Папки-передвижки

Конспект занятия по обучению нравственности «Милосердие. Мудрость»

Юлия Облавацкая
Конспект занятия по обучению нравственности «Милосердие. Мудрость»

Милосердие

Игра «Солнышко милосердия»

Дети встают в круг. Педагог просит их рассказать о каких— либо милосердных поступках, которые совершают люди по отношению друг к другу. Каждый рассказ награждается солнышком милосердия, вырезанным из цветной бумаги. Тот, кто за определенное время получит больше всех солнышек, становится «Солнышком милосердия».

Публикация «Конспект занятия по обучению нравственности „Милосердие, Мудрость“» размещена в разделах

Солнышко милосердия подходит к кому-либо в круге, дотрагивается до него «своим лучиком» и дарит ему какой-либо солнечный подарок. Например: солнечного зайчика, солнечный лучик, солнечный бант, теплый день. Каждый должен рассказать, как подарок солнышка поможет ему в трудную минуту. Например: солнечный зайчик поможет мне найти дорогу домой; солнечный луч согреет меня зимой и т. д.

Если солнышко не может придумать, что оно подарит тому или иному человеку, он сам просит у солнышка какой-либо солнечный подарок.

Вопросы и задания для беседы:

• Как вы думаете, почему раньше медсестра называлась сестрой милосердия?

• Когда людям больше всего нужно милосердие и сострадание?

• Как вы думаете, каждый ли человек способен на милосердный поступок?

ПТИЧКА

А. Неелова

Было совсем темно, когда старая прачка проснулась. В ее коморке, помещавшейся в подвале, было сыро и холодно. Плохо спалось прачке, — все ее старое тело болело и ныло. Старушка поджидала только рассвета, чтобы разбудить свою внучку Нюшу, спавшую рядом с ней на старой сломанной кровати.

— Вставай, Нюша! — трясла она девочку. — Светает. Одевайся и беги скорее за фиалками. Смотри, наберут раньше тебя цветов другие дети, и понесут на базар, а ты останешься ни с чем.

Живо вскочила девочка, помылась, надела старенькое платьице и, захватив в корзиночку кусок хлеба, отправилась за цветами.

Пока прачка была здорова, работы у нее всегда было довольно, и ей с Нюшей жилось недурно. Но вот старуха как-то сильно простудилась, разболелись все ее старые кости, и не стало моченьки работать. В начале еще кое-как перебивалась, а там до того дошло, что есть стало нечего. Спасибо, что хоть Нюша кое— что зарабатывала. Недалеко от города, где жили бабушка с внучкой, был большой луг, весь усеянный фиалками. Круглую весну ходили на этот луг дети бедных горожан собирать цветы. Из цветов они делали маленькие букетики и продавали их на базаре. Нюша тоже занималась этой торговлей. Потому-то бабушка и подняла ее на рассвете с постели, чтобы она успела пораньше собрать цветов и отнести их на базар.

Нюша была добрая хорошая девочка. Она понимала, как труд — но подчас приходилось бабушке, души в ней не чаявшей, и помогала, чем могла.

Подгоняемая утренним холодком, Нюша быстро шла по узкой дороге, но как ни рано встала девочка — кто-то встал еще раньше нее. Это был старый черный ворон. Высоко взлетев на верхушку тополя, стоявшего возле самой дороги, он не сводил глаз с маленького гнездышка и терпеливо ждал, когда вылетят из гнезда за кормом для своих еще не оперившихся птенчиков отец с матерью. Нюша успела нарвать полную корзину фиалок, а ворон все еще сидел на своем месте. Только когда девочка возвращалась домой и снова поравнялась с тополем, разбойник взвился на воздух, крепко держа маленького птенчика, которого он нес своим воронятам на завтрак. Услыхала Нюша над собой жалобный писк, подняла голову, увидела ворона и бросила в него камень. Испугался ворон, выпустил добычу и улетел, а к Нюшиным ногам упала крошечная серенькая птичка и жалобно запищала. Подняла девочка дрожавшего от страха птенчика, поглядела на него и сказала: «Верно это воробышек. Какой хо — рошенький, маленький! А крылышки серенькие… Да что это? Никак на одном крылышке кровь. Верно злой ворон ущипнул его. Бедная птичка, что мне с тобой делать!» Тут Нюша вспомнила, что у них дома есть целебная мазь, которой бабушка постоянно лечила свои больные руки. «Полечу тебя, бедная птичка, — решила девочка, — а как выздоровеешь и станешь летать — отпущу на свободу».

А бабушка тем временем убрала комнату, сварила кофе, поставила на стол мисочку с творогом, отрезала ломоть черного хлеба и стала поджидать внучку.

— Посмотри, бабушка, что я принесла-то, — крикнула в дверях Нюша, таинственно пряча что-то под фартуком.

— Эка невидаль — воробей! — в сердцах сказала бабушка, взглянув на птичку. — Отнеси его назад в гнездо.

Остановилась Нюша у дверей, не выпускает птенчика из рук, а сама чуть не плачет. — «Бабушка, — говорит, — я отбила его у ворона. Видишь, у него все крыло в крови. Позволь мне помазать ему крылышко твоей мазью, живо заживет, тогда я отпущу птичку на волю».

— Ну, ладно, пусть будет по-твоему, — смягчилась бабушка. Она успела заметить, что девочка не потеряла даром времени и принесла полную корзинку фиалок.

— Кушай, — сказала она и налила Нюше чашку кофе. Нюша, ничего не евшая с утра, очень проголодалась, однако за стол не села, а сбегала сначала за мазью и осторожно помазала крылышко бедной птички и потом пустила ее на стол. Птичка тотчас же принялась клевать крошки хлеба и творога. Прилетели и назойливые мухи, не дававшие с утра до вечера покоя бабушке и внучке, и облепили стол, но птенчик тотчас же их заприметил, изловчился и стал ловить и глотать.

— Ишь, какой умный птенчик, — умеет мух ловить. Ну, оставайся у нас, — сказала старуха и кстати вспомнила, что у них на чердаке валяется старая клетка. Разыскала Нюша клетку, почистила ее и посадила туда воробышка. А на другой день, как пришло время в школу идти, взяла с бабушки слово не забывать ее птенчика. Полюбила Нюша своего воробышка и ходила за ним, как за ребенком. Стал и воробышек поправляться, ранка у него зажила, крылышки отросли, привык он к своим хозяевам и совсем стал ручным. Затворят, бывало, окно, чтобы он не улетел, выпустят из клетки, и порхает он по комнате и, к видимому удовольствию бабушки, нет-нет и поймает мушку, а сам звонко так чирикает.

— Что-то наш птенчик не по-воробьиному чирикает, — говорила бабушка. — Быть может, это и певчая птичка. — Но какая именно — бабушка не могла сказать. Так и звали по-прежнему Нюшину птичку воробышком.

День ото дня бабушка становилась все слабей и слабей. Кое— кто из господ, у которых она раньше мыла белье, присылал за ней, но она работала через силу и стирала плохо. Поняла тут старуха, что ее песенка спета. С наступлением жары отцвели и фиалки, на которых Нюша кое-что все же зарабатывала. Как дальше жить? Оставалось одно — идти с Нюшей просить милостыню.

Горько стало старухе, всю жизнь прожившей честным трудом, при этой мысли.

— Не придумаю, Нюша, что нам с тобой делать, — сказала она как-то внучке. — Состарилась я совсем — нет моих сил стирать. Будь у нас хоть немного денег, накупила бы я овощей и стала бы торговать помаленьку… Да где возьмешь денег?

— Попросим, бабушка, Боженьку, Он пошлет нам денег.

— Вот глупая-то. Ты думаешь, деньги с неба свалятся, — рассердилась старуха.

— Отчего бы им не свалиться? Ведь свалился же воробышек с неба, — простодушно ответила девочка.

Как раз в эту минуту запела маленькая птичка, — да так звонко и нежно, как никогда еще не певала. Слушают бабушка с внучкой и наслушаться не могут… Жил над ними этажом выше какой-то старичок — большой любитель птиц. Услыхал он пение Нюшиной птички, сел у окна и тоже долго, долго слушал. На другое утро, только Нюша ушла в школу, кто-то постучал к прач — ке. Отворила прачка дверь, увидела незнакомого господина, удивилась очень и с поклоном спросила: — «Что вам угодно?»

— Мне очень понравилось пение вашей птички, не продадите ли мне ее?

— Этот воробышек, который вам так понравился, принадлежит моей внучке Нюше. Девочка привязалась к птичке, — ей тяжело будет с нею расстаться.

Как ни нуждалась старушка, ей не хотелось за несколько грошей лишить Нюшу единственной радости.

— Это не воробей, а соловей, — сказал господин. — Я дорого вам за него дам.

— Соловей! — удивилась старуха. — То — то он так хорошо поет.

— Хотите, я дам вам за него десять рублей, — сказал господин, подходя к клетке и любуясь птичкой. — Если ваша внучка согласится, пусть принесет птичку.

— Десять рублей! — воскликнула старушка и от радости чуть не упала со стула. — Ах я, святая простота! Кто мог поверить, что нам и вправду свалится с неба столько денег!

Хоть и грустно было Нюше расставаться с птичкой, но, чтобы помочь бабушке, она продала свою любимицу старичку. Посадил новый хозяин соловушку в клетку, а клетку повесил в кабинет над окном. Как придет бывало вечер, защелкает голосистый соловей, отворит Нюша окошко в своей комнате и долго, долго слушает чудное пение.

Накупила бабушка овощей, положила их в корзину, поставила ее в сени своего дома и стала с помощью Нюши торговать помаленьку. Узнали про это жильцы и стали нарасхват у нее покупать, а старушке это и на руку — сидит себе на одном месте, отпускает на копейку, на две то того, то другого, — и спокойно, и выгодно. Вспомнит иной раз старушка, как она от нужды избавилась, и скажет: — «На все воля Господня! Захочет Он, Многомилостивый, и так устроит, что деньги и впрямь с неба свалятся».

Вопросы и задания к сказке:

• Можно ли назвать Нюшу милосердной девочкой?

• Как вы думаете, о чем пел соловушка в доме у Нюши?

• Если бы у вас в доме поселилась певчая птичка, как бы вы за ней ухаживали?

Как бы вы поступили на месте Нюши: продали бы птичку или оставили себе?

Сценка «Законы милосердия»

Представьте, что вас пригласили в страну, которой правит милосердный правитель. Поделите детей на пары и попросите их в сценке-диалоге рассказать, какие законы милосердия приняты в этой стране для людей, животных или птиц.

Например: раз в неделю каждый богатый человек в этой стране должен пригласить к себе в гости бедняка и накормить его вкусным обедом и подарить ему какой-нибудь подарок; в течение зимы каждый должен сделать две кормушки для птиц.

СЕРДЦЕ ЖИВО МИЛОСТЬЮ

М. Скребцова

Сердце добрым быть должно,

Так оно сотворено,

Чтоб дарить любовь и свет

Всем вокруг десятки лет.

Сердце может заболеть,

Перестанет сердце петь,

Если нет в нем состраданья,

Чуткости и пониманья.

Вопросы к стихотворению:

• Как научить свое сердце дарить людям милосердие?

• Может ли твое сердце болеть от чужой беды?

• Что нужно сделать, чтобы на земле меньше было обездоленных и несчастных людей?

Рисунок «Сердце милосердия»

Попросите детей рассказать, что человек с добрым сердцем может сделать для обездоленных и голодных людей.

Затем дети должны представить, что по всей земле люди стали праздновать день милосердия. Дети вырезают из бумаги сердце милосердия и рассказывают, какие милосердные поступки они совершат в этот день. После этого дети рисуют в сердце столько звездочек, сколько милосердных поступков они придумали. Попросите детей совершить все милосердные поступки, которые они придумали.

Мудрость

Игра «Мудрый совет»

По очереди дети рассказывают, какие люди, звери, птицы и растения кажутся им самыми мудрыми, и объясняют свое мнение.

Затем попросите детей представить, что на земле должен состояться совет из самых мудрых обитателей планеты. Четверо детей, чьи ответы самые интересные, выбираются в муд — рый совет.

Один ребенок в этом совете — мудрый человек, другой — муд — рый зверь, третий — мудрая птица, четвертый — мудрое растение. Остальные дети получают карточки с рисунками разных обитателей земли.

Каждый по очереди обращается к мудрому совету за помощью.

Четыре мудреца должны придумать четыре мудрых совета для каждого обитателя земли, обратившегося к ним за помощью: один совет — от человека, другой — от животного, третий — от птицы и четвертый — от растения.

Например, человек боится заблудиться в лесу.

Советы мудрецов :

• взять с собой компас (человек);

• взять с собой собаку (зверь);

• предложить птице зерен, и она покажет дорогу к дому (птица);

• найти живой компас. Ветки на дереве гуще растут с южной стороны, а мох на стволе — с северной (растение).

Предупредите детей, что советы мудрецов могут быть сказочными.

Беседа

Вопросы и задания для беседы:

• Расспросите своих родителей о каком-либо событии, научившем их мудрости.

• Что помогает человеку быть мудрым? (Общение, природа, книги, искусство и т. д.)

• Кто в вашей семье самый мудрый, и почему?

МАЛЬЧИК И ЗЛАЯ МЕДВЕДИЦА

Болгарская сказка

За девятью горами на десятой жила злая и жадная медведица. Она нападала на всякого, кто встречался ей на пути. Не давала она никому житья в горах, спускалась и на поля, подбиралась даже к селам: то вола схватит, то коня, и уж не отпустит их подобру-поздорову.

Стали люди бояться в поле на работу выходить. И скотину на пастбище выгонять — такой свирепой и сильной была медведица. Решили ее поймать. Чего только не придумывали, чтобы изловить медведицу: и с вилами на нее выходили, и собак на нее напускали — уходила она цела и невредима.

Вот однажды в село под горой пришел мальчик-пастушок. Увидел он, что все крестьяне невеселы и спрашивает:

— Что с вами, люди добрые?

Рассказали мальчику про злую медведицу, а он и говорит:

— Я ее поймаю.

— Ой, не хвались! — сказали ему — У нас есть молодцы сильнее и храбрее тебя, да и то не сумели медведицу изловить!

Медведица жила в заброшенной пастушьей избушке вместе со своим маленьким медвежонком. Пришел мальчик к избушке, осмотрел ее со всех сторон. Прислушался, в окно заглянул, видит — медведицы нет, и постучал в дверь. Вылез маленький медвежонок, увидел мальчика и спрашивает:

— Слушай, мальчик, что ты здесь ищешь? Не страшно тебе, что моя мамка тебя съест?

— Мне страшно, очень страшно, — отвечает мальчик, — но что же делать? Голод заставит и страх забыть. Я сирота, хожу по деревням, нанимаюсь в пастухи и так кормлюсь. А теперь люди испугались твоей матери и в поле скотину не выгоняют, так и мне работы нет. Очень прошу тебя, дай мне чего-нибудь поесть, а я тебе за это сказку расскажу.

Медвежонок был добрый, сжалился он над мальчиком и накормил его. А мальчик, когда наелся, начал рассказывать медвежонку сказки одна другой лучше. В середине самой интересной сказки мальчик вдруг замолчал.

— Рассказывай, рассказывай! — просит его медвежонок.

— Нет, мне пора уходить, — говорит мальчик, — а то твоя мамка застанет меня здесь и съест.

Но медвежонку так полюбились чудесные сказки, что он не хотел расставаться с мальчиком. И стал просить его рассказать до конца хотя бы последнюю сказку.

— Хорошо, — сказал мальчик. — Сейчас я спрячусь на чердаке, а когда вернется твоя мать, упроси ее меня не трогать. Если она согласится, я слезу и буду продолжать сказку.

С этими словами мальчик забрался на чердак и притаился там. Тут медведица вернулась. Медвежонок начал просить:

— Мама, сегодня приходил мальчик-пастушонок и такие хо — рошие сказки мне рассказывал, что не хотелось его отпускать. Но он меня не послушал, потому что боялся, что ты его съешь. Очень прошу тебя, если еще раз мальчик придет, не трогай его, оставь его жить у нас — не сидеть же мне целыми днями одному! Мы и поиграем, и сказки он мне расскажет.

— Ладно, не трону его, — согласилась медведица. — Если знает хорошие сказки — и я их послушаю.

Как только услыхал это мальчик, спустился с чердака и продолжал рассказывать свою прекрасную сказку. А когда кончил ее, другую рассказал, а затем и третью… Всю ночь рассказывал он медведице и медвежонку сказки, одна другой лучше. Медведица его слушала и не трогала.

Живет мальчик у медведицы и медвежонка день, другой, сказки им рассказывает, а про себя думает, как бы ему медведицу поймать. Наконец придумал. Проделал в крыше дыру. Когда шел дождь, вода с крыши через дырявый потолок ручьями текла в избушку, так что сухого места там не оставалось.

Медведица сердилась, ворчала на дождь, но ничего не могла поделать. А мальчик сказал ей:

— Не огорчайся, бабка-медведица, я тебе построю новую избушку.

Пошел он в село взял топор и гвозди и сделал новую избушку — не избушку, а знатный сундук на колесах. Когда снова полил сильный дождь, мальчик сказал медведице с медвежонком:

— Перебирайтесь в новую избушку! Там сухо и крыша не протекает.

Только она влезла туда, мальчик захлопнул дверцу, запер ее и покатил сундук в село. Поняла тогда медведица, что попала в ловушку, и заревела так, что эхо в лесу покатилось. А мальчик, знай, себе катит сундук на колесах, посвистывает да песни поет. Взмолилась тогда медведица:

— Не губи нас, мальчик! Не буду я больше на всех нападать — ни лошадь, ни корову не трону, даже маленького зайца в лесу не обижу Отпусти нас!

А меленький медвежонок услышал, что мать его говорит, и удивился: чего это она испугалась?

— Нас мальчик к себе везет, — говорит он медведице. — Мы теперь у него жить будем. Он нам сказки станет рассказывать.

Но медведица не унимается; ревет и ревет. Услыхали люди рев медведицы, схватили кто вилы, кто топор. Сбежались все — и что же видят: медведица в сундуке заперта! Хотели медведицу убить.

Тут мальчик и говорит:

— Я свое слово сдержал — привез живую медведицу! А вы мою просьбу выполните: отпустите ее с медвежонком подобру— поздорову. Не будет она никого трогать и обижать. Вы уж послушайтесь меня, отпустите ее!

Подумали, посоветовались крестьяне и согласились. Отпустили медведицу и медвежонка на все четыре стороны.

Но медведи не убежали в лес, а за мальчиком пошли. Медвежонок стал просить мальчика опять новую сказку рассказать. Увидели это люди и говорят:

А пастушонок-то прав был: чтобы медведицу поймать, не только сила и нужна, а еще кое-что…

А что? — догадайтесь сами.

Вопросы и задания к сказке:

• Если бы вы были на месте мальчика, какую сказку или историю вы рассказали бы медвежонку? Придумайте и расскажите эту сказку.

• Как вы думаете, в чем проявилась мудрость мальчика?

