Алёна Михайловна Москалёва
Условия формирования единого культурно-образовательного пространства «Детский сад — семья» посредством метода проектов
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Условия формирования единого культурно-образовательного пространства «Детский сад – семья» посредством использования метода проектов
Осуществляя педагогическую деятельность в детском саду, активно использую метод проекта, что позволяет изменить стиль работы с детьми, по-высить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь роди-телей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Цель внедрения метода проектов.
Публикация «Условия формирования единого культурно-образовательного пространства „Детский сад — семья“ посредством метода проектов» размещена в разделах
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
Формирование единого культурно-образовательного пространства «Детский сад – семья».
Задачи.
1. Организовать систему работы из непосредственно образовательной, опыт-но–экспериментальной деятельности, досугов, выставок, конкурсов по освоению педагогами и детьми метода проекта.
2. Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.
3. Организовать условия для реализации метода проектов на этапе подготовки детей к школьному обучению.
4. Создать предметно – пространственную среду, соответствующую требованиям проектного метода.
В практике работы с детьми использую метод проектов не вместо непосредственно образовательной деятельности, а наряду с ней, как компонент образовательной системы.
Целевые ориентации.
- Формирование проектной деятельности, проектного мышления.
- Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.
- Включение всех детей в режим самостоятельной работы.
- Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.
- Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых позна-вательных и практических задач.
- Развитие способности применять знания к жизненным ситуациям.
- Развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению педагога и детей.
- Развитие важнейших компетенций для современной жизни, способности:
а) брать на себя ответственность;
б) участвовать в совместном принятии решения;
в) регулировать конфликты ненасильственным путем;
г) оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой;
д) делать свой выбор;
е) владеть устным и письменным общением;
ж) учиться всю жизнь.
- Развитие исследовательских умений: анализа (выявление проблем, сбор инфор-мации, наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения.
Среди проектов в совместной деятельности с детьми и родителями ис-пользую следующие типы:
- исследовательские - по структуре приближены к подлинному научному исследова-нию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объек-та исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдви-жение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозна-чение новых проблем;
- творческие – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник, но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты);
- информационные – сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и ее разработки;
- социально значимые – с самого начала четко обозначается результат деятель-ности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распреде-ления ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.
Стадии разработки проекта :
1) организационно-подготовительная стадия - проблематизация, разработка проек-тного задания (выбор);
2) разработка проекта (планирование);
3) технологическая стадия;
4) заключительная стадия (оформление результатов, общественная презентация, обсуждение, саморефлексия).
Разработанный мною проект «Наш дом – Кузбасс», включен в основ-
ную общеобразовательную программу дошкольного учреждения.
Цель разработки: формирование у детей любви к Родине - России на основе формирования знаний о семье, поселке, регионе, стране.
- творческий, долгосрочный, при активном участии родителей.
Основные задачи, решаемые внедрением разработки:
1. Формировать у детей :
- целостной картины окружающего мира;
- первоначальных представлений о себе, ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», «Я на улице», о простейших родственных отношениях;
- первоначальных представлений о макросоциальной среде, о деятельнос-ти людей, явлениях общественной жизни.
2. Учить создавать разнообразные проекты и внедрять их в различ-
ных видах деятельности.
3. Развивать первичные приемы логического мышления (формировать способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации, установ-лению закономерностей, интеграции информации). Развивать речь как сред-ство и форму мыслительной деятельности.
4. Воспитывать любознательность; любовь и интерес к родному краю, Родине, уважения к людям труда; интерес к путешествию как форме поз-нания окружающего мира.
5. Развивать творческие способности детей.
6. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотруд-ничества.
Реализация разработки будет способствовать решению следую-
щих проблем:
- утрата нравственных ценностей, норм морали, патриотизма подрастающим поколением;
- воспитание ребенка как неповторимой, разносторонней индиви-
дуальности;
- малая вариативность разработок воспитательно-образовательного
процесса по направлению «Патриотическое воспитание дошкольников».
Сроки реализации (внедрения) разработки:
Проект «Наш дом - Кузбасс» включает в себя 4 проекта, продол-жительностью 1 год (для каждого возраста). Общая продолжительность проекта - 4 года.
Во второй младшей группе - проект «Дружная семейка».
Средняя группа - проект - «Посёлок, в котором я живу»
Старшая группа - проект «Наш дом - Кузбасс».
Подготовительная группа - «Россия - Родина моя».
Исполнители проекта и основные участники:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс дет-ского сада осуществляется на взаимодействии всех специалистов, родителей воспитанников и социальных партнеров.
Новизна разработки:
- интеграция всех специалистов ДОУ для реализации разработки;
- привлечение родителей и шефов к сотрудничеству;
- презентация достижений проекта на уровне учреждения, поселка.
Ожидаемые результаты:
1. Понимание детьми, что они жители не только поселка, города, региона, но и страны. Они - россияне.
2. Развитие у детей представлений о достопримечательностях, тради-циях, достижениях страны.
3. Умение ориентироваться на карте России.
4. Умение детей различать символику страны и региона.
5. Знание мелодии гимна страны, умение вести себя при его испол-нении.
6. Развитие у детей познавательной активности, творческих способ-ностей, коммуникативных навыков, нравственных качеств (доброта, отзывчивость, любовь к Родине).
Перспективы дальнейшего развития проекта, возможности распространения полученного опыта :
1. Изучить информацию о людях, прославивших Кузбасс.
2. Создать мини-музей «Наш дом - Кузбасс» на базе детского сада.
3. Привлечь родителей, шефов для организации автобусных экскур-
сий.
3. Распространять опыт работы в данном направлении на разных
уровнях.
Важнейшим условием успешной проектной деятельности является дифференциация образовательного пространства.
Для реализации проекта в группах :
- созданы уголки родного края (поселок, город, страна, мир). Данный ма-териал подобран в соответствии с возрастными особенностями, учетом статичности- сме-няемости познавательного материала. Составными компонентами являются: фото, иллюстративный материал о регионе; макеты, поделки; куклы в национальной одежде; карты; муляжи; коллекции пород, минералов; фотоальбомы и т. п. ;
- подобран демонстрационный и раздаточный материал (по темам «Семья», «По-селок», «Как добывают уголь», «Кузбасский край», «Россия и россияне» и т. д.);
- мини-лаборатарии;
- подборка бросового и природного материала;
- художественная литература;
- и т. д.
Мною оформлена детская энциклопедия общей тематики «Наш дом – Кузбасс».
Метод проекта рассматриваю как особый механизм взаимодействия семьи и детского сада, воспитателя и семьи воспитанника.
Прежде чем приступить к работе с детьми по методу проектов, прово-жу целенаправленную просветительскую работу с родителями : знакомлю их с инно-вационной технологией, раскрываю ее преимущества и целесообразность исполь-зования с детьми дошкольного возраста (выступления на родительских собраниях, индивидуальное, групповое и подгрупповое консуль-тирование и т. п., отметив необходимость участия родителей в реализации проектов.
Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источ-
никами информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также непосредственными участниками образовательного процесса («Шьем кукле праздничное платье», «Кормушка для птиц», «Снежный го-родок на участке» и т. д.) обогащают свой педагогический опыт, испытывают чув-ство сопричастности и удовлетворения от сво-их успехов и успехов ребенка. Ро-дители активно помогают в создании и обогащении развивающей среды в группе, являются активными участниками выставок, конкурсов, праздников, мини-проектов («Осенины», «Поделки к Новому году», «Дары Осени», «Самый снежный городок» и т. д.). Активность родителей значительно повышается от года к году.
Реализация проекта осуществляется во взаимодействии с социальны-ми партнерами поселка:
- территориальное управление поселка Бачатский ;
- КЦ Бачатский;
- Центр Детского творчества;
- музей поселка
-и т. д.
Дети, педагоги и родители воспитанников являются активными участ-никами конкурсов, выставок, проводимых в поселке:
- выставка цветов ко Дню Шахтера;
- конкурс «Минута славы»;
- конкурс «Супербабушка!»;
- конкурс «Родники Кузбасса!»
- и т. д.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способ-ствует повышению самооценки у ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
В процессе реализации проекта расширился кругозор детей, знания об окружающей действительности, расширились представления детей о труде взрослых, результатах труда.