Конспект занятия «Знакомство с дымковской игрушкой»

Светлана Московская
Конспект занятия «Знакомство с дымковской игрушкой»

Программное содержание: расширять представление о народной игрушке;

закрепить знание характерных особенностей дымковской росписи. Развивать желание лепить игрушку своими руками. Показать особенности конструктивного способа лепки дымковской игрушки. Закрепить умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, равномерно и красиво устанавливать фигурку на подставке. Учить соединять части фигурки.

Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.

Формировать умение работать с пластилином.

. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, творческую активность.

Материалы и атрибуты: дымковские игрушки; бумажные фигуры: круги, кольца, точки, полоски и т. д. ;

Техническое обеспечение: музыкальный центр, диск с записью слайд-шоу и диски с записью русских народных песен:

«Барыня»

Для каждого ребенка: пластилин, стека, вода, станок для лепки, салфетки (бумажные, влажные).

Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи; просмотр детских презентаций о народных промыслах декоративно-прикладного искусства. Организация выставки детских рисунков, поделок. Рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов. Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах. Ход занятия

Приветствие

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех детей нашей группы здоровыми, весёлыми. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось целый день. А для этого мы должны чаще улыбаться. Ведь каждая улыбка это маленькое солнце, от которого становится тепло и хорошо.

Ребята, мы сегодня с вами отправимся в гости к дымковским игрушкам, вы хотите?

Дети: Хотим!

Педагог: Так давайте полетим. На чём летают в сказках? (дети предлагают варианты ответов.)

Педагог: Предлагаю воспользоваться ковром-самолётом. На нём мы все сможем уместиться (приглашает детей сесть на ковёр).

- Все готовы? Ковёр взлетает:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал наш ковёр взлетать

Над полями, над горами,

Над высокими лесами.

Мы быстрее ветра мчимся,

Глядь – и мигом приземлимся!

(открывает декорацию) .

Рассказ педагога

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки непростые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о «дымке» слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду,

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

Звучит тихо мелодия на народную тему.

Смотрите-ка, река! А по берегам реки – город. Реку Вяткой называют, и город такое же имя носит. Вятка – город старинный. Когда-то вокруг него были крепостные стены, защищающие жителей от врагов. С высокого берега реки Вятки, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топят печи, а летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название слободы Дымково. Здесь, в далекую старину и зародилась эта игрушка.

Вначале были свистульки. Всю зиму женщины слободы Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька.

Свое умение бабушки передавали внучкам, внучки – своим внучкам. Так и дошло оно до наших дней.

Чтение стихотворений Звучит русская народная музыка. На столе появляются дымковские игрушки. Воспитатель читает

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

. Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Хороводная игра «Подарки»

Играющие идут по кругу и проговаривают: «Принесли нам всем подарки. Кто захочет, тот возьмет - вот и кукла с лентой яркой, конь, волчок и самолет» С окончание слов останавливаются, воспитатель называет, какой из перечисленных подарков он хочет вручить. Если куклу - дети пляшут, если волчок - кружатся, если самолет - «летят».

А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую.

Но мастерская закрыта. Чтобы войти в нее, надо ответить на вопросы.

- Из чего делают дымковские игрушки?

-В чём обжигаются игрушки?

- Где делают дымковские игрушки?

Мастерская открывается. Дети входят и садятся на рабочие места.

Педагог:

Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.

- Прежде, чем приступить к работе, давайте скажем такие слова:

«Сяду прямо, не согнусь,

за работу я возьмусь».

Вот теперь можно приступить к работе.

Самостоятельная работа

- А сейчас я посмотрю, чьи пальчики самые ловкие и умелые.

Индивидуальная работа

Дети приступают к работе, педагог следит за работой, советует, показывает приемы работы.

Итог занятия

Анализ работ

Дети заканчивают работу, вытирают руки, ставят козликов на подставку.

Педагог:

Посмотрим, как наши мастера справились с работой.

- Все ли игрушки ладные?

- Чья работа больше всех нравится? Почему?

- Какая игрушка самая аккуратная?

- Что же, ребята! Много интересного мы узнали в Дымковской слободе, встретились с игрушками, сами попробовали себя в роли мастеров. Пора нам обратно возвращаться. Садитесь скорей на ковёр. Ещё минута – и он оторвётся от земли.

Раз, два, три!

Лети!

- Повторяйте за мной прощальные слова:

Мы о дымковской игрушке

Будем вспоминать не раз.

А сейчас, друзья – подружки,

Мы закончим наш рассказ.

Публикации по теме:

Дидактические игры «Дымковские игрушки»Дидактические игры «Дымковские игрушки» В младшем дошкольном возрасте начинаем знакомить детей с народной дымковской игрушкой. Яркие,доступные восприятию игрушки радуют детей.

Мастер-класс по декоративному рисованию дымковской игрушки в старшей группе «Уточка»Мастер-класс по декоративному рисованию дымковской игрушки в старшей группе «Уточка» Занятие с детьми старшей группы по декоративное рисование на полуобъемной форме «Дымковская уточка» Программное содержание: Закрепить знания.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство с дымковской игрушкой»
Опубликовано: 17 марта 2015 в 19:23
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Моя Лента на МAAM. Добавляйте авторов!
На МААМ добавлена Лента Пользователя, показывающая только публикации авторов, добавленных пользователем.
21 ноября. День мозаичной аппликации на МААМ

Одним из необычных и весьма интересных видов творчества, который мы периодически используем на занятиях самых разных тем, является мозаика из бумаги. Всегда увлекательно, когда путём наклеивания множества...

21 ноября. Всемирный день приветствий

Салют, чао, алоха – так по-разному звучат приветствия на разных языках. Несмотря на отличие национальных этикетов, все народы при встрече приветствуют друг друга и желают добра, здоровья и благополучия....

Музыкальное занятие в подготовительной группе «Весна. Красота родной природы» в...
Программное содержание: воспитывать художественно-эстетический вкус, познавательный интерес к природе, чувство прекрасного. Формировать у детей обобщенные...
Рисование в подготовительной группе «Натюрморт с буханкой»
Тематическая неделя "Хлеб- всему голова". Каждый раз сталкивалась с вопросом "что можно с детьми нарисовать на эту тему? ". В этот раз решила, что...
Фотоотчет «Осенняя прогулка с учениками 4 класса»
Вот наступила золотая осень. Самая красивая и живописная пора года. Осень любит желтые, красные, оранжевые краски, а как любит она осыпать все золотом....