ЕЛЕНА ОВЧИННИКОВА
Олимпийское образование детей в ДОУ (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Олимпийское образование детей в ДОУ.
[/b]
Овчинникова Елена Ивановна - Старший воспитатель МБДОУ «Ромашка»
ст. Гиагинская, Республика Адыгея
Из опыта работы по реализации проекта по Олимпийскому образованию дошкольников «Мы – будущие олимпийцы»
[/h4]
Публикация «Олимпийское образование детей в ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах
Олимпийские игры вошли в историю человечества как крупнейшее международное комплексное спортивное мероприятие. Они обладают огромной притягательной силой не только потому, что это единственные в своем роде всемирные спортивные состязания, но и потому, что они представляют прекрасную возможность для установления дружеских связей между спортсменами различных стран.
Инициатор проведения Олимпийских игр современности Пьер де Кубертен искренне думал, что олимпийский огонь сможет зажечь в человечестве «дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования». «В современном мире, — говорил он, — имеющем огромные возможности, а одновременно и опасные слабости, олимпийские идеи могут стать школой благородных принципов и моральной чистоты, а также физической силы и духовной энергии».
Священный огонь факела и сегодня символизирует собой мир и дружбу всех народов земли. Олимпийское движение — важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека.
Мы убеждены, что формирование представлений об олимпизме может стать частью не только физического, но и эстетического и нравственного воспитания ребенка. Сложные проблемы патриотического воспитания также могут успешно решаться через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах. Именно поэтому появилась необходимость разработки проекта по олимпийскому образованию дошкольников, который опирается на традиционные ритуалы и символы Олимпийских игр, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку.
Физическое воспитание дошкольника предполагает не только формирование различных двигательных умений и навыков, но и приобретение опыта чувственного познания собственных двигательных возможностей и своего места в окружающем мире. Физическое воспитание в современном дошкольном учреждении, как указывают многие исследователи, должно опираться на создание предпосылок для интегрированного развития интеллектуальных способностей средствами физической культуры. Отличительная черта физического воспитания детей дошкольного возраста — это органическая связь с умственным воспитанием.
Ребенок накапливает тот практический опыт, который в дальнейшем он повторит и закрепит в сюжетной двигательной деятельности. Участие в совместной деятельности вырабатывает у детей чувство ответственности за команду, товарищей.
Взаимосвязь разных видов деятельности на основе эмоционального воздействия на ребенка осуществляется через взаимопроникновение этих разделов, или, иначе говоря, их интеграцию.
Основное предназначение данного проекта — предоставление детям возможности приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Взаимосвязь познавательного и физического развития является примером частичной интеграции. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту.
Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий, сроков, ответственных.
Отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы. Результатом работы над проектом является продукт, презентация которого проводится на завершающем этапе.
Организация проекта «Мы – будущие олимпийцы!» (этапы работы над проектом)
Первый этап. Подготовительный
На первом этапе были поставлены следующие цели и задачи:
Цель: формирование социальной и личностной мотивации детей старшего дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств посредством постановки и разрешения проблемы в процессе занятий физической культурой.
Задачи:
1. Формировать у детей представления об Олимпийских играх как мирном соревновании с целью физического и социально-нравственного совершенствования людей в процессе ознакомления дошкольников с первоначальными сведениями из истории Олимпийского движения древности как достижения общечеловеческой культуры.
2. Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт Олимпизма, а также потребности в новых знаниях о способах сохранения и укрепления здоровья.
3. Развивать у детей стремление к актуализации опыта других и своего собственного по укреплению и сохранению здоровья посредством занятий физической культурой.
4. Воспитывать у детей таких социально значимых личностных качеств, как целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.
Так как детей интересует: «Почему многие страны борются за право проведения Олимпиады?», «Почему победа на Олимпиаде является самой высокой наградой для любого спортсмена?», «Все ли спортсмены могут принимать участие в Олимпийских играх?».
Необходимо было подобрать материал по олимпийскому образованию дошкольников для организованной деятельности в ДОУ и семье.
На подготовительном этапе нашего проекта осуществлялась:
1. Подготовка материально-технического оснащения:
- подготовка спортивного инвентаря (приобретены новые мячи и обручи)
- подготовка музыкального сопровождения;
- изготовление атрибутики к соревновательным дням.
2. Разработка плана мероприятий для проведения малых олимпийских игр «Осенний марафон».
3. Организация работы специалистов ДОУ:
- подготовка сценариев мероприятий;
- информационная работа с родителями;
- подготовка призов, грамот, дипломов, подарков для победителей праздничных соревнований и конкурсов;
- оформление стенда для родителей;
- разработка эмблемы;
- обеспечение музыкального сопровождения номеров программы праздника;
- оформление выставки детского рисунка «Мы со спортом крепко дружим».
НЕОБХОДИМО:
1. Познакомиться с историей Олимпийского движения, олимпийскими чемпионами нашей страны и родного города.
2. Изучить качества, которые позволили спортсменам стать победителями Олимпиады.
3. Освоить правила безопасности жизнедеятельности, личной гигиены и правильного питания.
4. Регулярно активно заниматься физической культурой и спортом.
Второй этап. Организация деятельности детей в рамках проекта.
Направления работы.
Работа с детьми
Нами были запланированы различные виды деятельности:
• Беседы по ознакомлению детей с историей возникновения Олимпийских игр;
• Художественное слово;
• Познавательные и физкультурные занятия;
• Свободная самостоятельная деятельность;
• Дидактические игры;
• Физкультурная деятельность детей;
• Творческая деятельность детей;
• Мир музыки.
Основные сведения по олимпийскому образованию дошкольников излагались в форме бесед, игр. Рассматривали наглядно-дидактические пособия. Из-за недостаточного количества учебной и популярной литературы по данной теме, потребовались от воспитателей дополнительных усилий. Пришлось самостоятельно разрабатывать мультимедийные презентации: «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта». Изготовили видеоматериалы «Олимпиада в Пекине», «Президентские спортивные игры» и др.
Изучая «Олимпийские игры древности» знакомили с героями древней Эллады - Зевсом, Артемидой, Гераклом. Обращали внимание детей на физическую силу героев, их благородные поступки. Создавали ситуации, в которых дети могли проявлять качества, присущие античным героям. В доступной для детей форме показывали значение спортивных состязаний, их преимущество перед военным сражением.
Работая над темой «Современные Олимпийские игры» давали знания об открытии Олимпийских игр, флаге с пятью кольцами, при этом объясняли значение каждого кольца. Воспитанники получали представления об олимпийских наградах, олимпийском огне, его истории. В процессе работы формировали понятие «Факельная эстафета», «Клятва спортсменов и судей».
Работа с педагогами
[/b]
• Перспективное планирование по теме.
• .Конспекты занятий по теме проекта.
• Оформление фотоальбома «Олимпийская символика»
• Оформление альбома с художественным словом (стихи, загадки, пословицы, поговорки о летних и зимних видах спорта).
• СД диск «Большая олимпийская энциклопедия».
• Презентация проекта.
Работа с родителями
• Групповые собрания
• Беседы, консультации
• Анкетирование
• Практические задания
Третий этап:
Презентация материалов проекта
1. выставка в изо-студии материалов по истории Олимпийского движения в России и в Р. Адыгея);
2. Выставка рисунков детей на тему «Галерея спорта».
3. Сборник стихов, загадок о разных видах спорта и их значении для человека (при участии родителей);
4. Сборник рассказов детей об их любимом спортсмене (при участии родителей);
5. Выставка коллажей «Мой любимый вид спорта»;
6. Презентация проекта.
7. Спортивное развлечение «Будущие олимпийцы- нынче ходят в детский сад»- итог проекта.
Четвёртый этап:
Ожидаемые результаты проекта:
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания,- составляющих триаду здоровья). Причем, чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка, работа осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы.