Анжела Фролова
Обучение творческому рассказу (консультация для воспитателей)
▼ Скачать + Заказать документы
Обучению творческому рассказыванию. Творческим называется такой рассказ, в котором из определенных фактов, событий создается ситуация решающая важный, доступный пониманию ребенка вопрос. Приступая к созданию творческого рассказа определяется тема, воспитательно-образовательная задача, фактический материал. Творческое рассказывание требует от ребенка воспроизведения в памяти ярких событий, участником или свидетелем которых он мог быть сам или узнать о них из художественной литературы. В своем воображении ребенок объединяет факты, излагает их в определенной последовательности (начало, развитие событий, конец). По сложности задач творческие рассказы делятся на несколько видов: продолжение и завершение рассказа, начатого воспитателем; придумывание рассказа на определенную тему («Как я ходил с другом на рыбалку», «Поездка на море», «Мой любимый котенок» «Как мы украшали ёлку к Новогоднему празднику» и т. д.) рассказывание по опорным словам- где ребенок должен сам определить содержание, сюжет рассказа, активизировать словарь, закрепить навык построения простых и сложных предложений, поупражняться в стилистической и интонационной выразительности. Например, дается детям задание, послушать начало рассказа, придумать конец «Прогулка в лес». Мы с другом Васей отправились в лес за грибами. Вдруг надвинулась тяжелая туча, сверкнула молния, загремел гром. Дождь лил как из ведра. Что делать? А вот рассказ детьми на тему «Зимние забавы». Дети учатся самостоятельно придумать начало рассказа, середину и конец, проявлять творческую инициативу. Дошкольники сочиняют сказки, в которых действуют их любимые игрушки. На занятиях воспитателю следует различными приемами (вопросами, указаниями, упражнениями, оценкой, использованием речевых образцов) обеспечить осмысленное и эмоционально заинтересованное восприятие сюжета; побуждать детей к предварительному обдумыванию своих ответов; руководить процессом рассказывания, анализом и оценкой рассказов. В самом начале обучения целесообразно применение речевого образца, по аналогии, с которым дети смогут увереннее придумывать рассказы по предложенному сюжету. В начале учебного года на занятии по творческому рассказыванию детям может быть предложен сюжет: «Ире подарили куклу». Воспитатель может провести предварительную беседу и предлагает послушать рассказ свой. Затем задает вопросы. О чём вы узнали из рассказа? Почему Лена была весёлой? Какая была игрушка? Как себя вели дети? и т. д. В заключении беседы воспитатель делает вывод : что в рассказе говорилось о новой игрушке и о том как с ней играли, какое настроение было у детей. А затем педагог предлагает детям самим придумать рассказ, который называется «Ире подарили куклу». В своём рассказе надо будет подробно рассказать об Ириной игрушке, о том как она с ней играла, какое у неё было настроение, надо обдумать весь рассказ от начала до конца. Затем предлагают по желанию ребёнка составить рассказ. Воспитатель слушает выступление ребенка, оказывает помощь в случае затруднения, тактично исправляет ошибки, а затем привлекает всех детей, анализирует и оценивает прослушанный рассказ. Можно, переключая детей на продолжение рассказа сообщать план, которого следует придерживаться. Так, например, при совместной работе с детьми над сюжетом «Как Маша потеряла бант». Воспитатель начинает рассказ :»Мама купила Маше красивый, розовый бант, заплела ей косичку. Маша поблагодарила маму, поцеловала и радостная побежала гулять. А что было дальше вы расскажете сами.» дальше воспитатель предлагает план, которого следует придерживаться: 1. Чем на прогулке занималась Маша? 2. Как случилось, что она потеряла бант? 3. Как она его искала? 4. Кто ей помогал найти бант? Разнообразными методическими приемами педагог активизирует детскую память и воображение, добивается, чтобы дети по предложенному сюжету составляли содержательные и эмоционально-выразительные рассказы, соблюдая последовательность, излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения. На следующем занятии ставим перед детьми конкретную задачу: «Дети, сегодня вы будете учиться придумывать рассказ про Васю и его котёнка Мурзика. Перед тем как начнете придумывать рассказ представьте этого котенка. Каким он мог быть? Обдумайте это и расскажите». Выслушав выступления детей, воспитатель предлагает свой рассказ. Можно предлагать такие варианты: послушайте о чем нужно говорить в начале рассказа, в середине и в конце. В начале подробно рассказать какой был котенок у Васи, затем, что интересного было на прогулке. При оценке и анализе каждого выступления; педагогу надо обращать внимание на то, в какой степени рассказчик придерживался плана и сумел ли он достаточно, обстоятельно раскрыть замысел, отмечать наиболее интересные суждения. Лучше оценивать ответы детей сразу же после того, как он закончил рассказ. Впечатления свежие, слушатели удерживают в памяти весь рассказ целиком. Наиболее развёрнуто и обстоятельно следует анализировать первые ответы, так как очередные рассказчики учтут сделанные выводы и более успешно и уверенно справятся с заданием. В каждом рассказе ребёнка следует стараться найти те или иные положительные моменты (выразительные словосочетания, точно употребленное слово, интересный поворот сюжета, лаконичность и т. д.) и поощрять даже самые маленькие удачи рассказчика. Можно предложить детям определить, чьё выступление им больше понравилось. На занятии по творческому рассказыванию дети подготовительной группы учатся придумывать сказки (об игрушках). Придумывание сказок целесообразно сопровождать демонстрацией игрушек. Это активизирует мышление, воображение, речевую деятельность ребёнка, создает возможность реализовывать влияние художественно-образной наглядности в работе по развитию словесного творчества детей. Опять таки с помощью вопросов побуждать детей подробнее рассказать о событиях в своей сказке, например: «В каком лесу кукла будет собирать грибы? Что за деревья в нём растут? Расскажите об этом». Итак, на занятиях по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей.