МААМ-картинки

Оказание комплексной помощи семье с гиперактивным ребёнком

Татьяна Урсуленко
Оказание комплексной помощи семье с гиперактивным ребёнком
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация педагога – психолога Урсуленко Т. Ю. на тему:

«Оказание комплексной помощи

семье с гиперактивным ребёнком».

По наблюдениям специалистов в области психического здоровья, количество

гиперактивных детей с каждым годом возрастает. Пристальное внимание

к таким детям обусловлено, прежде всего, их неспособностью выдерживать

регламентированный режим детского сада; особенности поведения таких

детей сказываются на их успеваемости, взаимоотношениях со взрослыми

Публикация «Оказание комплексной помощи семье с гиперактивным ребёнком» размещена в разделах

и сверстниками. Гиперактивный ребенок сложен для взаимопонимания

и взаимодействия с окружающими, для воспитания и обучения как внутри

своей семьи, так и за её пределами. Зачастую, ввиду постоянных замечаний,

упрёков, у гиперактивного ребёнка формируется низкая самооценка, снижается познавательная мотивация, развивается устойчивая, тяжёлая дезадаптация.

Основными проявлениями гперактивности являются слабость

концентрации внимания, двигательная активность, импульсивность.

Американские психологи П. Байкер и М. Алворд разделяют признаки

гиперактивности на три блока и предлагают следующие критерии

(гиперактивность у детей в возрасте до 7 лет подтверждается при наличии

хотя бы шести из перечисленных признаков) :

Дефицит активного внимания.

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим желанием берётся за выполнение задания, но так и

не заканчивает его.

4. Неорганизован.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий, заданий…

7. Часто бывает забывчивым.

Двигательная расторможенность.

1. Постоянно ёрзает.

2. Проявляет признаки беспокойства.

3. Спит намного меньше, чем другие дети.

4. Очень говорлив.

Импульсивность

1. Начинает отвечать, не дослушав.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается.

3. Плохо сосредоточивается.

4. Не может дождаться вознаграждения, похвалы (если между действием

вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень

результаты. Наряду с указанными кардинальными признаками такие дети

часто проявляют агрессию, оппозиционное упрямство, имеют место

изменчивость настроения, боязливость или тревога, выступающие в

различных сочетаниях и выраженные в различной степени. При этом

уровень интеллектуального развития таких детей не зависит от степени

гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.

По результатам наших наблюдений, неоднородность состояния

гиперактивных детей требует необходимости комплексного применения

различных подходов.

1. Медикаментозное лечение.

В качестве основных препаратов, эффективно применяемых в детской практике, являются препараты ноотропного ряда.

2. Психокоррекционная работа.

Работа психолога направлена на повышение самооценки, формирование

познавательной мотивации, творческих способностей.

Психокоррекционная работа начинается с индивидуальных занятий

с опорой на положительное подкрепление. На фоне приятных сенсорных

впечатлений выстраивается игровой сюжет, который переносится в рисунок,

игру за столом, что позволяет удерживать ребёнка на определённом месте и

постепенно переходить к формированию самоконтроля и познавательной

мотивации. Активное внимание стимулируется через увлечение ребёнка.

Эффективным является включение гиперактивных детей в

психокоррекционную группу для дошкольников с нарушениями

конструктивного коммуникативного взаимодействия. Занятия проводятся

с использованием психологических игр и упражнений (подвижные игры,

психогимнастика, свободное и тематическое рисование, сочинение историй,

сказкотерапия, релаксационные упражнения, что способствует улучшению

внимания, развитию самоконтроля, повышению самооценки таких детей.

Важным моментом является регламентация психологом времени пребывания

такого ребёнка в группе, создание гибкого режима работы.

3. Работа с семьёй.

Родители гиперактивного ребёнка, как правило, испытывают значительные трудности в воспитании, поэтому искренняя поддержка и профессиональная помощь так им необходимы.

Главная задача психолога и педагога – научить родителей принимать

своего ребёнка таким, какой он есть.

Очень важным моментом для родителей является сознание того, что

окружающие не отвергают их ребёнка, а относятся к нему с уважением и

пониманием, позитивная настроенность специалистов детского сада,

готовность прийти на помощь, разрешить сложную ситуацию. Необходимо

заранее договориться о правилах поведения с ребёнком, о системе

поощрений и наказаний. Постоянное взаимодействие педагогов и психологов

с родителями гиперактивного ребёнка, построенное на доверии, единая

линия поведения и воспитание приносят позитивные результаты. Отсутствие

рассогласованности со стороны взрослых, четкая направленность работы

делают ребёнка значительно спокойнее и целенаправленнее, придают уверенность в собственных силах.

Работу с родителями целесообразно вести в рамках обучающих занятий,

которые организовываются индивидуально для каждой семьи. На таких занятиях необходимо обсуждение следующих вопросов:

тактика поведения с ребёнком,

способы разрешения конфликтов,

недопустимость жестокого обращения с ребёнком.

4. Педагогическая коррекция.

Индивидуальный подход, терпимое, мягкое, поощрительное отношение

при сохранении требовательности, соблюдение посильного для ребёнка

режима. Целесообразно поэтапное включение таких детей в коллективную

работу. При развитии психических процессов необходимо также соблюдать

данный принцип. Например, проводя работу, направленную на тренировку

внимания, можно подобрать игры и упражнения для тренировки сразу двух

функций (внимание и контроль двигательной активности). Как уже отмечалось, лучше начинать с индивидуальных форм работы, а затем постепенно

увлечь ребёнка в коллективные игры, при этом обязательно заинтересовав его.

При определении тактики взаимодействия с гиперактивным ребёнком

эффективным является соблюдение родителями и педагогами «Правил

поведения с ребёнком» (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина) (см. рубрику «Отрывные

странички»).

Как отмечает специалист по работе с такими детьми доктор медицинских

наук профессор Ю. С. Шевченко: «Ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве,

способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться…». Поэтому в решении проблем гиперактивного ребёнка так необходима помощь врачей

(психиатра, психотерапевта, невропатолога, психологов, педагогов, дефектологов, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить

такого ребёнка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, оказание помощи семьям с гиперактивными детьми является наиболее эффективным при комплексности и индивидуальности

лечебного, психокоррекционного и педагогического подходов.

Специалисты Психотерапевтической клиники доктора Шаца «Семейный

круг» оказывают широкий спектр психологических и медицинских услуг,

в клинике работают профессионалы-единомышленники – психиатры, психотерапевты психологи, педиатр, невропатолог, проводится психологическое

консультирование и психотерапия детей и взрослых индивидуально и в группах, различные виды тестирования, тренинги и групповые занятия для

детей, подростков и родителей, только здесь разработана комплексная модель оказания психологической (психотерапевтической) помощи, основанная

на совместной выработке психотерапевтом и психологом индивидуальной

программы для каждого пациента. Специалисты клиники «Семейный круг»

приложат максимум усилий, используя все свои знания и опыт, чтобы помочь вам и ваши детям разрешить сложные проблемы.

Литература.

1. И. В. Дубровина, К. С. Лебединская.

«Профилактика гиперактивности».

2. Ю. С. Шевченко.

«Коррекция поведения детей гиперактивностью».

3. А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда.

«Гиперактивные дети». «Как помочь им и их родителям».

4. О. А. Шаграева, Г. Г. Филиппова.

«Оказание комплексной помощи семье с гиперактивным ребёнком».

5. Е. К. Лютова, Г. Б. Монина.

«Правила поведения с ребёнком».

Публикации по теме:

Годовой план работы с родителями группы раннего возраста Годовой план по работе с родителями на 2013- 2014 учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждени п. Чернянка.

Перспективное планирование работы с неблагополучными семьями Перспективное планирование работы с детьми и их родителями неблагополучных семей в М ДОУ Детский Сад №15 «Лужок» в первой младшей группе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оказание комплексной помощи семье с гиперактивным ребёнком
Опубликовано: 26 мая 2014 в 13:36
+116Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Оказание комплексной помощи семье с гиперактивным ребёнком» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Урсуленко (УИ 211103) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 105.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД