Валентина Липинская
Огород на подоконнике. Проект
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Зеленая грядка»
Краткая аннотация: Огород на подоконнике – очень привлекательное для младших школьников занятие, это отличный способ расширить знания детей о растениях. Ребята учатся основам научного эксперимента, формируется умение определять цель и задачи работы, выбирать методы изучения той или иной темы, обобщать полученные результаты, представлять результаты своего труда.
Публикация «Огород на подоконнике, Проект» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проект «Зеленая грядка» актуален в связи с необходимостью активизации деятельности по экологическому воспитанию школьников. Реализация проекта будет способствовать формированию у детей нравственно – ценностных качеств, развитию интереса к экологической культуре и исследовательской деятельности, а также профессиональному самоопределению.
Участники проекта : дети группы, воспитатель
Проект : исследовательский, средней продолжительности - 3 недели
Объект исследования: репчатый лук
Продукт проекта : Создание огорода на подоконнике
Актуальность
Заканчивается зима. Солнце с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике является очень приятным занятием, особенно ранней весной, когда хочется отведать свежие дары природы и посмотреть на цвета зелени. И нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо на подоконнике, а еще приятнее вырастить её самому. Огород на подоконнике – отличный способ расширить знания детей о культурных растениях.
Цель: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо и укропа в комнатных условиях.
Задачи:
Закрепить представления о луке и укропе, особенностях внешнего строения.
Формировать представления об основных потребностях лука и укропа, условиях, которые необходимы для их роста (вода, земля, свет, тепло).
Развивать у детей основы исследовательской деятельности.
Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним.
Результат.
Дети научатся сажать и ухаживать за луком и укропом, познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать пользу и красоту зелени.
У детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука и укропа в комнатных условиях.
Способы оценки: наблюдения, беседы, ведения дневника наблюдения.
Этапы работы над проектом
I этап – подготовительный
- определение цели и задач проекта;
- сбор информационного материала;
- создание условий для организации работы в «огороде на окне»;
- составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Предполагаемый результат: будет сформирована мотивация детей к занятиям проектной деятельности.
II этап – основной
- проведение запланированных мероприятий для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, изучение литературы)
Предполагаемый результат: сформируются практические умения и навыки ухода за растениями; умения работать в группах; находить дополнительную информацию в различных источниках; фиксировать результаты исследований в дневнике наблюдений.
III этап – заключительный
- подведение итогов, анализ результатов.
Предполагаемый результат: появится опыт обобщения, анализа, сравнения; повысится социальная значимость практической деятельности.
Этапы реализации проекта
№ Мероприятия Цели
1 этап – подготовительный
1 Беседа с детьми. Ознакомить детей с выбранным посадочным материалом. Обсудить условия, необходимые для посадки и выращивания огородных растений. Выбрать инвентарь для работы на «грядке».
2 Сбор информационного и дидактического материала, художественной и научной литературы о культурных растениях. Расширить знания детей о культурных огородных растениях и условиях их выращивания. Составить план действий по реализации проекта.
2 этап – основной
3 Создание условий для выращивания растений. Выбрать контейнеры для посадки, наполнить их землей, поставить на подоконник.
4 Рассматривание семян. Дать понятие о том, что форма и размер семян у разных растений разные.
5 Практическая деятельность. Посадить лук, посеять, укроп.
6 Опыт – наблюдение за ростом лука, укропа Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц. Как всходит укроп.
7 Практическая деятельность на «грядке». Продолжать учить детей правильно ухаживать за посаженными растениями.
8 Опыт - наблюдение за ростом лука, укропа. Получить необходимые результаты роста лука и укропа. Строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла)
9 Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие». Закреплять классификацию растений по ценности для людей.
10 Наблюдения: «Растут ли наши растения?» Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.
11 Оформление дневника наблюдений. Зафиксировать наблюдения за растениями. Анализировать изменения происходящие с растениями и делать выводы, что влияет на рост и развитие растений.
12 Анализ результативности. Приготовить выращенную зелень для приема в пищу в обед и ужин.
Анализ результатов
№
п/п Практические
умения и навыки учащихся Инструментарий Динамика
До начала проекта После проекта
1 Умеют посадить растения Наблюдение 3
37.5% 8
100% +5
62.5%
2 Умеют ухаживать за растениями (полив, рыхление почвы) Наблюдение 3
37.5% 8
100% +5
62.5%
3 Умеют работать в группах Наблюдение, самооценка 2
25% 8
100% +6
75%
4 Умеют заполнять дневник наблюдений Наблюдение 0
0% 8
100% +8
100%
Анализируя полученные в ходе реализации проекта данные, можно сделать вывод, что поставленные задачи в ходе реализации проекта в целом выполнены. В классе видна положительная динамика овладения практическими навыками ухода за растениями в комнатных условиях. До начала проекта умели посадить растения 2 человека (37.5%) из 3 человек. По окончании проекта все учащиеся овладели данным умением. Умели правильно ухаживать за комнатными растениями 3 человек (37.5%). В ходе реализации проекта все учащиеся класса научились правильно поливать и рыхлить землю. Для получения положительного результата практической деятельности большую роль играет овладение умением работать в группе, до начала работы данными умениями владели 2 человека (25%, после все ученики показали умение совместной работы. Умение фиксировать результаты своей работы – сложный процесс для учащихся начальной школы. Этим навыком владели 0 человек (0%, при реализации проекта научились самостоятельно заполнять дневник наблюдения 8 человек (100%).
Главная цель проекта – вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных растений была достигнута. У детей сформировались не только практические навыки и умения по уходу за растениями, но и повысилась активность, любознательность, организованность, самостоятельность. При заключительной беседы по окончании проекта все без исключения высказали пожелание продолжить данную работу в следующем году. Были предложены направления «Цветы на подоконнике» и «Овощи на окне».
Литература
1. Бритвина Л. Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии// Начальная школа. - 2005. - № 6.- с. 44.
2. Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. : БАЛЛАС, 2008.
3. Кавтарадзе Д. Н. Экологические игры. – М. : МПСИ Флинта, 1998.
4. Михайлова Г. Н. Метод проектного обучения на уроках труда// Начальная школа. - 2005. - № 4. - с 68.
5. Новолодская Е. Г., Яковлева С. Н. Реализация творческих проектов при изучении природоведения// Начальная школа. – 2008.- № 9 - с. 94.
6. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – М. : Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
7. Савенков А. И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. – М. : Издательство дом «Фёдоров», 2008
9. Толстова Л. В. Проект «Зимний огород в классе»// Начальная школа. - 2011.-№11. - с. 17.