Приложение МААМ

Условия формирования единого культурно-образовательного пространства «Детский сад — семья» посредством метода проектов

Алёна Михайловна Москалёва
Условия формирования единого культурно-образовательного пространства «Детский сад — семья» посредством метода проектов
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Условия формирования единого культурно-образовательного пространства «Детский сад – семья» посредством использования метода проектов

Осуществляя педагогическую деятельность в детском саду, активно использую метод проекта, что позволяет изменить стиль работы с детьми, по-высить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь роди-телей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Цель внедрения метода проектов.

Публикация «Условия формирования единого культурно-образовательного пространства „Детский сад — семья“ посредством метода проектов» размещена в разделах

Формирование единого культурно-образовательного пространства «Детский сад – семья».

Задачи.

1. Организовать систему работы из непосредственно образовательной, опыт-но–экспериментальной деятельности, досугов, выставок, конкурсов по освоению педагогами и детьми метода проекта.

2. Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.

3. Организовать условия для реализации метода проектов на этапе подготовки детей к школьному обучению.

4. Создать предметно – пространственную среду, соответствующую требованиям проектного метода.

В практике работы с детьми использую метод проектов не вместо непосредственно образовательной деятельности, а наряду с ней, как компонент образовательной системы.

Целевые ориентации.

- Формирование проектной деятельности, проектного мышления.

- Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.

- Включение всех детей в режим самостоятельной работы.

- Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.

- Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых позна-вательных и практических задач.

- Развитие способности применять знания к жизненным ситуациям.

- Развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению педагога и детей.

- Развитие важнейших компетенций для современной жизни, способности:

а) брать на себя ответственность;

б) участвовать в совместном принятии решения;

в) регулировать конфликты ненасильственным путем;

г) оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой;

д) делать свой выбор;

е) владеть устным и письменным общением;

ж) учиться всю жизнь.

- Развитие исследовательских умений: анализа (выявление проблем, сбор инфор-мации, наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения.

Среди проектов в совместной деятельности с детьми и родителями ис-пользую следующие типы:

- исследовательские - по структуре приближены к подлинному научному исследова-нию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объек-та исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдви-жение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозна-чение новых проблем;

- творческие – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник, но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты);

- информационные – сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и ее разработки;

- социально значимые – с самого начала четко обозначается результат деятель-ности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распреде-ления ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.

Стадии разработки проекта :

1) организационно-подготовительная стадия - проблематизация, разработка проек-тного задания (выбор);

2) разработка проекта (планирование);

3) технологическая стадия;

4) заключительная стадия (оформление результатов, общественная презентация, обсуждение, саморефлексия).

Разработанный мною проект «Наш дом – Кузбасс», включен в основ-

ную общеобразовательную программу дошкольного учреждения.

Цель разработки: формирование у детей любви к Родине - России на основе формирования знаний о семье, поселке, регионе, стране.

- творческий, долгосрочный, при активном участии родителей.

Основные задачи, решаемые внедрением разработки:

1. Формировать у детей :

- целостной картины окружающего мира;

- первоначальных представлений о себе, ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», «Я на улице», о простейших родственных отношениях;

- первоначальных представлений о макросоциальной среде, о деятельнос-ти людей, явлениях общественной жизни.

2. Учить создавать разнообразные проекты и внедрять их в различ-

ных видах деятельности.

3. Развивать первичные приемы логического мышления (формировать способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации, установ-лению закономерностей, интеграции информации). Развивать речь как сред-ство и форму мыслительной деятельности.

4. Воспитывать любознательность; любовь и интерес к родному краю, Родине, уважения к людям труда; интерес к путешествию как форме поз-нания окружающего мира.

5. Развивать творческие способности детей.

6. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотруд-ничества.

Реализация разработки будет способствовать решению следую-

щих проблем:

- утрата нравственных ценностей, норм морали, патриотизма подрастающим поколением;

- воспитание ребенка как неповторимой, разносторонней индиви-

дуальности;

- малая вариативность разработок воспитательно-образовательного

процесса по направлению «Патриотическое воспитание дошкольников».

Сроки реализации (внедрения) разработки:

Проект «Наш дом - Кузбасс» включает в себя 4 проекта, продол-жительностью 1 год (для каждого возраста). Общая продолжительность проекта - 4 года.

Во второй младшей группе - проект «Дружная семейка».

Средняя группа - проект - «Посёлок, в котором я живу»

Старшая группа - проект «Наш дом - Кузбасс».

Подготовительная группа - «Россия - Родина моя».

Исполнители проекта и основные участники:

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс дет-ского сада осуществляется на взаимодействии всех специалистов, родителей воспитанников и социальных партнеров.

Новизна разработки:

- интеграция всех специалистов ДОУ для реализации разработки;

- привлечение родителей и шефов к сотрудничеству;

- презентация достижений проекта на уровне учреждения, поселка.

Ожидаемые результаты:

1. Понимание детьми, что они жители не только поселка, города, региона, но и страны. Они - россияне.

2. Развитие у детей представлений о достопримечательностях, тради-циях, достижениях страны.

3. Умение ориентироваться на карте России.

4. Умение детей различать символику страны и региона.

5. Знание мелодии гимна страны, умение вести себя при его испол-нении.

6. Развитие у детей познавательной активности, творческих способ-ностей, коммуникативных навыков, нравственных качеств (доброта, отзывчивость, любовь к Родине).

Перспективы дальнейшего развития проекта, возможности распространения полученного опыта :

1. Изучить информацию о людях, прославивших Кузбасс.

2. Создать мини-музей «Наш дом - Кузбасс» на базе детского сада.

3. Привлечь родителей, шефов для организации автобусных экскур-

сий.

3. Распространять опыт работы в данном направлении на разных

уровнях.

Важнейшим условием успешной проектной деятельности является дифференциация образовательного пространства.

Для реализации проекта в группах :

- созданы уголки родного края (поселок, город, страна, мир). Данный ма-териал подобран в соответствии с возрастными особенностями, учетом статичности- сме-няемости познавательного материала. Составными компонентами являются: фото, иллюстративный материал о регионе; макеты, поделки; куклы в национальной одежде; карты; муляжи; коллекции пород, минералов; фотоальбомы и т. п. ;

- подобран демонстрационный и раздаточный материал (по темам «Семья», «По-селок», «Как добывают уголь», «Кузбасский край», «Россия и россияне» и т. д.);

- мини-лаборатарии;

- подборка бросового и природного материала;

- художественная литература;

- и т. д.

Мною оформлена детская энциклопедия общей тематики «Наш дом – Кузбасс».

Метод проекта рассматриваю как особый механизм взаимодействия семьи и детского сада, воспитателя и семьи воспитанника.

Прежде чем приступить к работе с детьми по методу проектов, прово-жу целенаправленную просветительскую работу с родителями : знакомлю их с инно-вационной технологией, раскрываю ее преимущества и целесообразность исполь-зования с детьми дошкольного возраста (выступления на родительских собраниях, индивидуальное, групповое и подгрупповое консуль-тирование и т. п., отметив необходимость участия родителей в реализации проектов.

Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источ-

никами информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также непосредственными участниками образовательного процесса («Шьем кукле праздничное платье», «Кормушка для птиц», «Снежный го-родок на участке» и т. д.) обогащают свой педагогический опыт, испытывают чув-ство сопричастности и удовлетворения от сво-их успехов и успехов ребенка. Ро-дители активно помогают в создании и обогащении развивающей среды в группе, являются активными участниками выставок, конкурсов, праздников, мини-проектов («Осенины», «Поделки к Новому году», «Дары Осени», «Самый снежный городок» и т. д.). Активность родителей значительно повышается от года к году.

Реализация проекта осуществляется во взаимодействии с социальны-ми партнерами поселка:

- территориальное управление поселка Бачатский ;

- КЦ Бачатский;

- Центр Детского творчества;

- музей поселка

-и т. д.

Дети, педагоги и родители воспитанников являются активными участ-никами конкурсов, выставок, проводимых в поселке:

- выставка цветов ко Дню Шахтера;

- конкурс «Минута славы»;

- конкурс «Супербабушка!»;

- конкурс «Родники Кузбасса!»

- и т. д.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способ-ствует повышению самооценки у ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

В процессе реализации проекта расширился кругозор детей, знания об окружающей действительности, расширились представления детей о труде взрослых, результатах труда.

Публикации по теме:

Презентации — моя работа В дошкольных учреждениях постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. В нашем МБДОУ.

Система работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ. .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия формирования единого культурно-образовательного пространства «Детский сад — семья» посредством метода проектов
Опубликовано: 13 января 2014 в 17:25
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Условия формирования единого культурно-образовательного пространства «Детский сад — семья» посредством метода проектов» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Михайловна Москалёва (УИ 150642) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД