Елена Ерилкина
Один год из жизни озимой пшеницы (начало)
▼ Скачать + Заказать документы
Один год из жизни озимой пшеницы (начало)
Нам, сельским жителям, особенно важна и близка тема хлеба. Дети должны знать, как и какой ценой он добывается. В начале сентября я была на подмене в подготовительной группе, и в ходе беседы о буднях родителей выяснилось, что должен начаться сев озимой пшеницы, но почему-то не начинается. Возникла проблема: ПОЧЕМУ? После дебатов появилось несколько версий: много других дел, не готова техника, ещё рано. И тут я услышала то, что хотела: «Нет дождя». А лето и начало осени в этом году выдались на редкость засушливыми. Вот она причина! А что делать? Выход искали долго: поливать, ждать дождя, сеять в сухую землю.
Публикация «Один год из жизни озимой пшеницы (начало)» размещена в разделах
Это навело меня на мысль заняться севом в саду в целях наблюдения за процессом.
Задачи:
-проследить жизненный цикл озимой пшеницы;
-закрепить полученные ранее знания;
-развивать мышление, обогащать словарный запас;
-разбудить в душе каждого ребёнка зёрнышко, которое прорастёт в любовь к родному хлебному краю.
Ребята получили домашнее задание: узнать, зачем сеять в зиму? А как же снег и мороз?
На следующий день мне рассказали, что раньше посадишь - раньше урожай соберёшь, а снег будет сначала шубой, а весной - влагой.
Чтобы сравнить процессы земледелия в старину и сейчас, мы изучили альбом и посмотрели видеоматериал о сезонных видах работ в нашей станице, оценили всю серьёзность труда и принялись за дело.
Наблюдать решили в нескольких направлениях. Сначала исследовать условия, необходимые для роста. Дети легко их называют, но «потрогать руками» - это совсем другое. Мы сначала изучили семена, прорастили их,
затем стали помещать растения в разные условия (в тёмную комнату, оставляли без воздуха, воды, наоборот заливали). Как только пшеница начинала неважно выглядеть по сравнению с контрольным образцом, мы делали выводы, фиксировали их в альбоме и спасали подопытный экземпляр.
Следующей фазой стала индивидуальная работа. Каждый ребёнок приготовил стакан с землёй,
и посадил свои зёрнышки.
Сколько же радости подарили первые несмелые ростки!
Теперь у каждого появилась личная забота.
Когда растения немного окрепли, дети забрали их домой, пересадили в почву и продолжили наблюдение.
15 сентября ценой моих титанических усилий (земля превратилась в камень) была разбита грядка на нашем огороде. Мы разделили её на две части и засеяли. Одна регулярно поливалась и через несколько дней начала зеленеть.
Засуха не отпускала, и на второй (неполиваемой) части, не появилось ни единого росточка.
Левая сторона, благодаря усилиям огородников, поднималась.
А 17 октября в станице был большой праздник – освящение колоколов в строящемся храме, и, начиная с самого утра, шёл дождь, которого так ждала измученная земля и все хлеборобы.
Получив влагу, вторая часть грядки тоже ожила. Ей, конечно, не догнать первую, которая уже начала куститься, но свою задачу она выполнила сполна: подготовишки теперь точно знают значение воды в жизни озимой пшеницы.
Теперь будем ждать снега. Пусть укутает и убаюкает нашу красавицу до весны.