• Расскажите о том, как медведица с медвежонком жили у мальчика.

• Какие события учат людей мудрости, и почему? (Рождение ребенка, создание семьи, болезнь близких, смерть.)

Сценка «Поможем людям»

Разделите детей на пары. Один человек в паре — мальчик, другой — медвежонок. Дети должны придумать небольшую сценку-диалог о том, как мальчик и медвежонок встретились и подружились.

Затем каждая пара должна придумать мудрые советы для жителей деревни в следующих ситуациях:

• в деревне началась эпидемия гриппа;

• из-за неурожая в деревне начался голод;

• в деревне сгорело несколько домов и т. д.

Например: когда в деревне началась эпидемия гриппа, мальчик посоветовал людям есть больше чеснока и лука, а медвежонок — пить настой из еловых и сосновых иголок.

ВЕК ЖИВИ, ВЕК УЧИСЬ

М. Скребцова

Сколько нужно лет учиться,

Чтоб в ученых превратиться?

Сколько нужно прочитать,

Чтобы мудрецами стать?

Чтоб большим ученым стать,

Надо жизнь свою отдать.

В мудреца чтоб превратиться,

Надо с книгой породниться!

Вопросы к стихотворению:

• Может ли ребенок быть мудрым?

• Каким должен быть мудрый человек? Что он должен уметь делать, как разговаривать, как выглядеть и т. д. ?

• Если бы вы познакомились с самым мудрым человеком на земле, о чем бы вы его спросили?

Рисунок «Частица мудрости»

Прочитайте детям пословицу: «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости».

Попросите детей вспомнить и рассказать обо всем, чему они научились за последний год. Затем каждый рисует дерево муд — рости своей жизни, на котором должно быть столько листьев, сколько частичек мудрости появилось у детей за год.

Задание на дом

Вспомните какие-либо мудрые советы своих бабушек или дедушек. Нарисуйте для них волшебные цветы мудрости и подарите им свои рисунки.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Что такое милосердие?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида» пос. Усть-Омчуг Мастер - класс к педсовету.

Конспект НОД по по социально-личностному воспитанию и развитию речи на тему «Добро и милосердие» Цель: 1. Формировать у старших дошкольников представление о добре и милосердии 2. Побуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям,.

Конспект урока по Орксэ в 4 классе «Милосердие — закон жизни» Конспект урока по ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» Тема: Милосердие – закон жизни. Цель: создать условия для ознакомления с понятиями.

Конспект занятия «Пословицы и поговорки — мудрость народа» Тема: «Пословицы и поговорки - мудрость народа» Цель: рассказать о ценности пословиц и поговорок, способствовать расширению кругозора и.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Милосердие. Святой Николай» в старшей группе Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию: "Милосердие. Святой Николай".В старшей группе. Цель занятия: Подать детям образ милосердного.

Методическая разработка урока «Милосердие и сострадание» Учитель. Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с притчи. Пока я не буду говорить, как она называется. Вы мне сами это скажете позже. ПРИТЧА.

Сказка «Мудрость» Морозная зима, заставила всех степных птиц стать словно сонными, малоподвижными. Никто лишний раз не хотел делать даже взмах крыла. Совсем.

Милосердие глазами детей Ключевые слова: милосердие, эмоциональная сфера личности, нравственные качества Аннотация: в статье раскрывается понятие милосердия и представлен.

Тематический вечер «Добро и милосердие»Тематический вечер «Добро и милосердие» "Иди мой друг, всегда иди дорогою добра" Ответственный: воспитатель Магомедова З. Б. В: Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады вас видеть.

Конспект занятия «Уроки нравственности. В мире доброты» Задачи: учить нравственному воспитанию, быть сдержанными, доброжелательными, развивать в детях анализировать окружающий мир.

Автор публикации:
Конспект занятия по обучению нравственности «Милосердие. Мудрость»
Опубликовано: 30 июля 2018 в 02:39
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД