МААМ-картинки

Описание опыта работы по патриотическому воспитанию

Галина Николаевна Черниговская
Описание опыта работы по патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы

Описание опыта работы

по теме: «Приобщение дошкольников к общечеловеческим и национальным ценностям, как основа формирования нравственного самосознания»,

воспитателя Черниговской Галины Николаевны

Публикация «Описание опыта работы по патриотическому воспитанию» размещена в разделах

Актуальность проблемы, связанной с нравственным воспитанием бесспорна. Нравственное воспитание – это патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение к людям разных национальностей. Необходимо учить детей радоваться жизни каждую минуту, ценить жизнь и беречь ее, воспитывать оптимизм, уверенность в себе, любовь и уважение к самому себе. Ведь человек, не уважающий себя, вряд ли сможет уважать других.

В настоящее время особенно остро встают проблемы нравственного и патриотического воспитания. Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. Знания о Родине святы для русского народа. Это не просто сведения, которые получают дети. Это истины, которые должны затрагивать их чувства. Работа эта требует творческих усилий и поисков. Для успешного осуществления такой сложной задачи важна личная заинтересованность педагога, постоянное пополнение своих знаний.

Патриотическое воспитание мы начинаем с чувства любви к Родине. У ребёнка воспитываем любовь и привязанность к дому, к природе, окружающей его, к родному городу, так как развитие патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае и расширением круга знаний ребёнка о своей стране. Анализ социальной ситуации показывает, что многие дети ещё не могут быть внимательными и вежливыми, по отношению друг к другу, не могут адекватно оценивать свои поступки и поступки сверстников, собственная линия поведения ещё не сформирована.

Исходя из этого, я пришла к выводу, что младший дошкольный возраст является особо ответственным периодом в нравственном становлении развивающейся личности. При условии целенаправленного воспитания к концу дошкольного возраста у детей формируются нравственные чувства и сознание, нравственные привычки и умение выполнять правила игры.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Дети с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего

народа. Поэтому базой формирования патриотизма мы считаем глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова. Любовь маленького ребёнка-дошкольника к Родине мы начинаем формировать с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живёт, городу.

Методы и приёмы патриотического воспитания мы используем разнообразные. Учитываем психологические особенности ребё нка-дошкольника: эмоциональное восприятие окружающего, образованность и конкретность мышления, глубину и обострённость первых чувств.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Итак, решая задачи по нравственному воспитанию, я построила свою работу в соответствии с конкретными условиями и особенностями детей на основе следующих принципов: принцип отбора наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний; принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса; принцип дифференцированного подхода к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; принцип рационального сочетания разных видов деятельности; принцип развивающего характера обучения, основанный на детской активности.

Свою работу по гражданско-патриотическому воспитанию я начала в первой младшей группе. Конечно, это были беседы, занятия, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами по гражданскому воспитанию. С детьми первой младшей группы учились называть своё имя, фамилию, имя отчество воспитателя, помощника воспитателя. Используя русский народный фольклор, я с детьми помогала им запомнить своё имя:

Киска, киска, киска брысь! На дорожку не садись,

Наша (вставляем имя ребёнка – Маша, Даша) пойдёт, через киску упадёт!

Тем самым мы учились обращаться друг к другу по имени. Дети очень любят играть, поэтому через игры я их учила группировать предметы по общему признаку (посуда, одежда, проводила д/и «Куда что положить?»

В своей работе применяем очень много инсценировок. Например: «Как машина зверят катала» (посредством этой игры мы учились называть

транспортные средства и их назначение, «Устроим кукле комнату (учили различать и называть предметы мебели).

Выходя на прогулку по территории детского сада, обязательно обращали внимание на красоту природы, на цветы на клумбе, подчёркивая, что это труд взрослых (то есть дворника, что цветочки нельзя срывать, а надо любоваться, восхищаться и уважать труд взрослых. При этом всегда обращаю внимание на то, чтобы дети, выходя на улицу, брали друг друга за ручку, и мы отправляемся в путешествие по территории детского сада. Тем самым прививаем дружеские чувства друг к другу.

В конце года, подводя итоги своей работы, мы сделали следующие выводы: дети научились обращаться друг к другу по имени, знают и называют некоторые транспортные средства, знают и называют предметы мебели, посуды.

Воспитывая первые чувства гражданственности, мы связываем воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка.

Не забываем в работе с детьми о великой русской поэзии А. С. Пушкина, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, А. А. Блока, С. А. Есенина. Пусть ухо ребёнка приучается с ранних лет к гармонии русского слова, а сердце переполняется чувством изящного, пусть он наслаждается музыкальностью и поэтичностью русской речи.

Издавна славна наша страна своими защитниками, которые охраняли границы родной земли. Много славных полководцев прославили Россию с древних времён до нашего времени. Знакомя своих детей с защитниками отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви.

Прекрасные возможности в воспитании патриотизма предоставляет знакомство малыша с традициями, обычаями, бытом и прикладным искусством, фольклором России.

Знакомство с декоративно-прикладным искусством разных народов России является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств. Дошкольники узнают, что мастер сохраняет наследие дошедшего до нашего времени ремесла, он вносит своё личное, индивидуальное с учётом созданного ранее, сознаёт, что его труд является продолжением традиции отцов; он – творческая личность, связанная духовно со своим краем; он – образец уважения к художественным традициям, а уважение это называется патриотизмом.

Во второй младшей группе мы продолжили работу по гражданско-патриотическому воспитанию. Я разработала перспективный план по разным видам деятельности: познавательная; игровая; трудовая; продуктивная (в неё вошли рисование, конструирование, аппликация, лепка); художественно-речевая.

Для каждого месяца я подобрала отдельную тему:

В сентябре – «Моя улица». На познавательной деятельности я подготовила и провела занятия «Моя улица родная», за основу взяла улицу, по которой дети идут в детский сад. Это улица К. Маркса. Изготовила макет этого участка улицы со всеми прилегающими зданиями, то есть цирк, автостанция, перекрёсток со светофорами. В игровой деятельности по этой теме мы играли с этим макетом, то есть катали машины, закрепляя название транспорта, его предназначение. На продуктивных видах деятельности я взяла аппликацию, то есть мы наклеивали «Мой любимый дом». В свободное время я прочла художественные произведения: «Моя улица», «Светофор» С. Михалкова.

В октябре мы работали по теме «Мой детский сад». Работу по этой теме я начала с экскурсии на пищеблок, где детям наглядно показала, что пищу готовят повара, они стараются чтобы пища была вкусной и полезной, и дети росли крепкие и здоровые. Для игровой деятельности предложила детям лото, которое сделала сама из пластмассовых пробок «Подбери посуду для куклы» (из множества картинок нужно выбрать только посуду). В продуктивной деятельности мы с детьми слепили «Чашки с блюдцами».

В ноябре – тема «Наш город». По познавательной деятельности разработала, подготовила и провела занятие «Мы живём в городе Ставрополе». На этом занятии использовала красочные фотографии, которые заранее сделала, в конце занятия мы с детьми рассмотрели альбом «Наш город». На занятиях по продуктивной деятельности использовала конструирование «Наш город», занятие плавно перешло в игровую деятельность, я предложила детям разнообразный конструктор для постройки домов.

В декабре мы работали по теме «Транспорт на улицах нашего города». Работу я начала с бесед с детьми о том, на каком виде транспорта дети добираются в детский сад. Подобрала серию картин и провела занятие «Как нам транспорт помогает». На прогулке во время приезда грузовой машины мы понаблюдали за работой шофёра, я заострила внимание на том, что машины не только возят грузы, но и продукты. В продуктивных видах деятельности я провела аппликацию «Автобус для зверят». Подготовила и

провела развлечение по теме «Уважайте светофор» с использованием сказки, которую сама сочинила.

В январе тема нашей работы была «Мой дом». Свою работу я начала с того, что предложила родителям домашнее задание – обвести ручку ребё нка и нарисовать вместе с детьми потешку:

Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа, Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я, Это – вся моя семья!

В группе я сделала выставку, и в ходе занятия каждый ребёнок познакомил нас со своей семьёй, в игровой деятельности мы сделали один большой дом и отметили, что в этом доме можно жить всем вместе. На занятии по продуктивной деятельности я взяла рисование – мы нарисовали красками дорогу к дому. В художественно-речевой деятельности использовала настольный театр «Кто в домике живёт?» по сказке «Рукавичка». Персонажи для театра были сделаны из природного материала (бросовый материал). После занятия дала детям возможность самим рассказать сказку.

В феврале мы постарались развить тему «Мои папа и дедушка служили в армии». Провела занятие «Мой папа – защитник отечества». Перед занятием детям дала задание принести фотографию «Мой папа в армии», вместе с детьми сделали коллаж, так его и назвали «Мой папа в армии». На занятиях по аппликации мы сделали для папы флажок и в праздничной обстановке вручили папе в подарок.

В марте тема нашей работы «Русская матрёшка – народная деревянная игрушка». Проведено занятие, на котором говорилось об истории возникновения игрушки. По рисованию тема: «Красивый платок для нашей матрёшки». К празднованию маминого праздника проведено развлечение «В гости к нам пришла матрёшка».

В апреле запланирована тема «Природа ближайшего окружения». Провено занятие «Незнайка на Сенгилеевском водохранилище». Показана красота озера в разные времена года. По рисованию нарисовали «Наше озеро». Во время прогулок объясняла детям о необходимости труда, предложила вместе убрать участок – «Будет чисто». Вместе с детьми высадили цветочную рассаду, объяснила – «Вырастут цветы – будет красиво».

В мае – тема «Название города, домашний адрес». Разработали занятие «Наш город». На занятии рассмотрели открытки, конверты, пригласили почтальона, побеседовали о его работе. Провели дидактическую игру «Почтальон принёс открытку» (знание домашнего адреса). На занятии по

аппликации сделали открытку в подарок ветеранам. Провели тематическое занятие «Этот праздник со слезами на глазах».

Проведенный мониторинг показал, что:

1. Характер дружеских отношений со сверстниками – уровень повысился на 13%.

2. Знания о ближайшем окружении – на 20%.

3. Формирование у ребёнка положительного образа «Я» - уровень повысился на 17%.

4. Формирование основ отношений к окружающим – уровень повысился на 17%.

Обобщённый опыт работы я представляла на городском методическом объединении «Гражданско-патриотическое воспитание, как основа формирования нравственных качеств личности» в марте 2009 года. Материалы из опыта работы представлялись на тематических выставках и смотрах на базе ДОУ.

Публикации по теме:

Из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольниковИз опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.» (В. Ключевский) Государственная программа.

Обобщение опыта работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников Обобщение опыта работы с родителями по духовно-нравственному и гражданско - патриотическому воспитанию. Два чувства дивно близки нам- В.

Описание опыта работы педагога Весь свой педагогический опыт и стаж я получила в моем любимом детском саду «Незабудка» в красивейшем селе Нижняя Синячиха. Работа с дошколятами.

Описание опыта методической работы Описание опыта методической работы по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к занятиям физической.

Описание опыта работы воспитателя Работала воспитателем с 2012 по 2013 г. МБДОУ «Детский сад №2 города Новозыбкова» и с 2014 по настоящее время в «Детском саду № 1 города.

Описание опыта работы инструктора по физической культуре Чиркова Марина Александровна - инструктор по физической культуре Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр.

Описание опыта работы по воспитанию у дошкольников любви к родному краю, его природе и ее обитателях Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27 «Почемучка» Камчатский край, Елизовский район, п. Новый.

Описание опыта работы воспитателя Как сказал Сухомлинский Василий Александрович: Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек, не может стать настоящим воспитателем,.

Описание опыта работы «Экспериментальная деятельность в ДОУ»Описание опыта работы «Экспериментальная деятельность в ДОУ» Меня зовут Кострикова Ольга Витальевна! Пятый год я занимаюсь с детьми исследовательской деятельностью. Прошла курсы повышения квалификации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Описание опыта работы по патриотическому воспитанию
Опубликовано: 24 мая 2017 в 09:40
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Описание опыта работы по патриотическому воспитанию» (включая файлы) размещена пользователем Галина Николаевна Черниговская (УИ 316327) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД