Татьяна Михайловна Сосновая
ООД по экологии на тему «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Насекомые
(Экологическое занятие для детей старшей группы с использованием ТРИЗ и РТВ)
Программные задачи: обобщить представление детей о многообразии насекомых.
Упражнять в развлечении и назывании часто встречающихся представлений групп насекомых по ярким признакам, величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела.
Уточнить представление о пользе насекомых.
Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы.
Публикация «ООД по экологии на тему „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок.
Продолжать вести наблюдение за живым объектом.
Формировать умение выслушивать товарищей при обсуждении ситуаций.
Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу.
Пособия: картинки насекомых : божья коровка, стрекоза, муравей, пчела.
Схема «Чудесная лесенка», музыкальное сопровождение.
Предшествующая работа: наблюдение, рассматривание, загадывание загадок, чтение художественной литературы (энциклопедии, рисование, лепка.
Ход.
Звучит аудиозапись (звуки леса).
Предлагаю представить детям, что они находятся на лесной полянке: «Вот к нам на руку сел жучок: головка черная, на красной спинке тёмные пятнышки». Кто это? (Божья коровка)
Давайте представим, как она ползёт по руке…
Как улетает….
Воспитатель: Ребята, послушайте загадки о насекомых. Кто первый отгадает, тот получает карточку с изображением этого насекомого.
1. Надевает эта крошка
Платье красное в горошек
И летать умеет ловко
Это…. (Божья коровка).
2. На полянке возле ёлок
Дом построен из иголок,
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион (муравейник).
3. Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком (пчела).
4. Большеглазый самолет,
Длинный тоненький живот.
Над лужком летает
Мошкару хватает (стрекоза).
А теперь каждый из вас расскажет о своем насекомом по схеме «Чудесная лесенка». А ребята будут внимательно слушать, запоминать, дополнять.
Божья коровка
Сколько у нее ног (6). Из скольких частей – (голова, грудь, брюшко).
Наши предки поклонялись этим пятнистым жучкам, связывали их с солнцем, дарившим свет, жизнь и урожай. Этих круглых красноватых жучков так и называли – «Солнышками». Издавна люди полагали, что эти жучки способны предсказывать погоду. А как?
Посадит человек пятнистого жучка на ладошку и приговаривает:
Божья коровка – легкая букашка,
Божья коровка – лаковые крылья,
Скажи, не таи секрет:
«Холодно будет или тепло?»
Если жучок взлетел при слове «холодно», человек ждал холода, если при слове «тепло» - ждали тепла.
Воспитатель: А кто из ребят знает, что означают точки на крыльях у коровки? Иногда говорят: Сколько точек, столько лет. Но это не верно!
Дети: Точки «рассказывают» не о возрасте жучка, а о его «имени».
Коровка с двумя точками так и называется – двухточечная.
С пятью – пятиточечная
С семью – семиточечная
Дети: Яркая окраска напоминает птицам, что божьи коровки не очень приятны на вкус.
Воспитатель: Чем питаются божьи коровки?
Дети: Эти насекомые – хищники, причём очень, очень прожорливые.
Они поедают тлей, которые живут на садовых деревьях. Поэтому люди давно считают божьих коровок своими помощниками.
Воспитатель: Настало время поближе познакомится с муравьем.
Дети: Это санитары.
Семья одного муравейника охраняет от опасных насекомых большой участок леса.
Иногда кажется, что муравьи беспорядочно снуют вокруг своего дома – холмика.
На самом же деле они бегают только определенными, постоянными дорожками.
Воспитатель: Слышите? Откуда-то доносятся странные звуки: «ж-ж-ж».
Да это же пчела летит собирать сладкий сок – нектар с цветков.
А как же она опыляет цветки?
Дети: Залезет пчела в один цветок, соберет нектар, а заодно брюшко в пыльце измажет. Перелетит потом на другой цветок, там пыльцу оставит, после цветков появляются плоды и семена.
Пчёлы и растения – большие друзья.
Пчёлы ярко окрашена.
Она предупреждает всех: «Не троньте меня, а то ужалю!»
Физминутка:
«Кузнечик»
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг – скок, прыг – скок, сели, сели
Травушку покушали,
Тишину послушали
Выше, выше, высоко!
Прыгай на носках легко!
Воспитатель: Давайте поговорим о стрекозе.
Дети: Стрекозы – самые прожорливые хищники нашей планеты.
Летом стрекозы летают почти над любой лужайкой, вдоль дорог.
Некоторых крупных стрекоз называют дозорщиками.
Стрекоза ужасно прожорлива. Она съедает сорок мух.
Стрекозы – отличные летуны.
Они могут летать с огромной скоростью.
Воспитатель: А вот и лужайка, на ней красивые цветы. А какой запах!
Угадайте, кого можно здесь увидеть?
Дети: Насекомых.
Воспитатель: На земле огромное количество насекомых, на них поперечные полоски, как – бы насечки. Отсюда название «Насекомые».
А кто знает загадки о насекомых?
Дети:
1. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул (бабочка).
2. Имя взял у кузнеца,
Цвет – у огурца,
Крылья – у морошки,
Ножки – у блошки (кузнечик).
3. Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи,
Летит – стрекочет (стрекоза).
4. Чернокожий карапуз
Не по росту тянет груз (муравей).
5. Разбойник садовый,
Поясок медовый (шмель).
Воспитатель: предлагаю ребятам представить себя насекомыми (бабочками, кузнечиками…и рассказать, что они чувствуют, с кем дружат, кого боятся, о чем мечтают).
Все свои впечатления, всё то, что вам запомнилось больше всего или понравилось нарисуйте дома. А потом мы соберем все рисунки и составим коллаж, которым украсим группу или павильон.