Обучение творческому рассказу (консультация для воспитателей)

Анжела Фролова
Обучение творческому рассказу (консультация для воспитателей)

Обучению творческому рассказыванию. Творческим называется такой рассказ, в котором из определенных фактов, событий создается ситуация решающая важный, доступный пониманию ребенка вопрос. Приступая к созданию творческого рассказа определяется тема, воспитательно-образовательная задача, фактический материал. Творческое рассказывание требует от ребенка воспроизведения в памяти ярких событий, участником или свидетелем которых он мог быть сам или узнать о них из художественной литературы. В своем воображении ребенок объединяет факты, излагает их в определенной последовательности (начало, развитие событий, конец). По сложности задач творческие рассказы делятся на несколько видов: продолжение и завершение рассказа, начатого воспитателем; придумывание рассказа на определенную тему («Как я ходил с другом на рыбалку», «Поездка на море», «Мой любимый котенок» «Как мы украшали ёлку к Новогоднему празднику» и т. д.) рассказывание по опорным словам- где ребенок должен сам определить содержание, сюжет рассказа, активизировать словарь, закрепить навык построения простых и сложных предложений, поупражняться в стилистической и интонационной выразительности. Например, дается детям задание, послушать начало рассказа, придумать конец «Прогулка в лес». Мы с другом Васей отправились в лес за грибами. Вдруг надвинулась тяжелая туча, сверкнула молния, загремел гром. Дождь лил как из ведра. Что делать? А вот рассказ детьми на тему «Зимние забавы». Дети учатся самостоятельно придумать начало рассказа, середину и конец, проявлять творческую инициативу. Дошкольники сочиняют сказки, в которых действуют их любимые игрушки. На занятиях воспитателю следует различными приемами (вопросами, указаниями, упражнениями, оценкой, использованием речевых образцов) обеспечить осмысленное и эмоционально заинтересованное восприятие сюжета; побуждать детей к предварительному обдумыванию своих ответов; руководить процессом рассказывания, анализом и оценкой рассказов. В самом начале обучения целесообразно применение речевого образца, по аналогии, с которым дети смогут увереннее придумывать рассказы по предложенному сюжету. В начале учебного года на занятии по творческому рассказыванию детям может быть предложен сюжет: «Ире подарили куклу». Воспитатель может провести предварительную беседу и предлагает послушать рассказ свой. Затем задает вопросы. О чём вы узнали из рассказа? Почему Лена была весёлой? Какая была игрушка? Как себя вели дети? и т. д. В заключении беседы воспитатель делает вывод: что в рассказе говорилось о новой игрушке и о том как с ней играли, какое настроение было у детей. А затем педагог предлагает детям самим придумать рассказ, который называется «Ире подарили куклу». В своём рассказе надо будет подробно рассказать об Ириной игрушке, о том как она с ней играла, какое у неё было настроение, надо обдумать весь рассказ от начала до конца. Затем предлагают по желанию ребёнка составить рассказ. Воспитатель слушает выступление ребенка, оказывает помощь в случае затруднения, тактично исправляет ошибки, а затем привлекает всех детей, анализирует и оценивает прослушанный рассказ. Можно, переключая детей на продолжение рассказа сообщать план, которого следует придерживаться. Так, например, при совместной работе с детьми над сюжетом «Как Маша потеряла бант». Воспитатель начинает рассказ:»Мама купила Маше красивый, розовый бант, заплела ей косичку. Маша поблагодарила маму, поцеловала и радостная побежала гулять. А что было дальше вы расскажете сами.» дальше воспитатель предлагает план, которого следует придерживаться: 1. Чем на прогулке занималась Маша? 2. Как случилось, что она потеряла бант? 3. Как она его искала? 4. Кто ей помогал найти бант? Разнообразными методическими приемами педагог активизирует детскую память и воображение, добивается, чтобы дети по предложенному сюжету составляли содержательные и эмоционально-выразительные рассказы, соблюдая последовательность, излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения. На следующем занятии ставим перед детьми конкретную задачу: «Дети, сегодня вы будете учиться придумывать рассказ про Васю и его котёнка Мурзика. Перед тем как начнете придумывать рассказ представьте этого котенка. Каким он мог быть? Обдумайте это и расскажите». Выслушав выступления детей, воспитатель предлагает свой рассказ. Можно предлагать такие варианты: послушайте о чем нужно говорить в начале рассказа, в середине и в конце. В начале подробно рассказать какой был котенок у Васи, затем, что интересного было на прогулке. При оценке и анализе каждого выступления; педагогу надо обращать внимание на то, в какой степени рассказчик придерживался плана и сумел ли он достаточно, обстоятельно раскрыть замысел, отмечать наиболее интересные суждения. Лучше оценивать ответы детей сразу же после того, как он закончил рассказ. Впечатления свежие, слушатели удерживают в памяти весь рассказ целиком. Наиболее развёрнуто и обстоятельно следует анализировать первые ответы, так как очередные рассказчики учтут сделанные выводы и более успешно и уверенно справятся с заданием. В каждом рассказе ребёнка следует стараться найти те или иные положительные моменты (выразительные словосочетания, точно употребленное слово, интересный поворот сюжета, лаконичность и т. д.) и поощрять даже самые маленькие удачи рассказчика. Можно предложить детям определить, чьё выступление им больше понравилось. На занятии по творческому рассказыванию дети подготовительной группы учатся придумывать сказки (об игрушках). Придумывание сказок целесообразно сопровождать демонстрацией игрушек. Это активизирует мышление, воображение, речевую деятельность ребёнка, создает возможность реализовывать влияние художественно-образной наглядности в работе по развитию словесного творчества детей. Опять таки с помощью вопросов побуждать детей подробнее рассказать о событиях в своей сказке, например: «В каком лесу кукла будет собирать грибы? Что за деревья в нём растут? Расскажите об этом». Итак, на занятиях по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Трудовое обучение в ДОУ как средство трудового воспитания» Трудовое обучение в ДОУ проводиться с целью формировать навык у детей правильно организовывать и осуществлять различные виды труда. Поскольку.

Консультация для родителей на тему: «Обучение дошкольников правилам дорожного движения» Самое ценное что есть у нас в жизни – это жизнь и здоровье наших детей. Часто, втягиваясь в круговорот повседневной жизни, мы забываем о.

Консультация для родителей «Обучение детей наблюдательности на улице» (Предупреждение дорожно-транспортного травматизма) Уважаемые родители! Ваши дети готовятся к обучению в школе. А, значит, и к самостоятельному движению к образовательному учреждению по улице,.

Консультация для родителей «Обучение правилам дорожного движения в Семье» Соблюдение правила дорожного движения – это лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах! Очень важной проблемой.

Консультация для воспитателей Консультация для воспитателей «Интерактивные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников». В современном дошкольном образовательном.

Консультация для воспитателей Консультация для воспитателей Системно – деятельностный подход как основа организации воспитательно – образовательного процесса (на основе.

Консультация для воспитателей по ПДД В наше время Все торопятся, спешат, Частые аварии о многом говорят. Чтоб беды нам избежать, Правила дорожные надо знать! Ежедневно в нашей.

Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей» Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей»«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой.

Консультация «Обучение детей выразительному пению» (из опыта работы) Мир звуков окружает ребенка буквально с момента рождения. В безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно влекут детей. Постигая мир.

Мастер-класс для воспитателей: «Обучение составлению мультимедийных презентаций в программе Power Point» XXI век — век высоких компьютерных технологий. Ещё К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Визуальная насыщенность.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Детские писатели
  • Детские писатели
Автор публикации:
Обучение творческому рассказу (консультация для воспитателей)
Опубликовано: 8 марта 2017 в 14:50
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект открытого занятия по трудовому воспитанию и профориентации «Салон красоты»...
Конспект открытого занятия по трудовому воспитанию и профориентации «Салон красоты» Эпиграф «Все работы хороши выбирай на вкус» Общая цель: Закреплять...
Мастер-класс «Медовые пряники в северном стиле»
Пряники являются одним из популярнейших лакомств, ведь они очень вкусные, ароматные и могут долго храниться при обычной комнатной температуре. Медовые...
Наблюдения и беседы «Март зиму кончает, да весну начинает». Часть вторая «Март не...
Улеглись в полях метели В белоснежные постели. Отдохнуть пришла пора! У крыльца звенят капели, Воробьи повеселели, Гонят зиму со двора! П....
Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 1
Игра в шашки помогает формировать у детей такие важные качества как сосредоточенность, внимание и усидчивость. Ведь именно эти качества понадобятся...
Конспект урока математики в 6 классе «Умножение рациональных чисел»
Тема урока: Умножение положительных и отрицательных чисел. 6 класс Цели урока: создать условия для вывода правила умножения рациональных чисел....