Ирина Семенкова
Милосердие глазами детей
▼ Скачать + Заказать документы
Ключевые слова: милосердие, эмоциональная сфера личности, нравственные качества
Аннотация: в статье раскрывается понятие милосердия и представлен опыт работы с воспитанниками разновозрастной группы по формированию данного качества личности
Современные семейные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интернатного учреждения, призваны смоделировать среду, максимально приближенную к реальной жизни в гражданском обществе.
Публикация «Милосердие глазами детей» размещена в разделах
Для педагогов в учреждении интернатного типа особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна осуществляться на всех этапах его возрастного развития. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Не игра «в семью», не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными для ребенка в этом учреждении.
Очень часто ребёнок достаточно хорошо представляет себе свою будущую семейную жизнь, не имея при этом положительного опыта семейных взаимоотношений. Поэтому формирование готовности к семейной жизни необходимо интегрировать с нравственным воспитанием молодого человека, с воспитанием в нём таких качеств как человечность, доброта, чуткость, сострадание, отзывчивость, готовность помочь другим.
Действенным инструментом, формирующим у воспитанников человеческие качества личности, является раскрытие традиционных черт российского гражданского самосознания, сложившегося на протяжении многовековой истории. Одним из таких качеств является милосердие.
Воспитание милосердия лежит в основе приобретения опыта конструктивных отношений с окружающими людьми, а в дальнейшем и членами будущей семьи. Обязательное условие и методическая особенность проведения воспитательных мероприятий данной тематики – актуализация эмоциональной сферы личности ребёнка, достижение «состояния переживания» с последующей рефлексией полученного опыта испытанных ощущений.
Милосердие – одно из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. Правильное исполнение закона любви – это отдача без личного расчета, подобно жизнедеятельности клеток в живом теле. Каждая клетка заботится о существовании всего тела и получает от него только то, что необходимо ей, чтобы продолжать действовать с полной отдачей организму в целом. Милосердие – самое благородное чувство человека.
Мир вступил в XXI век. Человечество за прошедшее время изменилось: оно превратилось в человека «разумного» и «цивилизованного» - как само считает. Но, удивительное дело, став умнее, оно, вместе с тем, стало и более жестоким, изощрённым, гордым и самолюбивым. Власть и деньги для многих стали «святая святых», а что такое вера, любовь, совесть и милосердие постепенно забывается. Но правильно ли это? Помним ли мы об этом? Возможно, пройдя все «круги ада» - войны, смерти, болезни - мы вернемся на круги своя и вспомним, что цель нашей жизни - добро. Добро, а не равнодушие. И в первую очередь – милосердие.
Сегодня человечество стоит перед необходимостью отчитаться перед самим собой и дать оценку пути, пройденному им до сих пор. Вот как высказывают воспитанники ГБУ ЦССВ «Возрождение» свои мысли на эту трепещущую тему: «Милосердие, я считаю, самое благородное чувство человека. Это чувство сыграло важную роль в нравственном развитии человечества…»
Милосердие следует отличать от внешней благотворительности, когда сердце не участвует в делах милосердия. Творить «добро» могут побуждать и самые низменные чувства, как то: тщеславие, гордость (ради похвалы, брезгливость и отвращение (чтобы скорее избавиться от просителя, самолюбование, жажда славы. Так что один факт благотворительности еще ничего не говорит о пользе для души.
В цикле воспитательных мероприятий, посвящённых формированию семейных ценностей, рефреном звучат слова: «Каждый день, в который мы не сделали доброго дела, потерян для нас в вечности. Торопитесь делать добро, пока не поздно, пока еще живы». А ведь сколько раз мы пусть даже невольно, но обижаем своих родных, друзей и даже не задумываемся об этом. А потом жалеем о сделанном и хорошо, если мы понимаем это и просим прощения.
Милосердие – традиционная черта русского человека. В XIX – начале XX века огромные средства расходовались на дела милосердия, благотворительность. В тяжелые годы войны было исключено, чтобы при виде раненого пройти мимо, никто не оставлял сироту. А сейчас мы видим совсем другое. Тысячи брошенных детей при живых родителях, неуважение к старым и больным людям, безжалостное отношение к животным.
Вот, что пишет воспитанник: «Мне всегда очень жаль кошек и собак, которых выбрасывают на улицу. Ведь они живые, добрые и ласковые. Почему-то люди сначала заводят их, а потом, как не нужную вещь, выбрасывают. А ведь они приносят нам радость».
Для нас стали привычными такие качества как равнодушие, жестокость. К сожалению, мы не часто задумываемся о том, что где-то рядом живут люди с ограниченными возможностями, люди малообеспеченные, которые нуждаются в нашей помощи, а порой просто в добром слове.
Обычно милосердие отождествляется с состраданием или прощением. На самом же деле это понятие имеет более богатое содержание. Это похоже на то чувство, которое испытывает мать к ребенку, которого она носит под сердцем своим и по рождении его нежно любит и заботится о нем. И, действительно, если мы любим кого-то, то готовы не только на словах, но и на деле прощать и сострадать и чем только возможно помогать человеку.
Помимо этого, милосердие предполагает такую связь между двумя существами, которая основывается на взаимной преданности и верности. В таком случае наша доброта, проявляемая к другим, становится осознанной, подчиненной чувству долга. Другими словами, когда мы уверены, что насилием, грубостью или окриком мы не сделаем человека лучше, то, верные этому убеждению, мы стараемся подействовать на него по-доброму, ласкою и уговорами. Не зря говорят в народе: "Милость властна над грехом, как вода над огнем".
Милосердие — это неотъемлемое свойство гуманной личности, поэтому так важно заложить искру добра, любви, сострадания в сердце каждого ребенка.
Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в трудах, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. Если эти чувства не замечены в детстве, их почти невозможно воспитать во взрослом, поскольку эмоциональная культура утверждается в душе одновременно с познанием первых важнейших истин, с переживанием и чувствованием оттенков родного слова.
Мудрая доброта. Она не дана человеку от природы, изначально; ей, как и милосердию, предстоит учиться, упорно и настойчиво, в продолжение всей жизни. По мнению русского педагога К. Д. Ушинского, «личный пример воспитателя – это луч солнца молодой души, которого ничем заменить невозможно».
Вот какую мысль высказывает воспитанница в ходе групповой рефлексии: «Говоря о милосердии начинать надо в первую очередь с себя. Конечно, любовь, милосердие, бескорыстие для многих людей - красивые слова. Допускаю, что люди могут помогать родственникам и друзьям, но я очень редко наблюдаю эту картину среди незнакомых друг с другом людей. Все это заставило задуматься меня над вопросом: «Почему?» Я много размышляла и пришла к выводу, что в душе многие люди очень добры и милосердны. Меняет их равнодушие и злоба, которые постоянно носятся в воздухе: «Он меня толкнул! Я толкну его или сорву свое зло на другом», - так рассуждают многие.»
Но все ниже и ниже становится уровень нравственности, все меньше и меньше духовности в наших лицах. Но если люди все также добродетельны, если у них осталась в сердце любовь, если они все еще милосердны и бескорыстны, то почему бы нам не попытаться сделать мир немного лучше? Давайте прислушаемся к голосу сердца: каждый человек в глубине души хочет измениться и изменить мир в лучшую сторону. У любого в душе есть место для любви, милосердия и бескорыстия. Давайте будем настоящими, такими, какие мы есть на самом деле. И если хотя бы немногие из нас станут хоть на йоту лучше - это будет самое замечательное, что мы сделаем для всего человечества.
Большой семейный дом, в котором воспитываются наши дети, носит название ГБУ ЦССВ «Возрождение». Осмысление этого символичного названия детьми используется как приём в ходе получения эффекта воспитательного воздействия. Возрождение всего общества начинается с нравственного совершенствования каждого его члена. Тогда и жить будет легче и лучше. А иначе что же делать? Как продолжать жить дальше? Скатываться дальше по лестнице моральных устоев? Нет, нет и еще раз нет!
Мир всегда был жестоким, но всегда были люди, которые стремились делать добро, старались любить людей, любить свой мир, свое время, потому что это наше время, другого у нас не будет.
В методическом контексте воспитание милосердия предполагает организованное воздействие педагогов на воспитанников посредством цикла мероприятий с различными формами деятельности в условиях эмоционального сопереживания.
Основные задачи педагогического воздействия в ходе проводимых мероприятий:
- формирование в сознании детей понятия «милосердие»;
- расширение представления о милосердии в жизни человека;
- воспитание в детях доброты, вежливости, внимательности и уважения к людям;
- развитие у детей чувства товарищества, взаимопомощи, терпимости в разновозрастной группе, обучение приёмам медиации;
- формирование умения анализировать поступки;
- развитие осознанной потребности совершать «дела милосердия».
Циклограмма мероприятий строится с учётом возрастного развития детей и варьируется степенью сложности осмысляемого материала.
Приятие милосердия в педагогическом плане осуществляется в условиях специально организованного эмоционального пространства, в котором дети развивают эту черту через сопереживание не только к «абстрактному» человеку, но в первую очередь к окружающим: другим детям в группе, педагогам, близким. Очень важно, опираясь на богатое духовными переживаниями содержание воспитательных мероприятий данной темы, привить детям в конечном итоге потребность переживать их вновь через «самостоятельные акции души», то есть по личной инициативе.
В ходе педагогической деятельности используются различные по форме и степени активности детей мероприятия – от репродуктивного до инициативно-волевого участия, такие как:
- «Духовная гостиная» : беседы, обсуждение в группе, анализ «жизненных ситуаций»;
- чтение художественной литературы, просмотр мультипликационных и художественных фильмов (в том числе отдельных эпизодов, музыкальных произведений песенного жанра с последующей рефлексией;
- мультимедийные экскурсии;
- издание тематических рисунков, плакатов, газет, мультимедийных презентаций;
- театрализованные постановки;
- организация и участие в акциях добрых дел в доступной форме: «Подари младшему праздник», «Если кому-то грустно», «Давайте мириться», «Выздоравливай!» и других.
Основные воспитательные цели, достигаемые в ходе совместного труда педагога и ребёнка, определены потребностью «любить и творить добро» :
- нравственный аспект: осмысление понятия «милосердие» как одного из основополагающих нравственных качеств личности, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества;
- социально-деятельностный аспект: достижение потребности обладать милосердием как качеством личности и умения выражать это качество в различных формах по отношению к окружающим.
Педагогический смысл на протяжённости всей работы по воспитанию в детях милосердия состоит в том, чтобы помогать им продвигаться от простейших навыков общения со сверстниками и взрослыми в группе к более высокому уровню общения в социуме, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Литература:
1. Азбука нравственного воспитания. Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. – М. : Просвещение, 1996.
2. С. В. Ковалев. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры. – М. – 1991.
3. И. С. Артюхова. Ценности и воспитание // Педагогика, 1999, №4.
4. Д. С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном, / Ред. Г. А. Дубровский. – Изд. 2-е, доп. - М. : Детская литература. 1988 -238 с.
5. М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, М. А. Ковальчук. Проблема социального воспитания детей-сирот. / /Ярославль, - 2002.
6. Л. К. Сидорова. Программа социального воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М, 2003.
7. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Под ред. Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. - М. : «Гном и Д», 2014.
8. Д. А. Гранин «Потерянное милосердие» («Нева», 1999. №8)
9. О. С. Богданова, О. Д. Калинина, М. Б. Рубцова. Этические беседы со школьниками. - М., 1997
10. Н. В. Цыганкова. О милосердии. (Духовное училище при Царицынском Православном университете преподобного Сергия Радонежского, Волгоград, 2002.
11. З. П. Васильцова. Мудрые заповеди народной педагогики - М: Педагогика,1988.
12. П. А. Власов. Благотворительность и милосердие в России. - М. : Статус, 2001.
13. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка, 2 издание – М. ,2002.
14. Милосердие на книжной полке : аннотированный рекомендательный список литературы для подростков / МКУК ЦБС Канавинского района; сост. И. А. Калинина. – Н. Новгород, 2012. – 15 с.