Ольга Касьяненко
Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок-дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Публикация «Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Сказки для детей младшего дошкольного возраста имеют огромное значение, это волшебный мир, в который ребенок погружается всеми своими эмоциями и чувствами. Только «пережив» волшебную историю всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы и приобретет жизненный опыт.
Таким образом, наша технология воспитания детей младшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности строится на основе сказок. Так как благодаря сказке происходит расширение понятий и представлений детей об окружающем мире, развиваются социальные навыки (дружелюбие, терпение, стремление помочь, общительность, потребность делиться, усердие, необходимые для полноценного развития финансово грамотной личности.
Цель– использование сказки в обучении детей младшего дошкольного возраста азам экономики; формирование экономических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать экономическое сознание детей посредством сказки;
2. Побуждать здоровый интерес к экономическим понятиям;
3. Способствовать формированию экономического мышления через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, бюджет, потребности, труд);
4. Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги»;
5. Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях;
Принципы:
1. Возрастное соответствие – предлагаемые сказки учитывают возможности детей младшего дошкольного возраста.
2. Доступность предлагаемого материала.
3. Системность и постепенность его усвоения.
4. Преемственность – каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».
5. Наглядность – использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий.
6. Коллективное взаимодействие.
7. Здоровьесберегающий принцип – обеспечение сочетания статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.
В качестве средств финансово-экономического воспитания использовались:
- сказочные персонажи;
- игровые формы;
- чтение сказок с дальнейшим их обсуждением.
Для реализации поставленной цели и задач работа по финансово-экономическому воспитанию ведется по двум направлениям:
- с детьми;
- с родителями.
Работа по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста состоит из нескольких этапов:
Подготовительный: обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний.
Организационный: определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет ресурсов; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.
Основной : апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях детского сада.
Заключительный: анализ результативности решения противоречий, мониторинг.
Успех формирования финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до них определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, поэтому мы остановились на сказках.
Для детей младшего дошкольного возраста необходимо подбирать небольшие, простые для восприятия, детские сказки (Колобок, Репка, Теремок, Курочка Ряба и т. д.). Очень содействует образному восприятию музыкальное сопровождение игр и занятий, которое благотворно влияет на психику ребенка и помогает прочувствовать образы героев. Также желательно использование иллюстраций (репродукции картин и книжные иллюстрации, фотографий, произведений прикладного искусства, открыток.
Технология воспитания детей младшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности посредством сказки состоит из 3 этапов:
Первый этап. Прослушивание сказки, беседа с детьми о прочитанном, выделение основный мысли сказки, объяснение и уточнение финансовых понятий заложенных в сказке. Возможно прослушивание аудиосказок или чтение сказок под музыкальное сопровождение.
Второй этап. Обсуждение сказки с детьми с помощью демонстрации картинок и иллюстраций, нахождение основного ключа и идеи. Возможна инсценировка понравившихся или главных эпизодов сказки.
Третий этап. Проведение практических занятий – лепка, рисование, аппликация, совместное изготовление атрибутов для театрализации, а также театральная постановка с использованием необходимых финансово-экономических атрибутов (касса, счеты, калькулятор, деньги и т. д.).
Для более полного ознакомления детей младшего дошкольного возраста с финансово-экономическими понятиями, необходимо также использовать игры по данной тематике (профессии, магазин, настольные).
На всех этапах финансово-экономического воспитания детей младшего дошкольного возраста требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагога и родителей по экономическому воспитанию дошкольников. К ним относятся:
1. Анкетирование родителей по теме формирование финансовой грамотности дошкольников.
2. Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома.
3. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в детском саду (экономические ярмарки, познавательные квесты, конкурсы).
4. Создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.
Таким образом, можно отметить, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.
Для повышения финансовой грамотности родителей и привлечение их в воспитательный процесс с ними проводятся разнообразные мероприятия, такие как родительские собрания по данной тематике, разнообразные развлекательные мероприятия (викторины, а также совместные творческие задания для родителей и их детей (выставка рисунков «Моя первая сказка про финансы», Мини-музей «Моя первая копилка»).
Таким образом, привлечение родителей положительно влияет на финансово-экономическое воспитание детей.