Лучший педагог года

Милосердие глазами детей

Ирина Семенкова
Милосердие глазами детей

Ключевые слова: милосердие, эмоциональная сфера личности, нравственные качества

Аннотация: в статье раскрывается понятие милосердия и представлен опыт работы с воспитанниками разновозрастной группы по формированию данного качества личности

Современные семейные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интернатного учреждения, призваны смоделировать среду, максимально приближенную к реальной жизни в гражданском обществе.

Публикация «Милосердие глазами детей» размещена в разделах

Для педагогов в учреждении интернатного типа особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна осуществляться на всех этапах его возрастного развития. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Не игра «в семью», не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными для ребенка в этом учреждении.

Очень часто ребёнок достаточно хорошо представляет себе свою будущую семейную жизнь, не имея при этом положительного опыта семейных взаимоотношений. Поэтому формирование готовности к семейной жизни необходимо интегрировать с нравственным воспитанием молодого человека, с воспитанием в нём таких качеств как человечность, доброта, чуткость, сострадание, отзывчивость, готовность помочь другим.

Действенным инструментом, формирующим у воспитанников человеческие качества личности, является раскрытие традиционных черт российского гражданского самосознания, сложившегося на протяжении многовековой истории. Одним из таких качеств является милосердие.

Воспитание милосердия лежит в основе приобретения опыта конструктивных отношений с окружающими людьми, а в дальнейшем и членами будущей семьи. Обязательное условие и методическая особенность проведения воспитательных мероприятий данной тематики – актуализация эмоциональной сферы личности ребёнка, достижение «состояния переживания» с последующей рефлексией полученного опыта испытанных ощущений.

Милосердие – одно из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. Правильное исполнение закона любви – это отдача без личного расчета, подобно жизнедеятельности клеток в живом теле. Каждая клетка заботится о существовании всего тела и получает от него только то, что необходимо ей, чтобы продолжать действовать с полной отдачей организму в целом. Милосердие – самое благородное чувство человека.

Мир вступил в XXI век. Человечество за прошедшее время изменилось: оно превратилось в человека «разумного» и «цивилизованного» - как само считает. Но, удивительное дело, став умнее, оно, вместе с тем, стало и более жестоким, изощрённым, гордым и самолюбивым. Власть и деньги для многих стали «святая святых», а что такое вера, любовь, совесть и милосердие постепенно забывается. Но правильно ли это? Помним ли мы об этом? Возможно, пройдя все «круги ада» - войны, смерти, болезни - мы вернемся на круги своя и вспомним, что цель нашей жизни - добро. Добро, а не равнодушие. И в первую очередь – милосердие.

Сегодня человечество стоит перед необходимостью отчитаться перед самим собой и дать оценку пути, пройденному им до сих пор. Вот как высказывают воспитанники ГБУ ЦССВ «Возрождение» свои мысли на эту трепещущую тему: «Милосердие, я считаю, самое благородное чувство человека. Это чувство сыграло важную роль в нравственном развитии человечества…»

Милосердие следует отличать от внешней благотворительности, когда сердце не участвует в делах милосердия. Творить «добро» могут побуждать и самые низменные чувства, как то: тщеславие, гордость (ради похвалы, брезгливость и отвращение (чтобы скорее избавиться от просителя, самолюбование, жажда славы. Так что один факт благотворительности еще ничего не говорит о пользе для души.

В цикле воспитательных мероприятий, посвящённых формированию семейных ценностей, рефреном звучат слова: «Каждый день, в который мы не сделали доброго дела, потерян для нас в вечности. Торопитесь делать добро, пока не поздно, пока еще живы». А ведь сколько раз мы пусть даже невольно, но обижаем своих родных, друзей и даже не задумываемся об этом. А потом жалеем о сделанном и хорошо, если мы понимаем это и просим прощения.

Милосердие – традиционная черта русского человека. В XIX – начале XX века огромные средства расходовались на дела милосердия, благотворительность. В тяжелые годы войны было исключено, чтобы при виде раненого пройти мимо, никто не оставлял сироту. А сейчас мы видим совсем другое. Тысячи брошенных детей при живых родителях, неуважение к старым и больным людям, безжалостное отношение к животным.

Вот, что пишет воспитанник: «Мне всегда очень жаль кошек и собак, которых выбрасывают на улицу. Ведь они живые, добрые и ласковые. Почему-то люди сначала заводят их, а потом, как не нужную вещь, выбрасывают. А ведь они приносят нам радость».

Для нас стали привычными такие качества как равнодушие, жестокость. К сожалению, мы не часто задумываемся о том, что где-то рядом живут люди с ограниченными возможностями, люди малообеспеченные, которые нуждаются в нашей помощи, а порой просто в добром слове.

Обычно милосердие отождествляется с состраданием или прощением. На самом же деле это понятие имеет более богатое содержание. Это похоже на то чувство, которое испытывает мать к ребенку, которого она носит под сердцем своим и по рождении его нежно любит и заботится о нем. И, действительно, если мы любим кого-то, то готовы не только на словах, но и на деле прощать и сострадать и чем только возможно помогать человеку.

Помимо этого, милосердие предполагает такую связь между двумя существами, которая основывается на взаимной преданности и верности. В таком случае наша доброта, проявляемая к другим, становится осознанной, подчиненной чувству долга. Другими словами, когда мы уверены, что насилием, грубостью или окриком мы не сделаем человека лучше, то, верные этому убеждению, мы стараемся подействовать на него по-доброму, ласкою и уговорами. Не зря говорят в народе: "Милость властна над грехом, как вода над огнем".

Милосердие — это неотъемлемое свойство гуманной личности, поэтому так важно заложить искру добра, любви, сострадания в сердце каждого ребенка.

Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в трудах, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. Если эти чувства не замечены в детстве, их почти невозможно воспитать во взрослом, поскольку эмоциональная культура утверждается в душе одновременно с познанием первых важнейших истин, с переживанием и чувствованием оттенков родного слова.

Мудрая доброта. Она не дана человеку от природы, изначально; ей, как и милосердию, предстоит учиться, упорно и настойчиво, в продолжение всей жизни. По мнению русского педагога К. Д. Ушинского, «личный пример воспитателя – это луч солнца молодой души, которого ничем заменить невозможно».

Вот какую мысль высказывает воспитанница в ходе групповой рефлексии: «Говоря о милосердии начинать надо в первую очередь с себя. Конечно, любовь, милосердие, бескорыстие для многих людей - красивые слова. Допускаю, что люди могут помогать родственникам и друзьям, но я очень редко наблюдаю эту картину среди незнакомых друг с другом людей. Все это заставило задуматься меня над вопросом: «Почему?» Я много размышляла и пришла к выводу, что в душе многие люди очень добры и милосердны. Меняет их равнодушие и злоба, которые постоянно носятся в воздухе: «Он меня толкнул! Я толкну его или сорву свое зло на другом», - так рассуждают многие.»

Но все ниже и ниже становится уровень нравственности, все меньше и меньше духовности в наших лицах. Но если люди все также добродетельны, если у них осталась в сердце любовь, если они все еще милосердны и бескорыстны, то почему бы нам не попытаться сделать мир немного лучше? Давайте прислушаемся к голосу сердца: каждый человек в глубине души хочет измениться и изменить мир в лучшую сторону. У любого в душе есть место для любви, милосердия и бескорыстия. Давайте будем настоящими, такими, какие мы есть на самом деле. И если хотя бы немногие из нас станут хоть на йоту лучше - это будет самое замечательное, что мы сделаем для всего человечества.

Большой семейный дом, в котором воспитываются наши дети, носит название ГБУ ЦССВ «Возрождение». Осмысление этого символичного названия детьми используется как приём в ходе получения эффекта воспитательного воздействия. Возрождение всего общества начинается с нравственного совершенствования каждого его члена. Тогда и жить будет легче и лучше. А иначе что же делать? Как продолжать жить дальше? Скатываться дальше по лестнице моральных устоев? Нет, нет и еще раз нет!

Мир всегда был жестоким, но всегда были люди, которые стремились делать добро, старались любить людей, любить свой мир, свое время, потому что это наше время, другого у нас не будет.

В методическом контексте воспитание милосердия предполагает организованное воздействие педагогов на воспитанников посредством цикла мероприятий с различными формами деятельности в условиях эмоционального сопереживания.

Основные задачи педагогического воздействия в ходе проводимых мероприятий:

- формирование в сознании детей понятия «милосердие»;

- расширение представления о милосердии в жизни человека;

- воспитание в детях доброты, вежливости, внимательности и уважения к людям;

- развитие у детей чувства товарищества, взаимопомощи, терпимости в разновозрастной группе, обучение приёмам медиации;

- формирование умения анализировать поступки;

- развитие осознанной потребности совершать «дела милосердия».

Циклограмма мероприятий строится с учётом возрастного развития детей и варьируется степенью сложности осмысляемого материала.

Приятие милосердия в педагогическом плане осуществляется в условиях специально организованного эмоционального пространства, в котором дети развивают эту черту через сопереживание не только к «абстрактному» человеку, но в первую очередь к окружающим: другим детям в группе, педагогам, близким. Очень важно, опираясь на богатое духовными переживаниями содержание воспитательных мероприятий данной темы, привить детям в конечном итоге потребность переживать их вновь через «самостоятельные акции души», то есть по личной инициативе.

В ходе педагогической деятельности используются различные по форме и степени активности детей мероприятия – от репродуктивного до инициативно-волевого участия, такие как:

- «Духовная гостиная» : беседы, обсуждение в группе, анализ «жизненных ситуаций»;

- чтение художественной литературы, просмотр мультипликационных и художественных фильмов (в том числе отдельных эпизодов, музыкальных произведений песенного жанра с последующей рефлексией;

- мультимедийные экскурсии;

- издание тематических рисунков, плакатов, газет, мультимедийных презентаций;

- театрализованные постановки;

- организация и участие в акциях добрых дел в доступной форме: «Подари младшему праздник», «Если кому-то грустно», «Давайте мириться», «Выздоравливай!» и других.

Основные воспитательные цели, достигаемые в ходе совместного труда педагога и ребёнка, определены потребностью «любить и творить добро» :

- нравственный аспект: осмысление понятия «милосердие» как одного из основополагающих нравственных качеств личности, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества;

- социально-деятельностный аспект: достижение потребности обладать милосердием как качеством личности и умения выражать это качество в различных формах по отношению к окружающим.

Педагогический смысл на протяжённости всей работы по воспитанию в детях милосердия состоит в том, чтобы помогать им продвигаться от простейших навыков общения со сверстниками и взрослыми в группе к более высокому уровню общения в социуме, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Литература:

1. Азбука нравственного воспитания. Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. – М. : Просвещение, 1996.

2. С. В. Ковалев. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры. – М. – 1991.

3. И. С. Артюхова. Ценности и воспитание // Педагогика, 1999, №4.

4. Д. С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном, / Ред. Г. А. Дубровский. – Изд. 2-е, доп. - М. : Детская литература. 1988 -238 с.

5. М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, М. А. Ковальчук. Проблема социального воспитания детей-сирот. / /Ярославль, - 2002.

6. Л. К. Сидорова. Программа социального воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М, 2003.

7. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Под ред. Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. - М. : «Гном и Д», 2014.

8. Д. А. Гранин «Потерянное милосердие» («Нева», 1999. №8)

9. О. С. Богданова, О. Д. Калинина, М. Б. Рубцова. Этические беседы со школьниками. - М., 1997

10. Н. В. Цыганкова. О милосердии. (Духовное училище при Царицынском Православном университете преподобного Сергия Радонежского, Волгоград, 2002.

11. З. П. Васильцова. Мудрые заповеди народной педагогики - М: Педагогика,1988.

12. П. А. Власов. Благотворительность и милосердие в России. - М. : Статус, 2001.

13. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка, 2 издание – М. ,2002.

14. Милосердие на книжной полке : аннотированный рекомендательный список литературы для подростков / МКУК ЦБС Канавинского района; сост. И. А. Калинина. – Н. Новгород, 2012. – 15 с.

Публикации по теме:

«Милосердие: реалии и тенденции в воспитании» Сегодня в нашей стране как никогда остро стоят вопросы о судьбе и здоровье подрастающего поколения, особенно актуальны они в воспитании.

Конспект занятия в первой семейной группе «Помощь и милосердие» Конспект занятия в первой семейной группе «Помощь и милосердие» ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Познакомить детей с притчей монаха Варнавы ЗАДАЧИ: 1. Учить.

Поделки из конфет для акции «Милосердие»Поделки из конфет для акции «Милосердие» Очень важно вовлекать детей в разнообразные благотворительные дела. Участие в различных делах милосердия сумеет изменить представления ребенка.

Фотоотчет «Мир глазами детей»Фотоотчет «Мир глазами детей» «Мир глазами детей». В силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического.

Конспект занятия на тему «Милосердие» Здравствуйте, меня зовут. Я рада вас видеть. Поприветствуйте друг друга улыбками и пожелайте удачи, а я вам желаю, чтобы вы помогали.

Мир природы глазами детейМир природы глазами детей Поделка из бросового материала «Цветок вдохновения». Для изготовления поделки был взят бросовый материал: - небольшой кусок фанеры размером.

Родительское собрание «Дети — глазами родителей, родители — глазами детей» Родительское собрание на тему: «ДЕТИ – ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ – ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ» Цели: • воспитание чувства любви и гордости за свою.

Сценарий мероприятия по Орксэ «Милосердие и сострадание» Сценарий Тема: «Милосердие и сострадание» Цель мероприятия: воспитание в детях человеколюбия и сострадания – качеств, необходимых православному.

Презентация «Экология глазами детей» Мир, окружающий ребенка – Это прежде всего МИР природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Экология глазами детейЭкология глазами детей В нашем Каменском районе проходил конкурс «Экология глазами детей». Цель конкурса : привлечь внимание детей к вопросу охраны природы окружающей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Милосердие глазами детей
Опубликовано: 6 февраля 2018 в 14:47
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД