в соответствии с их возможностями, формируется опорно-двигательный аппарат, ловкость, гибкость, координация движений

• физкультурные и музыкальные досуги

• Биологическая обратная связь (БОС) – способ получения дополнительной информации о работе организма.

• самомассаж это массаж, выполняемый самим ребёнком

• активный отдых

Коррекционные технологии

• артикуляционная гимнастика упражнения для тренировки органов артикуляции

• Психогимнастика - специальные упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка

• Арт-терапия - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве.

• Технологии музыкального воздействия - используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

Статистические данные последнего десятилетия свидетельствуют о росте различных речевых нарушений у детей дошкольного возраста, которые, в свою очередь, влияют на психосоматическое здоровье, социальную адаптацию и реализацию человека в жизни и обществе.

Среди многочисленных факторов, отрицательно влияющих на качество речи выделяются два, которые встречаются практически во всех случаях: различные нарушения речевого дыхания и высокие психофизиологические затраты организма при речевой деятельности. Как правило, эти два фактора сопровождаются вегетативными дисфункциями и различными невротическими наслоениями (тревога, страх, речевая неуверенность, неадекватная самооценка и др., которые значительно осложняют процесс коррекции и реабилитации речевых нарушений у детей – логопатов.

В свете данной проблемы, своевременной и эффективной стала работа в нашем детском саду с данной категорией детей - логопатов методом биологической обратной связи. В основе метода – диафрагмально-релаксационный тип дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (во всем мире эта технология известна как «дыхание по методу Сметанкина»). Метод БОС позволяет регистрировать физиологические параметры организма – ритмы сердца и мозга, температуру, мышечные реакции и т. д. Полученная информация с помощью приборов преобразуется в видимую, слышимую, доступную и понятную для ребенка форму: свет, музыку, видеофильм.

Таким образом, ребенок с помощью приборов БОС видит, слышит и осмысливает то, что от него скрыто природой: внутренних органов и систем своего организма.

Уникальность метода состоит в том, что дети, активно включаясь в процесс лечения и реабилитации, по сути, оздоравливают себя сами. Через некоторое время навык оздоровления закрепляется настолько, что ребенку уже не требуется помощь компьютера. Он сам, используя выработанные умения, может исправить работу любого органа или системы своего организма.

Применение в работе здоровьесберегающих технологий, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на укрепление здоровья, а у ребенка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Укрепление здоровья ребенка – это не периодические мероприятия, а идеология воспитания, поведенческая база, которая остается с человеком на всю жизнь. Если мы, с раннего детства приучим ребенка к активному образу жизни, правильному распорядку дня, привьем полезные привычки, причем будем делать это в ненавязчивой форме, не вызывая внутреннего протеста – то можем быть уверены: мы позаботились о дополнительном бонусе для ребенка – здоровье. А этот бонус, несомненно, поможет добиться больших успехов в любой сфере жизни.

Укрепление и сохранение здоровья детей – одна из главных наших задач, как родителей, так и педагогов. Ведь здоровые дети – это здоровая страна!

Публикации по теме:

Перечень нормативно-правовых документов логопеда 1. Нормативно – правовые документы логопедов ДОУ. (информационный банк): Сборник приказов о работе логопеда ДОУ;.

Положение о группе кратковременного пребывания Группа кратковременного пребывания открывается приказом заведующего МДОУ при наличии необходимых санитарно-гигиенических условий, соблюдении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционном образовательном учреждении
Опубликовано: 7 марта 2015 в 21:50
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционном образовательном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Нина Петренко (УИ 322429) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД